Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 

Под сенью амбициозных проектов

Внимательно слушая выступления на сессии Северного совета, особенно когда речь шла о сотрудничестве с Северо-Западом России, я никак не мог отделаться от мысли, что мы стараемся овладеть знаниями, эффект от которых без подготовки соответствующей базы недостижим. Вот уже второе десятилетие мы осваиваем опыт благополучных северных соседей в области экологии, развития гражданского общества, образования и медицины вместо того, чтобы вначале попытаться внедрить их проверенную временем систему налогообложения, контроля над добычей и использованием природных ресурсов, справедливого распределения доходов от их экспорта. Думается, что без этого невозможно построить гражданское общество, добиться социальной гармонии и межнационального согласия. По возвращении в Петербург я поделился своими мыслями с человеком, наиболее компетентным и авторитетным в области организации сотрудничества Северных стран с Россией, директором Информационного бюро Совета министров северных стран Микой Бёдекером, и задал ему несколько вопросов.

— Уважаемый господин Бёдекер, каковы Ваши впечатления от 65-й сессии Северного совета? Чем, на Ваш взгляд, она отличается от предыдущих?

— Мы с вами участвовали в очень важном мероприятии, на котором можно было познакомиться с мнением лидеров Северных стран по ряду вопросов, следить за дискуссией по наиболее актуальным проблемам их развития и сотрудничества с Россией, Белоруссией и странами Балтии. Сессии проходят ежегодно поочередно в каждой из Северных стран. Последний раз отношения с Россией особо обсуждались в 2008 году на 60-й сессии в Хельсинки. Там были приняты основные направления по сотрудничеству Совета министров Северных стран с Северо-Западом России на 2009–2013 годы. Какого-то особого отличия этой сессии от предыдущей я не заметил. По-моему, все было так же четко, ясно и ярко. И все же некоторые моменты отметить следует: во‑первых, мнение о том, что наиболее важные проекты следует реализовывать сообща, во‑вторых, основные направления по сотрудничеству теперь не ограничены во времени — это подчеркивает долгосрочный характер наших взаимоотношений.

— Ведь мир стремительно меняется, и в течение последних пяти лет произошло много событий, на которые нельзя не реагировать…

— Вы правы, и об этом говорили многие участники и гости сессии, для которых небезразлична ситуация в Сирии, в странах Северной Африки и Ближнего Востока, вопросы с правами человека в Белоруссии. И хотя участие в решении внешнеполитических и военных проблем не входит в компетенцию Северного совета, мнение выступивших, несомненно, будет услышано международным сообществом. В докладах также прозвучала серьезная озабоченность последствиями мирового финансового кризиса, демографической ситуацией, безработицей среди молодежи. Подчеркивалось, что решать эти и подобные им проблемы труднее, чем думалось первоначально.

— Почти все выступающие говорили о необходимости ликвидации пограничных барьеров между странами Северной Европы. Но ведь мы знаем, что в Шенгенской зоне их не существует. О чем идет речь, поясните, пожалуйста.

— Действительно, границ в их классическом понимании не существует. Однако свободному передвижению людей с целью работы или учебы препятствуют различия в национальных законодательствах. К примеру, существуют ограничения на беспошлинный ввоз автомобилей, на которых ездят на работу в соседние страны, особые правила их регистрации. Имеются проблемы с получением бесплатных медицинских услуг не по месту жительства, а по месту работы в другом государстве.

— Пять Северных стран давно и плодотворно сотрудничают в рамках Совета министров Северных стран. А какие новые задачи вам придется решать в предстоящем году, в год председательства Исландии?

— Главным проектом будущего года станет для нас «северное благосостояние», в том числе экономика, здравоохранение, рынок труда. Планируется отдельный проект по сотрудничеству журналистов, чтобы они показывали наше открытое общество, наш опыт решения проблем. Естественно, будут продолжены и традиционные направления нашей деятельности. Есть проекты, которые мы уже выполнили, — надо проанализировать результаты и решить, стоит ли их продолжать, или же цель достигнута. Скажу так: когда мы решим все проблемы, то никому уже не будем нужны.

— И все же спрошу еще вот о чем. Из года в год Северные страны делятся с нами опытом развития демократических институтов и решения экологических и социальных проблем. Однако, как мне кажется, в основе «северного благосостояния» в первую очередь лежит адекватная система налогообложения и использования природных ресурсов. Почему эти проблемы не были включены в программы обмена опытом?

— Пытаюсь понять, почему. Может быть потому, что такого предложения до сих пор не поступало ни от одной из стран. Тем не менее это хорошая идея, и я предложу ее для обсуждения.

— Благодарю Вас, господин Бёдекер, за ответы и за предоставленную Вами возможность аккредитации нашего журнала на сессии Северного совета.