Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 3 (76) 2025


«100 ЛЕТ НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ»

 

Точка зрения
К ДНЮ РОЖДЕНИЯ В. ВЫСОЦКОГО (Потерянное интервью)
(Дмитрий Каралис, из 3-го тома с/с «Петербургский альбом», 2025 г. СПб. изд. «Петрополис».
В октябре 1974 года по институтским коридорам пронесся слух: вечером во Дворце культуры моряков выступает Владимир Высоцкий. Я встрепенулся и бросился звонить в комитет комсомола приятелю. Билетов нет — все раздали по факультетам. На втором этаже Дворца культуры моряков размещался корреспондентский пункт газеты «Водной транспорт» — я немного сотрудничал с ними. Прибежал, запыхавшись, в корпункт. — Хотите, попробую взять у Высоцкого интервью? Только надо договориться с вахтой, чтобы вечером пропустили. Заведующий корпунктом, добродушный, сильно покрученный жизнью дядечка, не-спешно достал из-под стола бутылку портвейна, налил, выпил, поморщился и пожал плечами: — Ну, попробуй. Только на хрена он нам? У нас морская газета. А он кто? Не пойми кто. Да и вообще… — А вы не знаете, как его отчество? — Знаю. Владимир Владимирович! Как у Маяковского! В кабинет, задорно стуча каблучками, зашли две дамочки — из редакции газеты «Моряк Балтики». И сразу закурили, защебетали, захохотали. — Сегодня у нас Высоцкий выступает! — значительно произнес хозяин кабинета и вновь налил.— Вот Каларис хочет у него интервью взять. — Каралис,— поправил я.

авг 23, 2024

ПАМЯТНАЯ ВСТРЕЧА ВО ВЬЕТНАМЕ

vstrecha

Текст: А.С.Зайцев - заместитель Председателя Ассоциации российских дипломатов, Чрезвычайный и Полномочный Посол, к.э.н.

 

55 лет назад, 2 сентября 1969 г. ушел из жизни президент Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мин. Известие о его смерти застало меня в Москве по возвращении из командировки в ДРВ в конце августа 1969 г. Несколько дней спустя, меня вызвали в Департамент кадров МИДа и предупредили, чтобы я был готов заменить одного из переводчиков вылетающей в Ханой для участия в похоронах в составе правительственной делегации (коллега был на грани заболевания, но все обошлось, и необходимость в моей поездке отпала).

 

За три года работы в Посольстве в Ханое мне ни разу не приходилось видеть президента на крупных протокольных мероприятиях, в том числе на юбилейном приеме в ноябре 1967 г., устроенном нашим Посольством. Встретиться с Хо Ши Мином мне посчастливилось в ноябре 1965 г. во время поездки в ДРВ переводчиком профсоюзной делегации.

Перед самым отлетом в Москву, когда мы только что вернулись в Ханой из поездки в соседнюю провинцию воюющего Вьетнама, пришло неожиданное сообщение, что делегацию примет президент Хо Ши Мин. Это была большая неожиданность - программой визита прием президентом не предусматривался. В последнее время по причине болезни он редко участвовал в публичных мероприятиях.

 

 

 С президентом ДРВ Хо Ши Мином после беседы (справа от президента – Посол СССР в ДРВ И.С.Щербаков, автор – третий слева). Ноябрь 1965 г.

 

В приподнятом настроении мы быстро собрались, и вскоре были у входа в официальную резиденцию - Президентский дворец, где нас уже дожидался приглашенный на беседу Посол СССР в ДРВ И.С.Щербаков.

Президент, одетый в светлый хлопчатобумажный костюм хорошо знакомого по фотографиям и открыткам покроя, встретил нас радушным приветствием. Его добрая улыбка и простота в общении как-то незаметно помогли мне снять скованность в начале беседы и ободряли при переводе. Вьетнамский народ, сказал он, искренне благодарен правительству и братскому советскому народу, профсоюзам за братскую поддержку и помощь делу мирного строительства Северного Вьетнама и в отражении американской агрессии, в борьбе народов Южного Вьетнама за свободу и независимость родины.

Президент оживился, вспоминая свои поездки в нашу страну, оказанный ему повсюду радушный прием. Особенно тепло он отзывался о встречах с молодежью, называя ее собирательно «комсомольцы», говорил о множестве получаемых им от молодых рабочих, колхозников, студентов и школьников писем. (Как рассказал мне знающий вьетнамский язык дипломат, работавший в нашем Посольстве в Ханое в начале 60-х гг., президент внимательно знакомился с письмами, не оставляя их без ответа. Несколько раз его приглашали к президенту. Передавая очередную порцию писем, президент подробно расспрашивал об их содержании. Позднее письма стали присылать в Посольство из президентской канцелярии для перевода).

По окончании беседы, когда кто-то из делегации попросил сфотографироваться вместе на память, президент, к большой неожиданности для сопровождающих, предложил сделать снимок на открытом воздухе. После небольшой заминки, вызванной, как мы поняли, опасениями за состояние здоровья президента и тревожной обстановкой (после начатых в феврале массированных бомбардировок и обстрелов авиацией США населенных пунктов Северного Вьетнама и ожидали новых воздушных налетов на Ханой), вслед за поддерживаемым под руки президентом, мы спустились по высокой лестнице во внутренний двор, где и был сделан памятный снимок. 

Фотографирование не заняло много времени - торопили находившиеся рядом врач и охрана. По всему было видно, что этот дружественный по отношению к советской делегации жест стоил президенту немалых физических усилий.

С тех пор минуло более полвека. Но и сейчас живы в памяти подробности памятной встречи с президентом ДРВ Хо Ши Мином, его человеческая душевность и простота в общении.