Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 
май 14, 2023

Пьяная дипломатия нам не нужна

(15 мая исполнилось 38 лет Указу Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом») 

Текст: Заместитель Председателя Ассоциации российских дипломатов Чрезвычайный и Полномочный Посол А.С. Зайцев. 

     Развернутая в стране после выхода Указа антиалкогольная кампания не могла не затронуть протокольную работу центрального аппарата МИД и его загранучреждений, внеся ограничения в укоренившиеся традиции, ведущие начало, наверное, еще со времен создания Посольского Приказа и открытия первых русских постоянных дипломатических миссий.

    Зачинателем и активным проводником новых порядков в МИДе и его загранучреждениях стал сам министр, Андрей Андреевич Громыко.

    Этой теме было посвящено ближайшее заседание коллегии МИД, которую проводил министр. Сообщение главного кадровика, перечислившего последние случаи досрочного откомандирования сотрудников диппредставительств за проступки на почве тесной «дружбы» с алкоголем, породило оживленную дискуссию. Наиболее смелые ее участники высказывали скептицизм по поводу перспектив адаптации «без ущерба для дела» к вводимым табу.  Некоторые выступавшие, ссылаясь на специфику  многих стран, предрекали снижение интереса у иностранных гостей  к участию в устраиваемых посольствами протокольных мероприятиях, снижение информационной отдачи от проводимых бесед и т. п.  

    Итоги дискуссии подвел А.А. Громыко, заключив свое выступление непререкаемой сентенцией, которая прочно засела в памяти, - «Пьяная дипломатия нам не нужна!». Этому правилу министр, убежденный трезвенник, никогда не изменял.

    Запомнился первый после принятия антиалкогольного указа большой прием, устроенный 26 июня 1985 г. от имени министра по случаю 40 -летия подписания Устава ООН. (Этот основополагающий документ от СССР был подписан А.А. Громыко в бытность его послом в США). На нем, вопреки обыкновению, отсутствовали горячительные напитки, что напоминало типичный дипломатический прием в посольстве мусульманской страны.

   С приходом нового министра кампания по борьбе с пьянством приобрела особый размах.

   Экспедиция МИД, следуя указаниям руководства, стала «задерживать» присылаемые в отделы к национальному празднику и Новому году из иностранных посольств традиционные сувениры (обычно календари и напитки).

   Аккредитованные в Москве послы, быстро приноровившись к новым порядкам, устраивая приемы в ресторане, заранее припасали набор запретных напитков из своих посольских запасов. Запомнился один из таких приемов в популярном тогда в московском дипкорпусе первом в столице кооперативном ресторане на Кропоткинской улице, устроенный иностранным посольством по случаю предстоящего отъезда нашего посла, назначенного в одну из стран, курируемых Отделом Юго - Восточной Азии.  К нашему немалому удивлению, в общем зале, который мы миновали, проходя в небольшой отдельный «кармашек», царило приподнятое настроение. Посетители, преимущественно иностранцы, не таясь от официантов, снабжавших их бокалами, разливали  извлекаемые из-под столов из принесенных с собой сумок и пакетов спиртные напитки.

     К введению разного рода запретов и ограничений в центральном аппарате МИД и его загранучреждениях отнеслись в целом скептически, предрекая скорую кончину введенных табу. 

    Сопровождаемая перегибами и активно использованная в интересах кадровых перетасовок, антиалкогольная кампания, особенно на ее начальном этапе, стоила карьеры немалому числу дипломатов, как в центральном аппарате министерства, так и в загранучреждениях, замеченных в нарушении введенных запретов, нередко по пустяковым по нынешним меркам поводам. «Освященные» давними традициями застолья по случаю приезда-отъезда, повышения в должности или ранга  и другим «обязательным» поводам, встречи стали проводиться реже, приглашать на них старались - во избежание утечек - самых надежных и проверенных коллег.  Многие коллеги «ушли в подполье» и только единицы нашли в себе смелость открыто выказывать свое отношение к развернутой кампании и нередким в ходе нее перегибами.

    Однако «сухой закон» в системе МИД продержался недолго. На протокольных мероприятиях, устраиваемых в особняке МИД на

Спиридоновке постепенно возвращались прежние порядки. Поначалу «по просьбе гостей» на приемах стали подавать сухое вино и позднее – крепкие напитки.

    Шаг за шагом, благодаря изобретательности и разного рода ухищрениям в центре и на местах всё вернулось на круги своя.