Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 

Из истории общества «СССР—НОРВЕГИЯ» в Ленинграде

Между Россией и Норвегией на протяжении веков, за исключением самых давних времен, пролегала мирная граница, не омраченная военными столкновениями наших народов. Исторические события XIX века складывались так, что в северных районах норвежское и русское (поморское) население помогало друг другу и занималось самым мирным видом взаимоотношений — торговлей, выгодной обеим сторонам. Россия была первой державой, признавшей в 1905 году самостоятельность Норвегии. Русская культура вызывала неподдельный интерес у норвежской интеллигенции. В свою очередь в России было много поклонников Генрика Ибсена, Кнута Гамсуна и Эдварда Грига. Но, вероятно, наиболее плодотворной при международных связях является так называемая «народная дипломатия», которая развивается в процессе межгосударственных отношений. Существенную роль в установлении неформальных взаимосвязей между норвежским и советским народами сыграло Общество «СССР—Норвегия», и в частности его Ленинградское отделение. 

ТЕКСТ: ТАТЬЯНА ШРАДЕР,
старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера)

Конфронтация между системами, закрытость северной границы не смогли заглушить добрых чувств между русскими и норвежцами. Приезжавшие в 1950–1960-е годы норвежцы, особенно пожилые люди, часто рассказывали о различных эпизодах торговых и других контактов своих родителей с русскими поморами, приходившими на своих судах в северные города Норвегии.
В первые годы советской власти взаимоотношения между СССР и Норвегией складывались достаточно мирно. 15 февраля 1924 года Норвегия направила ноту о признании Советского союза де-юре. Через год были подписаны межгосударственные договоры о торговле и мореплавании, осуществлялись дружеские визиты в Норвегию советских военных кораблей и устанавливались культурные связи. В мае 1931 года к власти в Норвегии пришла Крестьянская партия, правительство которой проводило политику сокращения торговли с Советским Союзом. В 1933 году с отставкой ее правительства при новом кабинете Мовинкеля советско-норвежские отношения вернулись внормальное русло.

Норвежский актер Кнут Ханссон с супругой в Доме актера. 1966

Улучшение отношений между странами способствовало созданию в 1933 году в Норвегии Общества культурного сближения, членами которого были видные ученые и деятели искусства этой страны. Это общество располагало немалыми возможностями — демонстрация советских фильмов, не идущих в прокате, выступление членов общества перед широкой аудиторией с докладами об СССР. В 1933 году Общество организовало поездку представителей норвежского искусства на театральную неделю в Москве. 11 февраля 1937 года в Осло прошли различного рода мероприятия, посвященные памяти А. С. Пушкина. У значительной части норвежской интеллигенции была заинтересованность в развитии культурных связей с СССР. До Великой Отечественной войны и после нее культурные контакты в СССР осуществляло Всесоюзное общество культурных связей с заграницей (ВОКС), основанное в 1925 году.

В феврале 1958 года в Москве в рамках Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (ССОД) создается Общество «СССР—Норвегия». Осенью того же года в Ленинграде открывается его отделение. На открытии присутствовали студенты норвежского отделения кафедры скандинавской филологии Филологического факультета ЛГУ, в том числе и автор этой статьи. Ведущей организацией Общества был определен Институт Арктики и Антарктики (ААНИИ), председателем избран директор института, известный полярник Алексей Федорович Трёшников, вице-председателем — преподаватель норвежского языка филфака ЛГУ — Валерий Павлович Берков. Ответственным секретарем Общества выбрали меня — владеющую норвежским языком выпускницу университета, сотрудницу отдела международных связей ААНИИ.
Вначале ССОД в Ленинграде располагался на улице Петра Лаврова, а в 1965 году ему предоставили здание бывшего дворца графа Шувалова на Фонтанке с его прекрасными залами для встреч и больших праздников, уютными кафе. Первые годы референтом по работе со скандинавскими странами была Раиса Алексеевна Казанцева, затем — Тамара Николаевна Сокольщук. В 1980-е годы референты, осуществлявшие координационную деятельности Общества, его связи с ленинградским обкомом КПСС и другими организациями, часто менялись.

Во главе Общества стояло правление, в состав которого входили люди, знавшие и любившие Норвегию, — В. П. Берков, океанолог Л. Л. Балакшин, полярник Н. А. Волков, секретарь Всероссийского театрального общества в Ленинграде В. Д. Толстая, генерал-лейтенант В. И. Щербаков, командовавший 14-й армией, которая освободила Северную Норвегию от фашистов, П. Г. Сутягин, бывший перед войной военным атташе в Осло, а позднее служивший в разведке Северного флота, известный кинорежиссер Игорь Масленников и другие. В него входили также представители предприятий — коллективных членов Общества, таких как упомянутый ААНИИ, завод «Пищевик», где было установлено норвежское оборудование, кафедра скандинавской филологии филфака ЛГУ, Вагоноремонтный завод, Лесной порт и другие, деятельность которых была в той или иной степени связана с Норвегией. Профсоюзные организации этих предприятий зачастую финансировали встречи с норвежскими делегациями и отдельными гостями, приглашали сотрудников этих предприятий на встречи с норвежцами и на культурные мероприятия, проводимые Обществом. Мне запомнился вечер в уютной гостиной, где рабочие и служащие слушали выступление популярного в то время исполнителя, артиста С. Н. Колосова, читавшего «Пер Гюнта» Генрика Ибсена под музыку Эдварда Грига. В Доме Дружбы показывали норвежские фильмы, советские художественные фильмы о Норвегии — «Под каменным небом» норвежец Фредрик Бергстрём спас тогда жизнь узбека Вакхаба Ибрагимова, поделившись с ним едой. После марта 1945-го они расстались, а в 1954-м Ф. Бергстрём с делегацией попал в Ташкент, где встретился с Вакхабом, и они восстановили контакт. В 1963 году их дочери встретились, потом начали переписываться, а затем переписывались уже их классы. В газете Sovjet-Nytt от 3 октября 1963 года была опубликована большая статья об этой удивительной истории.

Т. Винье с учеными ААНИИ — Л. Л. Балакшиным (крайний слева) и И. М. Долгиным (крайний справа). 1969

Тур Хейердал (слева) с членом правления Общества «СССР—Норвегия» в Ленинграде П. Г. Сутягиным. 1962

Открытие памятника Р. Амундсену премьер-министром Норвегии Т. Браттели в саду ААНИИ. 1974

В 1960-х и 1970-х годах в Ленинграде побывало значительное количество известных в Норвегии деятелей культуры, ученых, активистов норвежского Движения Сопротивления. Например, в 1966 году гостем Общества был артист Кнут Мёрк Ханссон (1920–1994), приехавший в Ленинград с супругой. Он родился в Каире, в 1920-е годы его отец переехал в Женеву и был там руководителем представительства миссии Ф. Нансена по делам беженцев. В годы войны К. Ханссон участвовал в антифашистском движении, в 1941 году его арестовали и приговорили к смертной казни. Но приговор был отменен, и его направили в Заксенхаузен. В 1945 году он вернулся в Норвегию и стал актером. В 1962 году гостем Общества был известный ученый и путешественник Тур Хейердал, Ленинград посетил также писатель Йёнс Бьёрнебу и многие другие.


Спустя 40–50 лет трудно вспомнить в деталях все события тех далеких лет. Конечно, не все наши гости симпатизировали политике СССР, но в то время многих объединяло стремление к борьбе за мир, против несправедливости, ужасов фашизма, в схватке с которым советский народ вышел победителем. Гости видели трудности нашей жизни, но теплые чувства к советскому народу в то время преобладали, и этому способствовала деятельность Общества «СССР—Норвегия» в Ленинграде.