Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (59) 2020


«Россия - Республика Корея»

 

Точка зрения
«Большая тройка» о мироустройстве после войны

75 лет назад, 11 февраля, завершила работу Ялтинская конференция. Гитлеровцев и их союзников добивали Красная Армия. союзники, антифашисты европейских стран. Человечество было полно надежд на мирное будущее. Кровавые палачи и их пособники обустраивали себе схроны и запасались липовыми справками и документами.

«Внутренние миры, внешние отношения». Интервью с Лидой Шерафатманд.

Мир сострадания

Под таким названием с 31 августа по 15 сентября в Санкт-Петербургском государственном музее-институте семьи Рерихов проходила выставка живописных произведений мальтийской художницы, скульптора, ювелирного дизайнера, поэтессы и общественной деятельницы Лиды Шерафатманд. Мероприятие было организовано по инициативе почетного консула Республики Мальта в Санкт-Петербурге Игоря Онокова при содействии Министерства культуры этого государства.
Наш корреспондент Виктор Иванов побывал на выставке и задал Лиде Шерафатманд несколько вопросов.

— Госпожа Шерафатманд, Вы — вице-президент Глобального союза гармонии, известной в мире неправительственной организации. Какие цели она преследует?

— Если коротко, то миссия Глобального союза гармонии заключается в том, чтобы прокладывать глубоко осознанный, не насильственный путь, ведущий к достижению мировой гармонии. Организацию возглавляет петербуржец Лев Семашко. Мы считаем, что эта цель может быть достигнута гармоничным образованием и межкультурным диалогом на всех уровнях: глобальном, региональном, национальном и локальном. Наша организация создана в начале 2005 года и в настоящее время объединяет более 500 индивидуальных членов из 56 стран, в состав организаций, являющихся коллективными членами Союза в 80 странах, входит более миллиона человек. Российское отделение Глобального союза гармонии возглавляет заместитель директора Музея-института семьи Рерихов Юлия Будникова. Ей понравились мои картины и научные работы, и мне было предложено организовать выставку и провести семинары в помещении музея.

— Чем Вам близок Николай Рерих?

— Я всегда восхищалась этим замечательным человеком, изучала его философские труды. Его живопись до сих пор является для меня образцом подлинного мастерства. Примечательно, что он сумел совместить свою творческую активность с общественной деятельностью. Ведь именно он разработал документ, призывающий все страны к охране культурного наследия в военное время, известный как «Пакт Рериха», который позже лег в основу Конвенции по охране всемирного наследия ЮНЕСКО. Я начала с того, что выставляла свои картины на конференциях, где обсуждались международные проблемы, потом мне самой захотелось глубже понять общество, в котором мы живем, и я поступила в Мальтийский университет на факультет международной политики. При написании дипломной работы я использовала труды Николая Рериха. И сегодня я счастлива, что смогла выставить свои картины и участвовать в научных дискуссиях в доме, где часто бывал этот великий человек.

— Ваши полотна наполнены радостью, яркие краски, плавные линии, отсутствие агрессивных тонов…

— Таким образом я показываю различные эмоциональные состояния, присущие человеку, пытаюсь раскрыть взаимосвязь между его внутренним миром и внешним окружением, объяснить, как внутреннее состояние влияет на характер внешних отношений. Я убеждена, что красота человеческих отношений и стабильность в обществе всегда зависят от внутренней природы человека, от его духовного мира. Поэтому выставка так и называется: «Внутренние миры, внешние отношения». Представленные картины являются своеобразными визуальными выражениями моей мировоззренческой позиции и носят названия: «Мир Сострадания», «Мир Интеллекта», «Мир Гнева»…

— Они как бы иллюстрируют Ваши научные исследования?

— Я прежде всего художник, а научными исследованиями занимаюсь только для того, чтобы сделать свои картины более выразительными, насыщенными, чтобы они были актуальны и понятны людям. Стараюсь, чтобы мои художественные поиски не только доставляли удовольствие мне лично, но и несли в мир близкую мне философию жизни, способствовали бы созданию гармоничного общества. Ведь гармония — это один из основополагающих принципов искусства, смысл которого в том, чтобы все части целого сочетались друг с другом.

— Именно об этом Вы написали в сборнике «Азбука гармонии»…

— Я горжусь, что меня пригласили к участию в создании этого замечательного сборника. В нем участвовали 75 авторов из 26 стран. Мой вклад совсем небольшой — это философская поэма «Сила гармонии, сохраняющая нас живыми». В качестве иллюстраций я использовала свои картины. Кстати говоря, книга «Азбука гармонии» была выдвинута на соискание Нобелевской премии мира 2013 года.

 

Почетный консул Мальты в Санкт-Петербурге Игорь Оноков на открытии выставки

— Но мир становится все более жестким, агрессивным и непредсказуемым. Не означает ли это, что деятельность, направленная на создание гармонии в душе отдельной личности, которая не в силах противостоять внешней среде, бесперспективна? Или же Вы надеетесь на понимание и всеобщее следование благородным принципам?

— Я родилась в Иране, в период страшной ирано-иракской войны, поэтому мне хорошо знакомо это состояние агрессии, овладевающей людьми в определенных обстоятельствах. Но я борюсь с агрессивными настроениями всеми средствами и прежде всего художественной демонстрацией красоты, гармонии, доброты. Верю, что красота поглотит мрак и в мире восторжествует добро. Люди обычно понимают мое восприятие мира и мою философию. Поначалу меня воспринимают как мечтателя, однако когда я начинаю рассказывать историю своего детства, они лучше понимают суть моего творчества и взглядов на жизнь. Считаю, что причина дисгармонии заключена в каждом из нас, потому что многие не хотят брать на себя ответственность за то плохое, что происходит вокруг. Мне кажется, что все мы недооцениваем нашу общую огромную силу, считая себя маленькими людьми, от которых мало что зависит, перекладываем решение проблем на плечи политиков и других влиятельных персон. Однако, по сути дела, все мы влияем на окружающий мир. Именно эту идею несут в себе картины, которые я привезла в Санкт-Петербург, и именно об этом я буду говорить на семинарах во время работы выставки. Уверена, что все в этом мире взаимосвязано: наш внутренний мир мотивирует наши внешние действия, а все, что вокруг нас, — можно изменить, начав работу над своим внутренним состоянием. Недаром в преамбуле устава ЮНЕСКО сказано: «Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира».