Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 
май 27, 2019

Турция штрихт к портрету

Перекрестный Год туризма и культуры набирает обороты. О том, как развивалось сотрудничество наших стран в этой сфере – в статье главного редактора журнала «Консул», подготовленной для публикации в июньском номере.

            Начиная с 90-х годов прошлого столетия, самой близким зарубежным государством для миллионов наших соотечественников оказалась Турция. Конечно, в Америке и Англии тоже полно своих, однако тамошний контингент в основном из числа тех, кого принято называть баловнями судьбы. С пустым карманом туда не поедешь, а сэры и графы редко прыгают в любовные сети, расставленные хитроумными провинциалками. Зато в Турции – все как у нас, тот же менталитет, схожие нравы и обычаи, да и прыгать через языковой барьер проще: нынешнее суматошное время создало «эсперанто» из смеси русских, английских и турецких слов и выражений. Кроме того, там теплее, и, самое главное, у людей не отбили охоту относится друг к другу по-доброму.

                                                              

            Свято место пусто не бывает

 

С добрым отношением я встретился сразу же после приземления в аэропорту «Ататюрк», подойдя поздно ночью к трансферной стойке. Помня похожую ситуацию в Швейцарии, я ожидал увидеть строгого джентльмена, с подозрением рассматривающего пассажира, прибывшего в столь поздний час. Здесь же веселый юноша, с таким видом, будто он ждал именно меня, сразу же предложил спуститься в гараж и выбрать любой автомобиль. Спустя час езды по ночному Стамбулу, одетый с иголочки шофер высадил меня у отеля, встроенного в жилой дом, помог мгновенно зарегистрироваться и добраться на самый верхний этаж. Подойдя к окну, я увидел перед собой стену соседнего дома с погасшими окнами, узкие улочки, заваленные до первых этажей мешками и коробками.                                                                 

            Поначалу мне показалось, что меня привезли в Лалели - один из микрорайонов Стамбула. Это место запомнилось мне по самой первой поездке в Турцию, когда в качестве руководителя туристической группы (была такая должность) приехал с советскими туристами начинающими активно осваивать  «челночный» промысел. Тогда наши пришли на смену полякам, завершившим процесс первоначального накопления капитала, поэтому турецким торговцам пришлось в срочном порядке осваивать русский, чтобы, по крайней мере, зазывая клиентов в лавки, не путать Ванду с Наташей.   Тот Стамбул, что я увидел впервые, показался мне не симпатичным, от него разило торгашеством, стяжательством, обманом и каким-то глобальным неуютом. Такая атмосфера сохранялась и в отеле, номера и коридоры которого были плотно заставлены тюками с одеждой и обувью, предназначенной для выгодной продажи на бескрайних просторах Советского Союза. Подлинный Стамбул с его культурно-историческими памятниками и размеренной жизнью граждан остался тогда где-то далеко- далеко, возможно на другом берегу Босфора…

            Однако, проснувшись утром, я сразу сообразил, что меня поселили в знаменитом на весь мир районе Османбей, где производятся и продаются  замечательные образцы турецкой текстильной продукции, где  формируется мода на женскую и мужскую летнюю и спортивную одежду.  Об этом свидетельствовали вывески и красочные рекламные плакаты. Вчерашнего вида улиц как не бывало: умытые за ночь шампунем мостовые, блестящие витрины, белоснежные мраморные ступени магазинов, нарядные продавцы. Спустившись вниз, я быстро понял, что и этот район уже давно освоили русские, причем не только как покупатели, но и как квалифицированные менеджеры, работники мастерских и магазинов, обслуживающих самых взыскательных клиентов. А что до прежнего места- Лалели- то, оказалось, что на смену нашим туда сразу же устремились выходцы из стран Африки и Ближнего Востока, доставляя  немало хлопот местной полиции и жителям близлежащих кварталов. Как говорится: «свято место пусто не бывает».

                                                              

            Армянский след

           

            В сопровождении старого знакомого, мне вновь довелось пройти по узким торговым улочкам Лалели, чтобы кратчайшим путем добраться до старейшей армянской церкви Святого Георгия Просветителя, построенной  в 1431 году на месте разрушенной временем и пожарами церкви Святого Саркиса. Два года тому назад я был там на Пасху, но опоздал на службу из-за напряженной официальной программы, и не успел полюбоваться этим величественным сооружением. 

            На первый взгляд, здание являет собой типичный образец армянской архитектуры с узкими окнами, тускло освещающими внутренние интерьеры, и традиционной звонницей, расположенной у входа, однако от остальных армянских  церквей в Стамбуле оно отличается наличием конического  купола и барабана.  По соседству с храмом размещен действующий армянский лицей Гетронаган, являющийся одним из старейших в Стамбуле. Согласно традиции, армяне всегда старались приблизить к церкви нужные для прихожан учреждения. В этом можно убедиться даже на примере Санкт-Петербурга, где рядом с собором Святой Екатерины на Невском проспекте восстановлены армянская школа, поликлиника, небольшая гостиница и Культурный центр со множеством помещений для проведения мероприятий.

В церкви готовились совершить обряд венчания, но не конвейерным методом, как, порой, бывает у нас, а с соблюдением «индивидуального подхода к каждому клиенту».

            Таким «клиентом» была молодая пара, которую ожидали, судя по всему, знакомые друг другу люди - мужчины в строгих черных костюмах и женщины в темных одеждах, увешанные драгоценностями, в дорогих туфлях. Вход в церковь, а также весь проход к алтарю между скамьями был оформлен белыми шелковыми занавесями, украшенными розами. У мольберта с портретом новобрачных стояли двое мужчин, пожимавших руки гостям. Вокруг резвились нарядные дети, всем было весело и уютно.

                                                                  

            В атмосфере толерантности

 

            По дороге в отель мы заехали в район Фенер, который издавна был центром православной жизни Стамбула и где находится тоже собор Святого Георгия, избранный в 1602 году резиденцией православных патриархов. С 587 года в роли Вселенского Патриарха, т.е. самого почитаемого среди всех Православных патриархов в мире выступает глава греческой православной церкви в Константинополе.  С тех пор собор неоднократно перестраивали, увеличивали его размеры, восстанавливали после пожаров, последний из которых случился в 1941 году, после чего  собор не восстанавливался вплоть  до 1991 года. В 2004 году по распоряжению папы Римского Иоанна Павла II собору были возвращены частицы мощей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, вывезенных из Константинополя во время Крестовых походов.             Сегодня в церкви находятся уникальные памятники культуры, в том числе древние мозаичные иконы, похожие на те, что в нашем Исаакиевском соборе, а также византийский крест, изготовленный из древа Святого Креста,  трон, на котором, по преданию, восседал сам Иоанн Златоуст. Все так, и, в то же время, не так, к чему привыкла русская православная душа - видеть священника, похожего на «батюшку», говорящего по-русски и проповедующего на церковно-славянском.             Немногочисленные прихожане, с которыми удалось немного пообщаться были обычными турецкими гражданами, принявшими православную веру, внешне такими же, как и их собратья в мечетях. Очень хорошо, что Конституция Турции гарантирует свободу вероисповедания и разрешает публично заявлять о своих религиозных взглядах, одновременно запрещая какую-либо дискриминацию граждан по религиозному признаку.

              Я уже не раз писал о том, что в Турции господствует толерантная атмосфера, что позволяет также новым и старым русским чувствовать себя вполне комфортно в окружении мусульманских святынь, которые, естественно,  доминируют над городом, заслоняя небольшие островки православия, затерявшиеся в узких улицах и в глубинах дворов. Это у нас было принято ставить храмы на холмах, чтоб были видны издалека золотые кресты и слышался колокольный звон. В Стамбуле слышишь только громкий, усиленный динамиками голос муэдзина, который ежедневно ранним утром, за час до восхода солнца призывает к утренней молитве. Но к этому легко привыкнуть…

 

На прочном фундаменте

 

            Сто лет тому назад на берегу Босфора многочисленными эмигрантами из России был заложен прочный фундамент взаимопонимания между нашими народами: были построены русские школы и больницы, церкви и жилые дома. Четыре года тому назад в городе Галлиполи близ Стамбула  был торжественно открыт восстановленный памятник  русским солдатам армии Врангеля, которые прибыли в Турцию после изгнания из Крыма во время Гражданской войны. В девяностые годы прошлого века с помощью российских дипломатических и консульских учреждений удалось восстановить и более ранние объекты,  например, русскую православную церковь Святых Равноапостольных Константина и Елены, построенную в Стамбуле в  1832 году. Все экскурсоводы говорят, что еще до крещения Руси в Царьград, приезжали русские посланцы, которые впитывали дух многовековой восточно-христианской культуры, которая получила широкое распространение в первом веке после смерти и воскресения Христа. Именно здесь, по их словам, возникло несколько первых крупнейших христианских общин, такие как Ефесская и Галатийская, которым адресованы известные послания апостолов Петра и Павла. Во времена правления первого римского императора Константина,  придавшего христианству статус государственной религии, в центре Константинополя- нынешнего Стамбула - был построен знаменитый собор Святой Софии, который  был крупнейшим собором в христианском мире на протяжении 900 лет, до тех пор, пока турецкие воины не захватили город и не превратили его в мечеть, однако, сохранив уникальные христианские символы - фрески и иконы, которыми до сих пор любуются многочисленные  туристы – представители всех вероисповеданий.
           

Последние штрихи

            Турция продолжает бурными темпами развивать туризм, обгоняя, по крайней мере, по более привлекательным ценам Египет и Кипр, понимая, что эта отрасль является не только самой прибыльной в экономике, но и самой быстроокупаемой. При этом российские туристы всегда были здесь желанными гостями, в отличие, например, от Финляндии, где в начале 90-х годов на дверях магазинов можно было увидеть унизительную для моих соотечественников надпись (сохраняю стиль): «Русским входить не более трех».

            А вот последние штрихи к моему турецкому портрету. Район Османбей, полдень. По узкой улице с односторонним движением едет фургон. Внезапно шофер останавливается, чтобы разгрузить и принять товар. Следующие за ним автомобили спокойно ждут, пока водитель фургона не закончит погрузку-разгрузку. Это может продолжаться до 15 -20 минут. Никто не сигналит и не возмущается, понимая, что их коллега работает. Второй пример: на обратном пути самолет Турецких авиалиний летел полупустой. Стюардесса объявила, что граждане Турции и пассажиры с дипломатическими паспортами могут занять места в бизнес-салоне. Вы когда-нибудь слышали такое на рейсах иных авиакомпаний?