Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 4 (62) 2020


«Россия - Новая Восточная Европа»

 

Точка зрения
Конфликт в Нагорном Карабахе: история и причины

Армения и Азербайджан ввели военное положение и объявили мобилизацию после обострения ситуации в Нагорном Карабахе. Стороны обвиняют друг друга в нарушении перемирия, провокациях и рапортуют об уничтожении техники и военнослужащих соперников. О том, с чего начался конфликт и почему вокруг Нагорного Карабаха не утихают многолетние споры, рассказывает НТВ.

Единство в различиях. Надежда Хорхордина.

ТЕКСТ: НАДЕЖДА ХОРХОРДИНА
ФОТО: Санкт-Петербургский Дом национальностей

16 ноября мир в очередной раз отметил Международный День толерантности. Его предыстория весьма примечательна. По случаю 50-летнего юбилея ЮНЕСКО в 1995 году была принята «Декларация принципов терпимости». Под конец XX века в мире, пришедшем в небывалое до сих пор движение, в результате череды локальных войн и междоусобиц практически на всех континентах накопилось множество межэтнических проблем. Большую долю горя в этот котел человеческих страданий добавил и развал Советского Союза… В 1997 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ООН отмечать Международный день толерантности, подчеркивая тем самым важность назревшей проблемы, при неизбежности дальнейшей глобализации мирового общества в целом.
Под терпимостью в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Декларация рассматривает также угрозы, которые несет человечеству нетерпимость, и предлагает методы и программы борьбы с ней.

Для всей России пример

21 октября 2005 года в центре Петербурга в старинном особняке на Моховой, 15 был открыт Дом национальностей, первый и единственный на то время в России. Решение городских властей создать новое государственное учреждение было не просто данью моде. По данным статистики, в Петербурге на начало 2000-х проживали представители почти 170 разных национальностей. Их доля среди населения города составляла 15,3 процента. Чтобы подойти к разрастающейся проблеме квалифицированно и, главное, продуктивно, обратились за помощью к ученым исторического и восточного факультетов СПбГУ, Российского этнографического музея, Музея антропологии и этнографии Российской академии наук.
Ведь Санкт-Петербург изначально рос и развивался как многонациональный организм. Материалы, предоставленные учеными-историками А. В. Гадло, Р. Ф. Итсом, Б. В. Ивановым, Н. М. Романовой, И. Я. Фрояновым, легли в основу программы «Толерантность», принятой правительством Петербурга в 2006 году.
Дому национальностей в новом проекте отводилась роль координирующего центра национально-культурных объединений и землячеств, зарегистрированных в Санкт-Петербурге, а также связующего звена между указанными организациями и администрацией города и районов.
Рамки проекта охватывают практически все сферы человеческой жизни: быт, учебу, работу, семью, отдых. С самого начала Дом национальностей сделал ставку на лидеров национально-культурных обществ и землячеств. Через них решает проблемы, возникающие у прибывших на работу или учебу в Петербург из других регионов России, ближних и дальних стран. Ведь большинство из приезжих не только не имеют профессии, но и не знают русского языка.


В этом направлении деятельность Дома национальностей широка и многообразна: при поддержке правительства города проводятся традиционные «круглые столы», диалоги, конференции, выставки, мастер-классы, работают дискуссионные клубы. География мероприятий охватывает практически весь город и его пригороды — особенно когда проходят спортивные и национальные праздники.
В Петербурге на декабрь 2012 года зарегистрировано 108 национально-культурных объединений, организаций и землячеств. Они имеют более 80 национальных коллективов, представляющих культурное наследие своих народов во всем его многообразии. Это воистину калейдоскоп талантов, живописных нарядов и безудержного веселья. Ничто так не сближает народы, как песня, танец и кухня. Редкое выступление национального коллектива обходится без презентации лакомых блюд того или иного народа. Одни праздники отмечаются в Доме национальностей, на других горожане заполняют престижные огромные залы, как, например, на татарско-башкирском «Сабантуе», финском «Юханнусе», еврейской «Хануке», «Наврузе» — весеннем празднике тюркских и иранских народов.

Как найти Костромское землячество?

В этом году к уже привычным и испытанным методам работы прибавилась общественная приемная, располагающаяся в самом Доме на Моховой, 15. По будним дням с 11 до 20 часов в ней по графику дежурят штатные сотрудники, принимающие по любым вопросам «простых» просителей, а также мигрантов. Например: где и как зарегистрировать новорожденного, куда обратиться, чтобы снять жилье по закону, где получить медицинскую помощь, как найти свое национальное общество или землячество. Следует отметить, что в Санкт-Петербурге зарегистрировано и 21 землячество разных областей и регионов Родины — от Архангельска до Камчатки.
Все больше участников привлекает культурно-спортивный проект «Мы — вместе», в рамках которого проходят турниры по дартсу, настольному теннису, домино и нардам. Множество зрителей собирают турниры по борьбе на поясах. В рамках этого проекта 28–29 сентября в Репино состоялся молодежный форум. На него для обмена опытом собрались уже состоявшиеся молодые люди до 30 лет.

Песня в подарок

В ряду множества городских мероприятий, посвященных Дню толерантности 2013 года, 16 ноября в Доме национальностей прошел традиционный День открытых дверей. Представители более 20 национально-культурных объединений и землячеств собрались здесь, чтобы показать то, что объединяет людей всех возрастов, любой национальности. Цыганский вокально-танцевальный ансамбль «Рада», представляющий Ямальское землячество, буквально завел публику огненным исполнением танца «Ваненок». Солистка коллектива Валерия Стадник рассказала, что «Раду» и еще один цыганский ансамбль с красивым названием «Бричка» ведут настоящие ОТНОШЕНИЯцыганки Юлия Студилова и Радмила Марцинкевич. Поэтому эти ансамбли имеют ярко выраженный национальный характер: едва уловимые движения рук, головы, тела, выражение лица, оттенки голоса несут тот неповторимый эмоциональный накал, который свойственен только цыганскому народу.
Армянский танцевальный коллектив «Зартонк» сугубо самодеятельный. В него входят девушки, которые уже работают или учатся в петербургских вузах. В ансамбль их привел, по выражению одной из участниц, «зов крови».
Корейскую национально-культурную автономию представлял ансамбль «Ариран». Удивительна судьба его солиста Георгия Алексеевича Кима. Родился в Туркмении (туда, в Среднюю Азию, выслали в свое время корейцев с Дальнего Востока), закончил Ташкентский политехнический институт, факультет самолетостроения по специальности инженер-технолог. Работал на известном авиационном заводе в столице Узбекистана, выпускавшем работящие и надежные ИЛы. Но «парад суверенитетов» и развал Советского Союза заставили искать иные пути. Так он с семьей оказался в Петербурге у своих дальних родственников. В Северной столице организовал частное предприятие по производству корейских салатов. Здесь все делал сам: покупал продукты, готовил, продавал, сводил «дебет с кредитом» и работал, работал. Слушая этого жизнерадостного человека, невольно заражаешься его позитивностью. В яркой национальной корейской одежде он излучает вокруг жизнеутверждающий свет.


А еще природа наградила Георгия Алексеевича Кима красивым голосом и музыкальностью. Он с одинаковым мастерством играет на фортепиано, кларнете, гитаре и сочиняет музыку. Написал гимн для школы № 230 в Купчино, в которой учится одна из трех его дочерей. Сейчас преподает в частной автошколе и много выступает перед самой разной аудиторией: в школах, церквях, домах престарелых. Репертуар разнообразный — широта души Кима сказывается и здесь.
— Подрабатываете на жизнь? — полюбопытствовала я.
— Нет, это благотворительность. Я делаю только то, что люблю, поэтому у меня много энергии.

Когда мой собеседник перечислил свои любимые дела (готовит на всю семью, водит машину, играет в шахматы и биллиард, и это все помимо страстно любимого пения), мне даже завидно стало: «Как он время находит?». Потом решила, что это и есть восточное, а точнее, корейское, трудолюбие. Ко всему прочему, Георгий Алексеевич является специальным корреспондентом газеты «Российские корейцы», выходящей в Москве. Здесь у него тоже широкое поле деятельности. Корейская национально-культурная автономия существует в Северной столице 15 лет и объединяет около 6 тысяч корейцев.

А вот председатель правления Петербургского национально-культурного центра караимов Роман Арамович Айваз представляет одно из самых малочисленных объединений — караимов в городе на Неве всего несколько десятков. Все вместе они стараются встречаться два раза в год. Один раз выступают с концертом, а второй собираются за скромным столом, как сказал Роман Арамович. Сам он, профессиональный пианист, 16 ноября привлек внимание двух певиц — приехавшей специально из Хельсинки Татьяны Макеевой, имеющей мордовские корни, и Натальи Шмидт, солистки ансамбля «Лорелея» Русско-немецкого центра встреч при Петрикирхе. Музыкант познакомил вокалисток с романсами на стихи Пушкина, написанными его отцом, композитором Арамом Айвазом.
— Я подготовил к изданию собрание его сочинений — романсы, песни, кантаты, скрипичные и фортепианные произведения, клавир балета — в 5 томах, выполнив тем самым долг перед отцом, — поделился со мной Роман Арамович.

 

 

Архангельские «козули» на вынос

В концертном зале продолжались выступления под дружные аплодисменты полного зала. А в Зеленой гостиной можно было не торопясь, слушая комментарии знатоков, посмотреть национальные костюмы и украшения, головные уборы, музыкальные инструменты, изделия декоративно-прикладного искусства, представленные национально-культурными объединениями и землячествами.
Художница Екатерина Планина, представитель Украинской национально-культурной автономии Петербурга, на своем стенде разместила вышитые украинские рушники из семейной коллекции. От выставленных изделий буквально исходил жизнеутверждающий свет. И не потому, что рушники вышиты преимущественно красными нитками. В них чувствовалось то тепло, которым обладают вещи, выполненные вручную и в единственном экземпляре.

 Если украинскую вышивку, ярославские языческие игрушки, башкирские народные костюмы можно было только рассматривать, восторгаясь мастерством умельцев, то «козули», знаменитое пряничное печенье, выложенное на огромный стол представительницей землячества «Архангельская губерния», можно было купить и попробовать! Глаза разбегались от изделий, выпеченных по старинным рецептам. Вокруг стола постоянно толпился народ. Каждому хотелось унести лошадку (наступающий год будет Годом лошади), веселое солнышко, фантастическую птицу или завлекательную зверюшку для себя, для друзей.
…День клонился к вечеру. Расходились выступающие, расходились зрители, оживленно обсуждая время, проведенное в особняке на Моховой, 15.
— Эта шляпка не очень подходит к вашему костюму, — констатировала чопорная дама, обращаясь к девушке в национальном польском костюме.
— Вы правы, мы много пересмотрели и остановились на соломенных, потому что они очень близки к теме лета, о котором мы с подругой пели, — весело отвечала женщина из культурно-просветительского общества «Полония» имени Адама Мицкевича. А потом дамы говорили уже о самом костюме: как выбирали модель, где шили.