Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (74) 2025


«ДИПЛОМАТИЯ ПОБЕДЫ»

 

Точка зрения
ВЗГЛЯД НА КИТАЙ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ «ДВУХ СЕССИЙ»: УСТОЙЧИВЫЙ РОСТ И ОБЩЕЕ БУДУЩЕЕ
ТЕКСТ: ЛО ЧЖАНЬХУЭЙ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСУЛ КНР В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
С 4 по 11 марта 2025 года в Пекине успешно прошли третьи сессии XIV созыва Всекитайского собрания народных представителей и XIV созыва Народного политического консультативного совета Китая. 2025 год стал завершающим годом реализации 14-й Пятилетней программы социально-экономического развития и важным этапом перехода от стратегического замысла к практическому воплощению китайской модернизации. Две сессии в этом году не только подвели всесторонние итоги развития последних лет, но и обозначили стратегические ориентиры на будущее, став уникальным окном для мирового сообщества, через которое можно лучше понять современный Китай.

май 13, 2020

Из ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова

Вопрос: Многое было сказано о нашумевшем посте Белого дома в социальных сетях, где все лавры за победу во Второй мировой войне отдавались США и Великобритании, а о Советском Союзе не было сказано ни слова. Хотелось бы услышать Ваш комментарий по это-му поводу. МИД России уже пообещал серьезный разговор с американскими коллегами. В чем он может заключаться? Каких результатов Вы ждете? Есть ли этому предел?

С.В.Лавров: Это прискорбная история, особенно в связи с тем, что всего несколько недель назад (25 апреля) Президент России В.В.Путин и Президент США Д.Трамп выпустили совместное заявление по поводу 75-й годовщины встречи на Эльбе, где были даны принципи-альные оценки Победы и того вклада, который она внесла в современное мироустройство. Была подчеркнута необходимость продолжения таких тесных (в идеале союзнических) отношений для борьбы с угрозами, которые сегодня имеют трансграничный характер, не знают никаких национальных рамок.

То, о чем Вы сказали, – серьезные процессы, которые не первый день и не первый год происходят в мировом медийном пространстве. Когда 27 января с.г. в Иерусалиме состоялась торжественная церемония в память жертв Холокоста, все выступавшие (а там вместе с Пре-зидентом России В.В.Путиным были Президент Франции Э.Макрон, Президент Израиля Р.Ривлин, Премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху) говорили о решающем вкладе Советского Союза в победу во Второй мировой войне и конкретно в освобождение Освенцима. Собственно день освобождения Освенцима Красной Армией и стал Международным днем памяти жертв Холокоста. Изумление у всех участников (а их было несколько тысяч) этой торжественной церемонии, которая была устроена очень трогательно и возвышенно, вызвал представлявший США Вице-президент М.Пенс. Он ни разу не упомянул о Советском Союзе в своей очень эмоциональной, пафосной речи. Когда он дошел до освобождения Освенцима, то сказал, что 27 января 1945 г. солдаты открыли ворота этого лагеря и пришли в ужас от того, что они увидели. Просто «солдаты». О том, чьи солдаты, какой армии, не было сказано ни слова.

Меня не удивляет, когда звучат такого рода заявления. Не потому что мы подозреваем кого-то из конкретных американских политиков в сознательном затушевывании истории. Это результат обработки общественного сознания, включая и политиков, как выясняется. Они не выработали иммунитета от того, что разносит пропаганда, которая пытается поставить на одну доску нацистов и тех, кто освободил Европу от «коричневой чумы», возложить на Советский Союз равную с гитлеровской Германией ответственность за развязывание Второй мировой войны.

Буду сейчас говорить только о том, что слышно и видно в публичном пространстве. Наши французские партнеры не так давно предложили в рамках Совета Европы разработать новый проект. Они условно назвали его «Обсерватория по преподаванию истории в Европе». При этом было сказано (а этой темы касался и Президент Франции Э.Макрон, и Министр иностранных дел Ж.-И.Ле Дриан), что задачей этого проекта является не выработка единой версии истории, а создание общей европейской памяти или развитие европейского истори-ческого сознания. Если мы будем подходить к этому проекту с позиции Парижа как инициатора данной идеи, то можно вспомнить немало официальных заявлений Министра иностранных дел и Президента Франции, в которых говорилось о том, что нацистская и советская оккупации сначала совпали в каких-то странах Европы, а потом они следовали друг за другом.

В феврале этого года в Кракове состоялась церемония (годовщина освобождения немецкого концлагеря Освенцим), в которой участвовал Президент Франции Э.Макрон. Он перечислял трагические страницы польской истории. Начал с пакта Молотова-Риббентропа. Это отдельная тема. Даже не буду сейчас подтверждать наши оценки подобных подходов. Потом Э.Макрон вспомнил восстание в Варшавском гетто, Варшавское восстание, Освенцим, Майданек, Треблинк. И в этом ряду примеров страданий польского народа вдруг была перечислена трагедия апреля 2010 года – авиакатастрофа под Смоленском. Даже не буду комментировать и проводить какой-то анализ. Это все естественным образом произносится нашими европейскими коллегами. Какой сигнал подаёт руководство великой страны Франции, у которой, будем откровенными, тоже непростая история участия во Второй мировой войне? Какой сигнал подается молодому поколению в Польше, в самой Франции, да и в других странах?

Мы двумя руками за то, чтобы работать над формированием европейского исторического сознания. Но если (как и во многих других случаях, когда наши европейские партнеры выдвигают инициативы о выработке общеевропейских подходов, будь то в сфере кибербезопасности или борьбы с химическим оружием, свободы прессы) имеется в виду, что ЕС будет определять нормы и принципы, а все остальные должны это подхватывать, то так не получится.

У нас интерес в том, чтобы мы вырабатывали по-настоящему общеевропейский подход. В конце концов ОБСЕ закрепила послевоенные границы. Из Франции и из ряда других европейских стран на официальном уровне доносятся заявления о том, что никогда эти европейские столицы не признавали «незаконную оккупацию СССР прибалтийских республик». А как тогда В.Жискар д´Эстен и прочие европейские лидеры подписывали Хельсинский Заключительный акт, в котором устанавливалась безальтернативность послевоенного мироустройства и неприкосновенность послевоенных границ в Европе, признавались незыблемыми политические и территориальные итоги Второй мировой войны?

Мы будем активно сотрудничать с нашими французскими коллегами, со всеми другими партнёрами в том, чтобы предложенный ими очень полезный проект СЕ был по-настоящему объединительным, а не использовался как исторический инструмент для реализации сегодняшних геополитических целей.