Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 
окт 15, 2021

Из выступления официального представителя МИД России М.В.Захаровой на брифинге «на полях» Третьего Евразийского женского форума, Санкт-Петербург, 14 октября 2021 года

О визите старшего заместителя Госсекретаря США В.Нуланд

 Оцениваем состоявшиеся 12 октября с.г. в МИД России переговоры с В.Нуланд как в целом полезные и своевременные.

Разговор получился предельно откровенным, без сглаживания острых углов по многочисленным проблемам, «раздражителям» в двусторонних отношениях, включая искусственно создаваемые Вашингтоном препятствия для деятельности диппредставительств России, постоянно вводимые визовые и иные ограничения, на которые мы вынуждены отвечать.

Напомним, что приезд В.Нуланд, фигурировавшей в российском «стоплисте» (нужно подчеркнуть, что это ответный «стоплист») стал возможен после того, как американская сторона выдала визу российскому дипломату, которому неоднократно отказывали во въезде в США по служебной необходимости. Он получал отказ в американской визе, хотя собирался ехать в ООН, которая находится на территории США. Это важный моментУ США есть обязательства как принимающий эту международную структуру страны обеспечивать её нормальную работу, в т.ч. выдачу виз тем зарубежным дипломатам, общественным деятелям, экспертам, которые прибывают в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке для работы, для участия в конференциях, симпозиумах. Это прямая обязанность США. Она не должна зависеть от двусторонних отношений или от каких-либо иных факторов в политике США. Она прописана в соответствующих документах. И от этой обязанности они не могут просто так отказываться. В контексте не выдачи визы российскому дипломату эти свои обязанности США много раз грубо нарушали. Соответственно, российский дипломат получил возможность въезжать в США, такая виза была ему выдана. Подобный размен позволил решить эту конкретную ситуацию, но в более широком плане, как было четко обозначено российской стороной в ходе переговоров, необходимо снять все ограничения, вводившиеся на взаимной основе, чтобы посольства и консульства могли работать нормально.

По итогам консультаций с заместителем Министра иностранных дел С.А.Рябковым, в которых принял участие заместитель Министра обороны генерал-полковник А.В.Фомин, а также по итогам бесед с другими российскими официальными лицами, можно констатировать, что, несмотря на сохраняющийся кризисный потенциал в двусторонних отношениях, в Москве и Вашингтоне разделяют стремление поддерживать диалог с целью придать им большую устойчивость и предсказуемость. В данном контексте дальнейшая эскалация на российском направлении, к чему призывают русофобски настроенные силы в США (речь идёт о недавнем призыве антироссийских конгрессменов о высылке 300 или 400 российских дипломатов и многое, что мы сейчас слышим из Вашингтона), способна лишь обострить и без того избыточную конфронтацию между нашими странами.

В.Нуланд было заявлено о нашей готовности к налаживанию контактов на всех уровнях в соответствии с договоренностями президентов России и США, достигнутыми в ходе саммита в Женеве. В качестве позитивного примера упоминались успешно развивающийся диалог по стратегической стабильности и взаимодействие в области информационной безопасности.

С нашей стороны подчеркивалась безальтернативность сбалансированного, отвечающего новым геополитическим реалиям подхода американской стороны к выстраиванию отношений с Россией на основе принципов равноправия и учета интересов друг друга.

В разговоре с В.Нуланд акцентировано, что формирующиеся, если не сказать сколачиваемое США, Великобританией и Австралией партнерство «AUKUS» не только грозит подорвать сложившуюся архитектуру безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и потенциально несет в себе риски для международного режима нераспространения.

По инициативе российской стороны затрагивалась также тема опасной активизации деятельности НАТО в непосредственной близости от российских границ, в первую очередь, в Восточной Европе и акватории Черного моря. Особую тревогу внушает недавнее решение Вашингтона и Варшавы о постоянном размещении на польской территории на ротационной основе американского воинского контингента и развертывание там элементов системы глобальной американской ПРО.

При обсуждении международной проблематики значительное внимание было уделено проблеме и ситуации в Афганистане после закончившейся коллапсом эвакуации американского военного контингента. Россия исходит из того, что, несмотря на кардинальные изменения внутриполитической обстановки в ИРА, механизмы расширенной «тройки», а также Московского формата, в который входят ключевые страны региона и США, не утратили актуальности и могут оказать эффективное содействие процессу межафганского примирения и формированию инклюзивного правительства, отражающего интересы всех этнополитических сил страны.

Вновь недвусмысленно заявлено, что размещение военной инфраструктуры США и НАТО в Центральной Азии для России категорически неприемлемо. Наша твердая позиция на этот счет, изложенная Президентом России во время женевского саммита, остается неизменной.

Условлено продолжать контакты по всему спектру актуальных проблем российско-американской повестки дня.(mid.ru)