Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (74) 2025


«ДИПЛОМАТИЯ ПОБЕДЫ»

 

Точка зрения
ВЗГЛЯД НА КИТАЙ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ «ДВУХ СЕССИЙ»: УСТОЙЧИВЫЙ РОСТ И ОБЩЕЕ БУДУЩЕЕ
ТЕКСТ: ЛО ЧЖАНЬХУЭЙ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСУЛ КНР В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
С 4 по 11 марта 2025 года в Пекине успешно прошли третьи сессии XIV созыва Всекитайского собрания народных представителей и XIV созыва Народного политического консультативного совета Китая. 2025 год стал завершающим годом реализации 14-й Пятилетней программы социально-экономического развития и важным этапом перехода от стратегического замысла к практическому воплощению китайской модернизации. Две сессии в этом году не только подвели всесторонние итоги развития последних лет, но и обозначили стратегические ориентиры на будущее, став уникальным окном для мирового сообщества, через которое можно лучше понять современный Китай.

апр 21, 2014

Об оказании содействия развитию Республики Куба

По сообщению МИД России , распоряжением Правительства Российской Федерации Программе развития ООН (ПРООН)  выделен 1 млн. долларов США на финансирование расходов, связанных с восстановлением жилого фонда провинции Сантьяго-де-Куба, поврежденного в 2012 г. в результате урагана «Сэнди».

Решение о финансировании данного проекта продиктовано дружественными отношениями, связывающими российский и кубинский народы, и призвано укрепить ткань нашего многогранного стратегического партнерства с Кубой. Этот шаг также отражает возрастающую роль России в качестве донора содействия международному развитию.

Из интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в специальном выпуске программы «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия 1», Москва, 11 апреля 2014 года

Вопрос: Здравствуйте, Сергей Викторович. Такое ощущение, что Вы теперь не просто Министр иностранных дел, а Министр военных иностранных дел. Каждый раз, когда я вижу и слушаю Вас, у меня возникает ощущение колоссальной тревоги и того, что мир сошел с ума. Мое поколение уже не помнит такого уровня эскалации. Что на самом деле происходит?

С.В.Лавров: Думаю, что происходит переформатирование всей мировой системы, потому что после исчезновения Советского Союза и Варшавского договора те, кого мы называем собирательным словом «Запад», упустили исторические возможности, когда Россия предлагала целый ряд инициатив, которые позволили бы по-настоящему объединить не только Европейский континент, но и Евроатлантику, включая Евразию. Были предложения сделать центром такой работы ОБСЕ на основе равноправия всех государств. Высказывались предложения, чтобы после исчезновения СССР и Варшавского договора – главных угроз для стран, входивших в НАТО - Североатлантический блок перестал существовать или, как минимум, не стал бы расширяться. Нас в этом заверяли, нам много говорили о том, что теперь все заинтересованы в равноправном сотрудничестве, которое будет основано на уважении интересов безопасности друг друга, что безопасность неделима, и никто не будет свою безопасность обеспечивать за счет безопасности других. Сначала убеждали в том, что объединение Германии не будет означать распространение натовских правил и вооруженных сил на территорию бывшей ГДР. Затем это обещание, конечно, было забыто. Потом пообещали не расширять дальше НАТО на Восток, не охватывать восточно- и центральноевропейские страны, что было зафиксировано в целом ряде договоренностей, которые, к сожалению, не были оформлены юридически. Но и эти обещания также были нарушены. Потом были политические декларации, подписанные на высшем уровне в рамках ОБСЕ и созданного Совета Россия-НАТО о том, что страны Альянса не будут размещать существенные боевые силы на территории новых стран-участниц Североатлантического блока. Это обещание тоже не выдержало проверки временем, равно как и упомянутая мной декларация о неделимости безопасности.

Мы стали задавать вопросы, почему военная инфраструктура НАТО передвигается к нашим границам, почему создается противоракетная оборона, в отношении которой у нас есть серьезнейшие основания полагать, что она несет риски для наших стратегических сил ядерного сдерживания. Нам отвечали, чтобы мы не волновались, т.к. это не против нас. Но наши выкладки и факты, которые российские эксперты неоднократно предлагали совместно изучить американским и другим натовским партнерам, говорят абсолютно об обратном. Серьезного разговора по этим темам не велось все эти годы.

После этого был инициированный Евросоюзом проект «Восточное партнерство», который охватывал 6 постсоветских государств – Украину, Молдавию, Грузию, Армению, Азербайджан и Белоруссию, в рамках которого приоритетное внимание уделялось Украине. Как известно, ЕС предложил украинцам подписать Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли. Мы по-товарищески поставили вопрос о том, что у нас с Украиной огромный объем торгово-экономических, инвестиционных и прочих связей и что было бы неплохо вместе подумать, как развивать наши отношения. Нам сказали: «Мы сейчас договоримся с украинцами, а потом покажем вам о чем договорились». Нас заверяли в том, что Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли будет типовым – таким же, как Европейский Союз заключил с Мексикой, Южной Кореей и рядом других государств. Потом, когда уже парафированное соглашение появилось на интернет-сайтах (до этого мы его не видели), выяснилось, что проект документа идет гораздо дальше, чем те типовые соглашения, о которых нам говорили евросоюзовцы. Он идет настолько далеко, что напрямую затрагивает российско-украинское торгово-экономическое сотрудничество, затрудняет функционирование зоны свободной торговли СНГ, которая, кстати, была сформирована по настоянию и инициативе бывшего Президента Украины В.Ющенко, т.е. по настоянию украинцев, и создает дискриминационные условия для российских товаров, ухудшая договоренности, достигнутые при вступлении России в ВТО. Наши попытки уже на той стадии провести экспертный, профессиональный, деполитизированный разговор с участием Украины, России и ЕС были отвергнуты, хотя украинцы к этому были готовы. И отвергнуты были со словами: «Не надо вмешиваться в есовско-украинское взаимодействие».

Вопрос: Конечно, мы же региональная держава, которая, как выяснилось, проиграла какую-то там войну. Что-то я не видел иностранного солдата, марширующего парадом победы по Красной площади. Но оказывается, они могут кричать нашему представителю в ООН: «Не забывайте, что вы проигравшие!». Президент США Б.Обама говорит нам, что мы региональная держава и поэтому с нами просто никто не хочет разговаривать. Зачем нас ставить в известность о том, что происходит на наших границах? Наш удел - наблюдать и, как я понимаю, продолжить тему распада, начатую еще в 1991 году. Тогда нас будут любить и уважать. Другими словами, мелко распадайтесь.

С.В.Лавров: В основе происходящего - прорвавшийся наружу в новых условиях синдром победителей, который они держали в глубине своих душ, заверяя нас в том, что в «холодной войне» никто не победил, и мы все выиграли от того, что у нас теперь общие ценности. Безусловно, здесь есть и уязвленное самолюбие: ведь считалось, что нас можно не принимать в расчет и делать с ближайшими соседями и партнерами России все, что заблагорассудится, не спрашивая нашего мнения, игнорируя наши законные интересы. Конечно, здесь прорывается и обида по поводу того, что очередной проект по типу Грузии времен Саакашвили оказался нежизнеспособным. Все это, вне всякого сомнения, проявляется.