Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 3 (57) 2019


«Крым и мир»

 

Точка зрения
«Американские горки» российско-китайских отношений

Второго октября исполнится 70 лет с того дня, когда СССР признал Китайскую Народную Республику и установил с ней дипломатические отношения. За 7 десятилетий связи двух соседних держав развивались словно трасса «американских горок» — то взлетали вверх, захватывая дух от восторга, то падали вниз, вселяя страх, от которого замирало сердце. На всех этих участках на двусторонние отношения оказывала сильнейшее влияние еще одна страна. Это, само собой разумеется, Соединенные Штаты Америки.


май 27, 2019

Турция штрихт к портрету

Перекрестный Год туризма и культуры набирает обороты. О том, как развивалось сотрудничество наших стран в этой сфере – в статье главного редактора журнала «Консул», подготовленной для публикации в июньском номере.

            Начиная с 90-х годов прошлого столетия, самой близким зарубежным государством для миллионов наших соотечественников оказалась Турция. Конечно, в Америке и Англии тоже полно своих, однако тамошний контингент в основном из числа тех, кого принято называть баловнями судьбы. С пустым карманом туда не поедешь, а сэры и графы редко прыгают в любовные сети, расставленные хитроумными провинциалками. Зато в Турции – все как у нас, тот же менталитет, схожие нравы и обычаи, да и прыгать через языковой барьер проще: нынешнее суматошное время создало «эсперанто» из смеси русских, английских и турецких слов и выражений. Кроме того, там теплее, и, самое главное, у людей не отбили охоту относится друг к другу по-доброму.

                                                              

            Свято место пусто не бывает

 

С добрым отношением я встретился сразу же после приземления в аэропорту «Ататюрк», подойдя поздно ночью к трансферной стойке. Помня похожую ситуацию в Швейцарии, я ожидал увидеть строгого джентльмена, с подозрением рассматривающего пассажира, прибывшего в столь поздний час. Здесь же веселый юноша, с таким видом, будто он ждал именно меня, сразу же предложил спуститься в гараж и выбрать любой автомобиль. Спустя час езды по ночному Стамбулу, одетый с иголочки шофер высадил меня у отеля, встроенного в жилой дом, помог мгновенно зарегистрироваться и добраться на самый верхний этаж. Подойдя к окну, я увидел перед собой стену соседнего дома с погасшими окнами, узкие улочки, заваленные до первых этажей мешками и коробками.                                                                 

            Поначалу мне показалось, что меня привезли в Лалели - один из микрорайонов Стамбула. Это место запомнилось мне по самой первой поездке в Турцию, когда в качестве руководителя туристической группы (была такая должность) приехал с советскими туристами начинающими активно осваивать  «челночный» промысел. Тогда наши пришли на смену полякам, завершившим процесс первоначального накопления капитала, поэтому турецким торговцам пришлось в срочном порядке осваивать русский, чтобы, по крайней мере, зазывая клиентов в лавки, не путать Ванду с Наташей.   Тот Стамбул, что я увидел впервые, показался мне не симпатичным, от него разило торгашеством, стяжательством, обманом и каким-то глобальным неуютом. Такая атмосфера сохранялась и в отеле, номера и коридоры которого были плотно заставлены тюками с одеждой и обувью, предназначенной для выгодной продажи на бескрайних просторах Советского Союза. Подлинный Стамбул с его культурно-историческими памятниками и размеренной жизнью граждан остался тогда где-то далеко- далеко, возможно на другом берегу Босфора…

            Однако, проснувшись утром, я сразу сообразил, что меня поселили в знаменитом на весь мир районе Османбей, где производятся и продаются  замечательные образцы турецкой текстильной продукции, где  формируется мода на женскую и мужскую летнюю и спортивную одежду.  Об этом свидетельствовали вывески и красочные рекламные плакаты. Вчерашнего вида улиц как не бывало: умытые за ночь шампунем мостовые, блестящие витрины, белоснежные мраморные ступени магазинов, нарядные продавцы. Спустившись вниз, я быстро понял, что и этот район уже давно освоили русские, причем не только как покупатели, но и как квалифицированные менеджеры, работники мастерских и магазинов, обслуживающих самых взыскательных клиентов. А что до прежнего места- Лалели- то, оказалось, что на смену нашим туда сразу же устремились выходцы из стран Африки и Ближнего Востока, доставляя  немало хлопот местной полиции и жителям близлежащих кварталов. Как говорится: «свято место пусто не бывает».

                                                              

            Армянский след

           

            В сопровождении старого знакомого, мне вновь довелось пройти по узким торговым улочкам Лалели, чтобы кратчайшим путем добраться до старейшей армянской церкви Святого Георгия Просветителя, построенной  в 1431 году на месте разрушенной временем и пожарами церкви Святого Саркиса. Два года тому назад я был там на Пасху, но опоздал на службу из-за напряженной официальной программы, и не успел полюбоваться этим величественным сооружением. 

            На первый взгляд, здание являет собой типичный образец армянской архитектуры с узкими окнами, тускло освещающими внутренние интерьеры, и традиционной звонницей, расположенной у входа, однако от остальных армянских  церквей в Стамбуле оно отличается наличием конического  купола и барабана.  По соседству с храмом размещен действующий армянский лицей Гетронаган, являющийся одним из старейших в Стамбуле. Согласно традиции, армяне всегда старались приблизить к церкви нужные для прихожан учреждения. В этом можно убедиться даже на примере Санкт-Петербурга, где рядом с собором Святой Екатерины на Невском проспекте восстановлены армянская школа, поликлиника, небольшая гостиница и Культурный центр со множеством помещений для проведения мероприятий.

В церкви готовились совершить обряд венчания, но не конвейерным методом, как, порой, бывает у нас, а с соблюдением «индивидуального подхода к каждому клиенту».

            Таким «клиентом» была молодая пара, которую ожидали, судя по всему, знакомые друг другу люди - мужчины в строгих черных костюмах и женщины в темных одеждах, увешанные драгоценностями, в дорогих туфлях. Вход в церковь, а также весь проход к алтарю между скамьями был оформлен белыми шелковыми занавесями, украшенными розами. У мольберта с портретом новобрачных стояли двое мужчин, пожимавших руки гостям. Вокруг резвились нарядные дети, всем было весело и уютно.

                                                                  

            В атмосфере толерантности

 

            По дороге в отель мы заехали в район Фенер, который издавна был центром православной жизни Стамбула и где находится тоже собор Святого Георгия, избранный в 1602 году резиденцией православных патриархов. С 587 года в роли Вселенского Патриарха, т.е. самого почитаемого среди всех Православных патриархов в мире выступает глава греческой православной церкви в Константинополе.  С тех пор собор неоднократно перестраивали, увеличивали его размеры, восстанавливали после пожаров, последний из которых случился в 1941 году, после чего  собор не восстанавливался вплоть  до 1991 года. В 2004 году по распоряжению папы Римского Иоанна Павла II собору были возвращены частицы мощей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, вывезенных из Константинополя во время Крестовых походов.             Сегодня в церкви находятся уникальные памятники культуры, в том числе древние мозаичные иконы, похожие на те, что в нашем Исаакиевском соборе, а также византийский крест, изготовленный из древа Святого Креста,  трон, на котором, по преданию, восседал сам Иоанн Златоуст. Все так, и, в то же время, не так, к чему привыкла русская православная душа - видеть священника, похожего на «батюшку», говорящего по-русски и проповедующего на церковно-славянском.             Немногочисленные прихожане, с которыми удалось немного пообщаться были обычными турецкими гражданами, принявшими православную веру, внешне такими же, как и их собратья в мечетях. Очень хорошо, что Конституция Турции гарантирует свободу вероисповедания и разрешает публично заявлять о своих религиозных взглядах, одновременно запрещая какую-либо дискриминацию граждан по религиозному признаку.

              Я уже не раз писал о том, что в Турции господствует толерантная атмосфера, что позволяет также новым и старым русским чувствовать себя вполне комфортно в окружении мусульманских святынь, которые, естественно,  доминируют над городом, заслоняя небольшие островки православия, затерявшиеся в узких улицах и в глубинах дворов. Это у нас было принято ставить храмы на холмах, чтоб были видны издалека золотые кресты и слышался колокольный звон. В Стамбуле слышишь только громкий, усиленный динамиками голос муэдзина, который ежедневно ранним утром, за час до восхода солнца призывает к утренней молитве. Но к этому легко привыкнуть…

 

На прочном фундаменте

 

            Сто лет тому назад на берегу Босфора многочисленными эмигрантами из России был заложен прочный фундамент взаимопонимания между нашими народами: были построены русские школы и больницы, церкви и жилые дома. Четыре года тому назад в городе Галлиполи близ Стамбула  был торжественно открыт восстановленный памятник  русским солдатам армии Врангеля, которые прибыли в Турцию после изгнания из Крыма во время Гражданской войны. В девяностые годы прошлого века с помощью российских дипломатических и консульских учреждений удалось восстановить и более ранние объекты,  например, русскую православную церковь Святых Равноапостольных Константина и Елены, построенную в Стамбуле в  1832 году. Все экскурсоводы говорят, что еще до крещения Руси в Царьград, приезжали русские посланцы, которые впитывали дух многовековой восточно-христианской культуры, которая получила широкое распространение в первом веке после смерти и воскресения Христа. Именно здесь, по их словам, возникло несколько первых крупнейших христианских общин, такие как Ефесская и Галатийская, которым адресованы известные послания апостолов Петра и Павла. Во времена правления первого римского императора Константина,  придавшего христианству статус государственной религии, в центре Константинополя- нынешнего Стамбула - был построен знаменитый собор Святой Софии, который  был крупнейшим собором в христианском мире на протяжении 900 лет, до тех пор, пока турецкие воины не захватили город и не превратили его в мечеть, однако, сохранив уникальные христианские символы - фрески и иконы, которыми до сих пор любуются многочисленные  туристы – представители всех вероисповеданий.
           

Последние штрихи

            Турция продолжает бурными темпами развивать туризм, обгоняя, по крайней мере, по более привлекательным ценам Египет и Кипр, понимая, что эта отрасль является не только самой прибыльной в экономике, но и самой быстроокупаемой. При этом российские туристы всегда были здесь желанными гостями, в отличие, например, от Финляндии, где в начале 90-х годов на дверях магазинов можно было увидеть унизительную для моих соотечественников надпись (сохраняю стиль): «Русским входить не более трех».

            А вот последние штрихи к моему турецкому портрету. Район Османбей, полдень. По узкой улице с односторонним движением едет фургон. Внезапно шофер останавливается, чтобы разгрузить и принять товар. Следующие за ним автомобили спокойно ждут, пока водитель фургона не закончит погрузку-разгрузку. Это может продолжаться до 15 -20 минут. Никто не сигналит и не возмущается, понимая, что их коллега работает. Второй пример: на обратном пути самолет Турецких авиалиний летел полупустой. Стюардесса объявила, что граждане Турции и пассажиры с дипломатическими паспортами могут занять места в бизнес-салоне. Вы когда-нибудь слышали такое на рейсах иных авиакомпаний?