Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 2 (75) 2025


«ВОЙНА И МИР»

 

Точка зрения
«САМАЯ БОЛЬШАЯ НЕОЖИДАННОСТЬ В МОЕЙ ЖИЗНИ»
40 лет назад, 2 июля 1985 г. Министром иностранных дел СССР был назначен Э.А. Шеварднадзе - один из активных проводников внешнеполитического курса страны перестроечного периода. В своей книге «Мой выбор. В защиту демократии и свободы» он так написал об этом событии: «О своем назначении я узнал 30 июня по телефону от М.С. Горбачева. «— Мы окончательно определились и предлагаем тебе пост Министра иностранных дел. Завтра утром ждем в Москве». Это была самая большая неожиданность в моей жизни». О первых шагах нового Министра по перестройке работы МИД и их восприятии в дипломатической среде вспоминает ветеран дипломатической службы, Чрезвычайный и Полномочный Посол А.С. Зайцев.
В мидовской среде по-разному отнеслись к приходу нового министра. Большим сюрпризом для нас стал выбор на пост главы МИД деятеля республиканского масштаба, прежде мало замеченного на внешнеполитическом поприще.

янв 24, 2022

Олимпийская встреча в пекине

 

Текст: Юрий Тавровский

4 февраля в китайской столице состоятся два события мирового значения. Откроются Зимние Олимпийские игры. Путин и Си Цзиньпин встретятся лицом к лицу и доверительно поговорят впервые за два года «на полях» главного спортивного события года.

Оба события имеют одинаковую «сверхзадачу» -- дать новый импульс тем силам планеты, которые стремятся к бесконфликтному решению проблем человечества, создать духовные и материальные предпосылки сохранения мира в целом и в глобальных точках напряжения. Украина и Тайвань стали тем разломом мировой геополитики, который опасно расширяется и может втянуть в себя ближние и дальние страны. В этих условиях важно по-новому взглянуть на те международные организации, которые способны сделать реальный вклад в развитие позитивных региональных процессов и в глобализацию – ШОС, БРИКС, ОДКБ. Блестящая миротворческая операция в Казахстане показала мощь «бронепоезда на запасном пути».

Само собой разумеется, немало внимания будет уделено двусторонним проблемам. Их остается немало даже на фоне впечатляющих успехов. Продлен еще на пять лет Российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, срок действия которого истекал как раз в эти февральские дни. Двусторонняя торговля преодолела рекордную планку в 150 миллиардов долларов. Министры обороны впервые утвердили Дорожную карту развития военного сотрудничества с 2021 по 2025 год. Стратегические бомбардировщики России и Китая продолжают в едином строю навещать окрестности американских баз в Японии и Южной Корее. Оснащенные новейшими ракетами корабли впервые сообща проследовали вдоль восточного побережья Японских островов вблизи американских баз Йокосука и Йокота в окрестностях Токио. Ученые впервые договорились общими усилиями построить Международную лунную станцию. «Стратегическое партнерство новой эпохи», о котором договорились Путин и Си Цзиньпин перед двухлетним расставанием в 1979 году, наполняется конкретным содержанием.

Но остается еще несколько крупных проблем. До сих пор не устранены «бутылочные горлышки» в сфере финансов. Китайские банки неохотно сотрудничают с российскими, опасаясь американских санкций. Не удается добиться взаимного признания вакцин против КОВИД, что приводит к фактической остановке общения русских и китайцев, влечет сокращение авиарейсов и автомобильного сообщения, тормозит расширение торговли.

Путину и Си Цзиньпину предстоит обсудить и более масштабные, глобальные вопросы. Глядя глаза в глаза, они поговорят о «холодных войнах», которые ведутся против России и Китая. На обоих фронтах, Западном и Восточном, уже достигнуты «красные линии». Ускоряется «накачивание» оружием киевского и тайбэйского режимов, их подталкивают к самоубийственным действиям все новыми грозными резолюциями, обещают поддержку «в случае чего». Возможны ли скоординированные действия России и Китая «в случае чего», на какие формы дипломатической, информационной, экономической или даже военной поддержки можно будет рассчитывать?

Опасаясь уже достигнутого уровня российско-китайского стратегического партнерства и стараясь не допустить его развития, в Вашингтоне стараются посеять недоверие между Москвой и Пекином. Этим, в частности, можно объяснить всплеск дипломатической активности Вашингтона на российском направлении. Путин предельно честно расскажет Си Цзиньпину о содержании недавних контактов. В условиях интенсивных дипломатических игр Москвы и Вашингтона повышение уровня доверия – вот главный результат «Олимпийской» встречи Путина и Си Цзиньпина, на который надо рассчитывать. Россия и Китай по-прежнему будут противостоять общим противникам, еще теснее встанут «спина к спине».