Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 
ноя 19, 2021

Из брифинга и ответов на вопросы официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 17 ноября 2021 года

Из заявлений официальных представителей Баку и Еревана видно, что стороны диаметрально противоположно оценивают ситуацию и обвиняют друг друга в произошедшем.

Россия находится в контакте и с Азербайджаном, и с Арменией для перевода ситуации в мирное русло.

Вчера состоялся телефонный разговор Президента России В.В.Путина с Премьер-министром Армении Н.В.Пашиняном. Министр обороны России С.К.Шойгу провел телефонные разговоры с азербайджанским и армянским коллегами. В результате этих посреднических усилий боестолкновения прекратились с вечера вчерашнего дня.

Продолжается совместная работа с целью снятия напряженности. Призываем обе стороны проявлять сдержанность, не допускать новых инцидентов и решать все споры исключительно политико-дипломатическим путем.

Готовы и далее оказывать сторонам содействие в интересах поддержания мира и стабильности в регионе.

Последние события подтверждают всю важность скорейшего запуска процесса делимитации и последующей демаркации азербайджано-армянской границы и начала работы соответствующей совместной комиссии на основе ранее представленных российских предложений.

Что касается деятельности сопредседателей (Россия, США, Франция) Минской группы ОБСЕ, то вы, наверное, видели их совместное заявление от 15 ноября с.г., в котором они выражают глубокую обеспокоенность в связи с недавними пограничными инцидентами.

Сопредседатели продолжают активные посреднические усилия. 10 ноября с.г. в Париже «на полях» Генассамблеи ЮНЕСКО состоялись их раздельные и совместные встречи с министрами иностранных дел Азербайджана Д.А.Байрамовым и Армении А.С.Мирзояном. Сейчас «тройка» находится в Вене для обсуждения текущей обстановки.

Вновь отмечаем важность скорейшей организации поездки сопредседателей в регион.

Поступили также вопросы касательно возможности задействования положений Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 августа 1997 г., а также механизмов ОДКБ.

Россия серьезно относится как к своим двусторонним, так и многосторонним обязательствам. По двусторонней линии проводятся соответствующие консультации. Что касается Организации Договора о коллективной безопасности, то, по нашей информации, там внимательно следят за ситуацией на армяно-азербайджанской границе.

 

Вопрос: Как вы оцениваете попытки «привязать» Россию к ситуации с мигрантами на границе Белоруссии и Евросоюза? Что можно сделать, чтобы избежать человеческих потерь среди мигрантов и разрастания конфликта с ЕС? А Польша, кажется, хотела бы и НАТО в это втянуть…

 

Ответ: Давайте по порядку. Первое. Не надо Россию ни к чему «привязывать». Есть объективные факты. Тем, кто хочет проанализировать причины, нужно иметь смелость и понять, что картина намного шире. История началась не вчера и даже не весной 2021 г. Она насчитывает не один год и даже десятилетие. 

Следующий аспект: что можно сделать, чтобы избежать человеческих потерь? Начать переговоры. Это то, что прописано во всех учебниках по международным отношениям, дипломатии и конфликтам. Повторю, Минск к ним готов с апреля с.г. Наверное, нужна политическая воля Евросоюза и отдельных его стран, чтобы вместо пустой болтовни на темы того, как обустроить жизнь в Белоруссии, заняться практическими вопросами и проблемами, которые бурным цветом расцвели на их границах. Это вам не с С.Тихановской по телефону разговаривать. Здесь нужно заниматься прикладной, практической дипломатией, знать правовые аспекты, историю вопроса, находить развязки, реализовывать на практике права человека, о которых столько говорили и так мало делали. Это работа. И, кстати, не самая благодарная, потому что она многокомпонентна. Ситуация сильно запущенная.

Необходимо действовать исходя из заявленных правочеловеческих, гуманитарных норм и правил, применять их на практике. Поднять все свои методички, заявления, выступления в Совете по правам человека. По поиску можно найти твиты «митинги в России», «позиция Польши». Посмотреть, как они относились, как критиковали нас, наши правоохранительные органы. Скопировать, поменять название стран и дать самим себе указание действовать согласно критериям, которые они применяли к нашей стране. 

По поводу «разрастания конфликта с ЕС». Мы не имеем к этому никакого отношения. Зачем нас втягивают туда в информационном плане? Знаем ответ на этот вопрос: нужно постоянно придумывать несуществующие факты, чтобы поддерживать миф о некоей нашей «агрессивности». Эта ситуация к нам не имеет никакого отношения. Все равно можно упомянуть Россию «через запятую», хоть как-то. Главное – сказать, а дальше, может быть, у кого-то в голове это «осядет». Все это говорится на широкую аудиторию. 

Попытки возложить ответственность на нашу страну по этой проблематике не имеют под собой никаких оснований. Ответственным журналистам следует соответствующим образом подходить к этой ложной информации. Другое дело, что они пытаются это сделать – осветить этот кризис как со стороны Белоруссии, так и со стороны Польши. Со стороны Белоруссии им это удается. А со стороны Польши мы видим, что происходит. В частности, 15 ноября с.г. польские полицейские в районе г.Уснаж-Гурны задержали корреспондента и оператора, выполнявших редакционное задание «РТ Франс». Журналистов препроводили в полицейский участок в наручниках, изъяли технику и паспорта, подвергли многочасовому допросу и выписали крупный штраф. 

Они же не поехали в ту зону, где располагается секретный объект, который должен быть скрыт от посторонних глаз в связи с «вопросами национальной безопасности» Польши. Они поехали в то место, о котором правительство Польши говорит каждый день на протяжении длительного времени, обвиняя других в создании там напряженности. Они выполняют свою журналистскую работу. Они хотят объективно рассказать о том, что там творится. 

С огромным уважением отношусь к правилам, законам, порядку аккредитации журналистов в различных странах. С уважением и пониманием отношусь к тому, что в каждой стране они собственные, регулируются различными положениями. Всегда рекомендуем нашим журналистам обращаться к местной стороне за уточнением. Но есть такая оперативная ситуация, не связанная с безопасностью журналистов – это не посещение зоны вооруженного конфликта, террористического акта, не горящий склад боеприпасов. Это ситуация гуманитарного характера. Журналисты хотят сделать об этом репортаж. При всем уважении к внутреннему законодательству есть же еще высокие слова о свободе слова, независимости журналистики, оказании ей содействия, непротиводействии, которые мы слышали в том числе от Варшавы и Брюсселя, являющегося руководителем и на этом направлении для стран-членов ЕС. Надо все это выполнять. Или – это тоже опция – сказать, что больше они не намерены это выполнять, т.к. их внутренняя политика, национальная безопасность, подходы нынешнего времени таковы, что они не чувствуют себя приверженными предыдущим установкам. Такое тоже возможно. Тогда надо об этом сказать и определиться, по каким критериям они живут. Если они живут по своим собственным критериям, не навязывать их другим, дать возможность другим жить по их критериям. 

Одна из целей – отвести внимание от реальной ситуации и от крайне жесткого обращения польских властей с мигрантами в нарушение своих международных гуманитарных обязательств. Если сказать, что виновата Москва, то сами уже не несут никакой ответственности. Они делают вид, что употребляют силу не столько в отношении мигрантов, сколько в отношении тех, кто эту ситуацию, с их точки зрения, «создал». И называют другие страны. 

Что касается призывов Польши к НАТО принять участие в разрешении кризиса на белорусско-польской границе, считаем их провокационными и весьма опасными. Это может привести к ненужной эскалации ситуации. Напомню, что именно кампания альянса по бомбардировке Ливии в свое время привела к наплыву в Европу мигрантов из Северной Африки, масштаб которого превышает все современные примеры. Количество беженцев, совершивших исход из упомянутых стран Ближнего Востока и Северной Африки многократно превышает число соискателей убежища, собравшихся на границе Польши.

Сложившиеся обстоятельства предоставили странам ЕС возможность на практике показать свою приверженность высоким гуманистическим идеалам и международному праву. Они же называют себя «развитыми», «полноценными», «совершенными» демократиями, в основе которых лежат конкретные и много раз переподтвержденные принципы прав человека, свободы слова, независимости прессы и т.д. Вместо этого польские пограничники при молчаливой поддержке Брюсселя (не видела не одного твита, который выражал бы озабоченность и порицал то, что там происходит) пускают в ход против безоружных людей, прибывших из разрушенных западными интервенциями государств (только в Ираке в разные периоды было более 2 тыс. польских солдат), водомёты, дубинки и слезоточивый газ. Тот факт, что власти Польши не допускают к месту событий правозащитников и журналистов, говорит сам за себя. Видимо, есть, что скрывать. Какие есть другие объяснения? Вопрос безопасности? Нет, это гуманитарная ситуация. Причем здесь безопасность? Как только говорится, что это «рука Кремля» и «происки Москвы», сразу можно подверстать сюда и вопрос безопасности.

Выход из ситуации только один – переговоры, контакты, диалог со странами, которые находятся сейчас «на острие» этой ситуации. Белорусские власти заявили не только о своей готовности, но даже о конкретных мерах, которые они могли бы предложить. Они не просто «завлекают» к какому-то неопределенному формату поддержания отношений. Они конкретно объявили о мерах, которые готовы реализовать. При этом отмечаем аккуратные шаги Германии и ЕС в направлении контактов и диалога. Исходим из того, что при урегулировании данного вопроса Евросоюз будет опираться на богатый опыт решения проблем на южных миграционных маршрутах. (mid.ru)