Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 2 (75) 2025


«ВОЙНА И МИР»

 

Точка зрения
«САМАЯ БОЛЬШАЯ НЕОЖИДАННОСТЬ В МОЕЙ ЖИЗНИ»
40 лет назад, 2 июля 1985 г. Министром иностранных дел СССР был назначен Э.А. Шеварднадзе - один из активных проводников внешнеполитического курса страны перестроечного периода. В своей книге «Мой выбор. В защиту демократии и свободы» он так написал об этом событии: «О своем назначении я узнал 30 июня по телефону от М.С. Горбачева. «— Мы окончательно определились и предлагаем тебе пост Министра иностранных дел. Завтра утром ждем в Москве». Это была самая большая неожиданность в моей жизни». О первых шагах нового Министра по перестройке работы МИД и их восприятии в дипломатической среде вспоминает ветеран дипломатической службы, Чрезвычайный и Полномочный Посол А.С. Зайцев.
В мидовской среде по-разному отнеслись к приходу нового министра. Большим сюрпризом для нас стал выбор на пост главы МИД деятеля республиканского масштаба, прежде мало замеченного на внешнеполитическом поприще.

янв 10, 2022

Американское измерение кризиса в казахстане

Текст: Юрий Тавровский

 Американское измерение кризиса в казахстане

События в Казахстане нельзя рассматривать вне контекста бегства американцев из Афганистана. Исламисты сочли, что после ухода американцев Центральная Азия осталась без присмотра великих держав и пора играть самостоятельную роль. Отдохнув и перегруппировавшись, профессиональные «полумесяценосцы» взялись за свое любимое дело – погромы и убийства. Они находят новых состоятельных заказчиков среди единоверцев и новые сцены для своих представлений. Казахстан – это дебют, предстоят многолетние гастроли.

Центральная Азия после фиаско в Афганистане с точки зрения геостратегии отдалилась от США и Запада, их рассеянных по всему миру военных и разведывательных баз. Страны региона окончательно попали в окружение Китая, России и других недружественных Западу стран. Перспективы вовлечения Центральной Азии в военные блоки или даже создания отдельных военных баз близки к нулю из-за необходимости российской страховки в случае действий исламистов, а также экономического влияния Пекина. Кроме того, «надежность» американцев в качестве союзников на примере Афгана узрели во всех столицах региона.

В то же время, после преодоления растерянности из-за быстрой и жесткой реакции Москвы, продолжатся американские усилия по укреплению в Центральной Азии прозападных «пятых колонн», разжиганию антирусских и антикитайских настроений. Американские и европейские НКО никуда не ушли, продолжится обработка местных элит в духе либерализма и «общечеловеческих ценностей», подготовка молодежи в западных университетах.

Продолжатся и попытки составить конкуренцию российскому и китайскому экономическому присутствию в Центральной Азии, ослабить интеграционные тенденции в рамках ЕАЭС, ОДКБ и ШОС. Президент США Байден на саммите Большой семерки в июне прошлого года выдвинул программу «Восстановим хороший мир» (Build Back Better World), на которую до 2035 года сообща обещано выделить 40 триллионов долларов. Свое слово сказала Европа – в ноябре глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен пообещала потратить 300 миллиардов евро до 2027 года. Эти средства вряд ли будут реально выделены на инфраструктурные и «зеленые» проекты из-за трудностей экономики самого Запада. Но даже какие-то куски виртуальных «пирогов» могут повлиять на деловые круги и политические элиты стран Центральной Азии.

В этом регионе, «сердце Евразии» (heartland), соприкасаются и противоборствуют разные глобальные силы. Россия, Китай и другие соседи стран Центральной Азии тоже не будут терять времени, станут наращивать свой экономический и военный потенциал, укреплять взаимодействие перед лицом враждебности Запада. Их действия будут оказывать стабилизирующее влияние на регион Центральной Азии, на всю Евразию. Именно это и происходит на наших глазах в Казахстане.