ГЕРМАН ТИТОВ НА ОРБИТЕ ДРУЖБЫ С ВЬЕТНАМОМ
(к 90-летию со дня рождения)
Текст: А.С. Зайцев - заместитель председателя Совета Ассоциации российских дипломатов, Чрезвычайный и Полномочный посол, кандидат экономических наук. В 1983-1987 гг. - заведующий Отделом Юго-Восточной Азии МИД.
Мое знакомство и встречи с Германом Степановичем Титовым были связаны с Вьетнамом.
Известие о его первом космическом полете я встретил за сборами в свою первую поездку во Вьетнам в конце августа 1961г. Когда в 1962 г. Г.С. Титов впервые прилетел во Вьетнам, я по окончании института работал в Аппарате советника по экономическим вопросам посольства СССР в Ханой, увидеть его тогда мне не довелось. О приезде Г.С. Титова во Вьетнам и его поездке с президентом ДРВ Хо Ши Мином в залив Халонг я узнал из газет. Как и о дружественном жесте президента, который во время прогулки по заливу преподнес в дар Герману Степановичу приглянувшийся ему, как напишет об этом позже сам космонавт, «небольшой островок с крохотным песчаным пляжем», который отныне стал носить его имя. В своей книге «Голубая моя планета» космонавт описал этот эпизод так: «Я думаю, раз Герман Титов сам навсегда не может остаться у нас во Вьетнаме, мы оставим его по-другому», - сказал дядя Хо и, обняв меня за плечи, добавил: «Дарим тебе этот остров! Приезжай сюда всегда, когда захочешь, будешь дорогим гостем!» - и, уже обращаясь к капитану, пояснил свою мысль: «Исправь на карте: остров отныне будет называться островом Германа Титова». (ныне Остров Титова стал одним из наиболее посещаемых российскими туристами мест). Мои встречи на вьетнамской земле в 1962 г. с президентом Хо Ши Мином, вспоминал Герман Степанович, «на долгие годы связали мою жизнь с героическим народом Вьетнама».
В ноябре 1966 г. Г.С. Титов во второй раз прилетел во Вьетнам и впервые в качестве Председателя Центрального Правления Общества советско-вьетнамской дружбы (на этом посту он пробыл 25 лет). Состоялась его встреча с президентом ДРВ Хо Ши Мином, оставившая, как вспоминал позже космонавта глубокий след в его жизни.
Мне хорошо запомнилась беседа с Г.С. Титовым в тот второй его приезд во Вьетнам - тогда я был атташе в посольстве в Ханое - в номере ханойской гостиницы «Тхонг нят», где он остановился. Вернувшись из поездки по стране, Герман Степанович с болью и горечью делился своими впечатлениями об увиденном - варварских разрушениях городов и сел в результате воздушных налетов американской авиации, восторженно отзывался о героизме вьетнамского народа, который непременно одержит победу в справедливой борьбе за объединение своей родины.
В последующие годы мне довелось не раз встречаться с Германом Степановичем в Москве на мероприятиях, организованных Обществом советско-вьетнамской дружбы (в Центральное правление Общества я был избран после назначения заведующим Отделом Юго - Восточной Азии МИД), и посольством Вьетнама. Но ни до, ни после, я не видел космонавта таким взволнованным и негодующим, как тогда в 1966 г. в номере ханойской гостиницы по его возвращении из поездки по провинциям воюющего Вьетнама.
Мне хорошо запомнилась наша последняя встреча в 1988 г. в посольстве Вьетнама на Б. Пироговской в Москве на встрече Нового года - Года Дракона по восточному календарю, который тогда пришелся на 17 февраля. Радушные и изобретательные хозяева приема не позволяли гостям скучать. Развесив на елке фантики с пожеланиями спеть песню или прочесть стихи, они то и дело отрывали нас от любимого занятия - дегустации блюд ароматной вьетнамской кухни.
Вечер уже подходил к концу и гости начали расходиться, когда посол СРВ Нгуен Мань Кам объявил нам, что приглашенный на встречу Нового года космонавт Герман Титов с минуты на минуту будет в посольстве. Вскоре в зал по лестнице быстро вбежал Герман Степанович, объяснив свое опоздание уважительной причиной. «Надо же было такому случиться, - сообщил он, - что именно сегодня, 17 февраля подписан Указ о присвоении мне очередного воинского звания генерал-полковника авиации». И в доказательство жестом показал на новенькие звездочки на своих погонах. «Пришлось, как положено по традиции, обмывать третью звезду с товарищами».
Посол распорядился тут же заново накрыть стол. Мы с послом сели рядом с Германом Степановичем и по такому случаю чокнулись знакомым нам по поездкам во Вьетнам популярным вьетнамским напитком. Расспросив в подробностях гостя, как в России в офицерской среде обмывают повышение в звании, посол был немало удивлен ответом.
Конечно же, не был забыт и Новый год по лунному календарю. Характеризуя знак Дракона, посол заверил нас, что наступающий год будет «годом изматывающей работы, но сулящим награды и благополучие». И, поймав на себе недоверчивый взгляд космонавта, неожиданно спросил, верит ли он в судьбу. Герман Степанович ненадолго задумался и перевел разговор на другую тему. Перед уходом космонавта мы сфотографировались вместе за столом.