Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 2 (75) 2025


«ВОЙНА И МИР»

 

Точка зрения
ХЕЛЬСИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ: ПОЛВЕКА ВЕЛИКОМУ ОБМАНУ
Отмечается пятидесятилетие Хельсинкских соглашений, которые были заключены между СССР, странами Европы, США и Канадой. Для чего они заключались и чем аукнулись для нашей страны и мира, рассказывает Владимир ПРЯХИН – ветеран советско-российской дипломатии, доктор политических наук, профессор РГГУ.
– Владимир Фёдорович, как бы вы охарактеризовали Хельсинкские соглашения? – Их историческое значение объективно будет оценено не сегодня, а значительно позже: сейчас ещё живы люди, которые участвовали в том процессе и воздействуют на оценку, – они, как это свойственно человеку, трактуют события в свою пользу. Но тем не менее уже сейчас можно сделать некоторые выводы.

апр 11, 2016

Из выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на XXIV Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике, Москва, 9 апреля 2016 года

(…) Наверное, мы смотрим одинаково на те процессы, которые показывают, что период неопределенности в мировых делах продолжается. Уверен, что невозможно ответить сразу «одним махом» на все вопросы, изобрести некую «магическую формулу», которая позволит решать любые проблемы, тем более, в нынешней международной ситуации, которая остается мозаичной и противоречивой. (…)

В самом общем плане речь идет о длительном периоде перехода к полицентричной архитектуре. Этот вывод мы не снимаем с повестки дня, а наоборот видим многочисленные подтверждения этой тенденции. Переход к полицентричной архитектуре в идеале и перспективе должен опираться на взаимодействие ведущих центров силы в интересах совместного решения глобальных проблем.

Такое видение разделяется многими государствами, хотя, как и на всех предыдущих этапах истории, автоматизма в международных делах не существует. Нет никаких гарантий, что позитивный вектор возобладает. Даже в случае, если бы идея построения многополярного мира получила универсальную поддержку, ее реализация была бы крайне трудным делом, представляла бы собой задачу беспрецедентной сложности, предполагающую выход на принципиально новый уровень ответственности, дальновидности и политической воли.

В условиях же, когда философия налаживания равноправного партнерства в интересах обеспечения эффективного глобального управления встречает, говоря прямо, сопротивление со стороны западных партнеров, препятствия на этом пути многократно возрастают. Почему так происходит, я предпочел бы говорить, продолжив без наших коллег и друзей из СМИ.