ЛАОС В МОЕЙ ПАМЯТИ

«В этом году мы будем отмечать 65-летие установления дипломатических отношений между нашими странами, - подчеркнул Президент России В.В. Путин на переговорах в Москве с Президентом Лаоса. Хорошо, что Советский Союз оказывал содействие в борьбе лаосского народа за независимость, помогал в становлении экономики, вооруженных сил. Все это очень хорошая историческая база для развития отношений сегодня».
Текст: Анатолий Зайцев - заместитель председателя Совета Ассоциации российских дипломатов. В 1983-1987 гг. - заведующий Отделом Юго-Восточной Азии МИД СССР, Чрезвычайный и Полномочный Посол.
Много раз испытал на себе, как поднимает настроение неповторимое звучание кхена - древнего лаосского национального духового инструмента. Изготовленный из разновеликих бамбуковых трубочек, кхен очень смахивает на миниатюрный орган. И сейчас под настроение, сдунув пыль с патрубка и заглянув в шпаргалку с проставленными против боковых отверстий цифрами, подсказывающую в какой последовательности надо закрывать их пальцами, я вывожу единственную разученную мною лаосскую народную песню, а потом пытаюсь «импровизировать».
Этот инструмент - подарок лаосского посла. Помню, как перед своим окончательным отъездом из Москвы он пришел в Отдел с прощальным визитом, держа под мышкой большой сверток. И там же в моем рабочем кабинете продемонстрировал своеобычное звучание незнакомого мне тогда инструмента, проиграл на нем несколько мелодий и помог мне разучить одну из них.
При неповторимых звуках кхена - остаюсь к ним и поныне неравнодушным - оживает в моей памяти и возникает перед глазами Вьентьян и другие места в Лаосе, где мне довелось побывать, знакомые лица лаосских друзей и коллег, события, участником или свидетелем которых мне довелось быть за минувшие полвека. За этот незначительный по историческим меркам отрезок времени, едва прикоснувшись к жизни этой древней страны в один из трудных периодов ее истории, не перестаю восхищаться необыкновенной волей и упорством народа Лаоса, сумевшего преодолеть выпавшие на его долю, не в последнюю очередь в силу географического местоположения, тяжелые испытания, сохранив при этом свои неповторимые национальные черты, достоинство, самоуважение и мудрое рассудительное спокойствие.
В том памятном жесте посла Лаосской Народно-демократической республики (ЛНДР) отразились дружественный характер взаимосвязей наших стран, находившихся на рубеже 70-80 х гг. на самом высоком уровне со времени установления 7 октября 1960 г. дипломатических отношений.
В 1962-1964 гг. в период моей работы в Аппарате Советника по экономическим вопросам при посольстве СССР в ДРВ (представительстве ГКЭС) у меня завязались дружественные контакты с сотрудниками посольства королевства Лаоса в Ханое. С одним из них - советником посольства мне довелось встретиться через двадцать лет, когда он принимал меня во Вьентьяне в должности первого заместителя министра иностранных дел ЛНДР. Это было время первого визита в Москву правительственной торговой делегации Лаоса и подписания 1 декабря 1962 г. торгового и платежного соглашения, способствовавших выполнению «плана социально-экономического развития королевства Лаоса на 1962-1963 гг.».
Позднее, в годы войны во Вьетнаме – тогда в 1966-1969 гг. я работал в посольстве СССР в Ханое, – во время бомбардировок территории ДРВ авиацией США, которые охватили и Лаос, мы пристально следили за активными шагами Советского Союза в качестве сопредседателя Женевского совещания, направленные на урегулирование положения в Лаосе, противодействие вмешательству США в дела этой страны. От лаосских дипломатов и наших журналистов, посещавших освобожденные районы, мы узнавали о последних событиях в этой соседней стране (Запомнилось рассказанное мне в беседе в Ханое с писателем Юлианом Семеновым, побывавшим в декабре 1967 г. в качестве специального корреспондента газеты «Правда» в двухнедельной командировке в освобожденных районах Лаоса).
С образованием 2 декабря 1975 г., Лаосской Народно-демократической республики, 50-летие со дня провозглашения которой будет отмечаться в этом году, возросли интенсивность и уровень наших двусторонних политических контактов, состоялся обмен визитами на высшем и высоком уровне. Приоритетное внимание в двусторонних связях уделялось вопросам технико-экономического сотрудничества. Выполняя задания первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1981-1985 гг.), Лаос испытывал проблемы со снабжением населения продовольствием, нуждался в поставках сырья и многих материалов. Эти вопросы постоянно находились в центре внимания двусторонних переговоров, в том числе во время визитов в Москву Председателя Совета Министров ЛНДР, предметно обсуждались между руководителями Госплана двух стран, которые обменялись визитами, и на VII заседании Межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
За годы первой пятилетки при технико-экономическом содействии СССР в ЛНДР было завершено 30 народнохозяйственных объектов и программ, в их числе промышленные и сельскохозяйственные предприятия, автодорожные мосты, больницы и учебные заведения. Регулярный характер приобрели консультации и обмен опытом между отделами МИДов наших стран.
Мои поездки во Вьентьян для проведения межмидовских консультаций и в составе различных делегаций запомнились деловым настроем, заботливым отношением к нам со стороны протокольных служб МИД и других ведомств. Глубокое впечатление оставило посещение памятников древней архитектуры во Вьентьяне и рядом со столицей. Великая ступа Тхат Луанг, буддистские храмы и другие памятники древней культуры, которых тогда еще не коснулись руки реставраторов, сохранили свой неповторимый колорит. Осмотр архитектурных шедевров Луангпхабанга и Саваннакхета так и остался моей неосуществленной мечтой. (Организация поездок туда из Вьентьяна в тот период была сопряжена с большими трудностями для хозяев в плане обеспечения безопасности, а в марте 2011 г. мне довелось побывать в лаосской столице только в аэропорту пролетом их Ханоя в Пномпень).
