ТЕПЕРЬ - ЖЕНЕВА

Выбор Женевы как места проведения трехсторонних переговоров по урегулированию украинского конфликта вызвал широкий резонанс. Как известно, с февраля 2022г. Швейцария, приняв участие в санкционном и информационном давлении «коллективного Запада» на Россию, все дальше отходила от своего традиционного нейтралитета, серьезно уронив привлекательность Женевы как полезной переговорной площадки для налаживания равноправного многостороннего сотрудничества, урегулирования международных конфликтов. О международной Женеве вспоминает в заметке заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Анатолий Зайцев, с 1972-1977- сотрудник представительства СССР при Отделении ООН в Женеве.
Женева ныне основательно разросшийся космополитский городской конгломерат. Судьбу этого в прошлом ничем особенно не выделявшегося города, к тому же с далеко не лучшим в Швейцарии климатом (помимо Брюсселя обсуждалась кандидатура Лозанны, выгодно отличающаяся от Женевы в климатическом отношении) определил выбор ее как места пребывания штаб - квартиры Лиги Наций и позднее Европейского Отделения ООН. И это при том, что сама Швейцария, оказавшаяся волею судьбы завидным бенефициаром, более полвека, вплоть до 2002 г. откладывала решение о своем членстве в ООН, ссылаясь на несовместимость ее нейтралитета со вступлением во всемирную организацию.
В настоящее время в небольшом женевском кантоне обосновались штаб-квартиры 40 международных организаций с 25-ти тысячным персоналом и секретариаты 400 неправительственных организаций. Этому выбору Женева в первую очередь обязана своим послевоенным расцветом, широкой известностью как второй после Нью-Йорка резиденции ООН и мирового центра многосторонней дипломатии. В некоторых отношениях она даже превзошла американский мегаполис как более тихое, укромное и безопасное место для проведения переговоров различного формата и уровня. Федеральные власти Швейцарии ревностно оберегали закрепившиеся за Женевой авторитет беспристрастного партнера в оказании посреднических услуг, включая обсуждение вопросов урегулирования международных конфликтов.
.
Стабильно высокий удельный вес в общей численности населения Женевы многотысячной армии международных чиновников, постоянный поток делегаций для участия в проводимых в городе заседаниях, с годами определили ее особый стиль, наложив свой отпечаток и на восприятие местным населением международных чиновников.
За годы работы в Женеве для меня так и осталась не до конца проясненной причина устойчивого неприятия коренными горожанами, обычно редко проявляемого открыто, работающих в ООН иностранцев, не делая при этом различий между международными чиновниками и дипломатами постоянных представительств. Не без зависти судача о высоких окладах, надбавках и разных привилегиях ооновских чиновников, женевцы продолжают пребывать в наивном убеждении, что те оплачиваются швейцарским правительством из их собственного кармана. Забывая при этом, что своим благополучием, заметно возросшим, как и всех швейцарцев, за последние годы, они во многом обязаны присутствием международных организаций, дающих работу многим из них, нескончаемому потоку иностранных делегаций, круглогодично заполняющих местные гостиницы во время заседаний.
Подобное отношение, на мой взгляд, отражает популярная байка, одна из первых на эту тему услышанная мною по приезде в Женеву. «Гида, проводящего экскурсантов по женевскому Дворцу наций (в нашем обиходе - Пале) через длинный проход, именуемый «Залом тысячи потерянных шагов», мимо множества снующих взад - вперед людей, спрашивает впечатленный увиденным турист: «Скажите, сколько сотрудников работают во Дворце наций?». На что гид, надолго задумавшись, отвечает: «Я думаю, наверное, половина.».
В 1971 г. мне довелось участвовать в церемонии открытия Монумента покорителям космоса, переданного в дар от правительства Европейскому отделению ООН (уменьшенная копия обелиска того же названия у главного входа ВДНХ в Москве).
Монумент был установлен в парке Дворца наций рядом с шаром со знаками зодиака.
