Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 2 (75) 2025


«ВОЙНА И МИР»

 

Точка зрения
«САМАЯ БОЛЬШАЯ НЕОЖИДАННОСТЬ В МОЕЙ ЖИЗНИ»
40 лет назад, 2 июля 1985 г. Министром иностранных дел СССР был назначен Э.А. Шеварднадзе - один из активных проводников внешнеполитического курса страны перестроечного периода. В своей книге «Мой выбор. В защиту демократии и свободы» он так написал об этом событии: «О своем назначении я узнал 30 июня по телефону от М.С. Горбачева. «— Мы окончательно определились и предлагаем тебе пост Министра иностранных дел. Завтра утром ждем в Москве». Это была самая большая неожиданность в моей жизни». О первых шагах нового Министра по перестройке работы МИД и их восприятии в дипломатической среде вспоминает ветеран дипломатической службы, Чрезвычайный и Полномочный Посол А.С. Зайцев.
В мидовской среде по-разному отнеслись к приходу нового министра. Большим сюрпризом для нас стал выбор на пост главы МИД деятеля республиканского масштаба, прежде мало замеченного на внешнеполитическом поприще.

май 29, 2023

ДО «ВЫСОТ» СЕГОДНЯШНЕЙ ПОЛЬШИ, ПРИСУЩИХ «ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ», - МОЯ СТРАНА, НАДЕЮСЬ, НИКОГДА НЕ ОПУСТИТСЯ.

Письмо Посла России


Главному редактору газеты «Речьпосполита»

г-ну Богуславу Хработе

Уважаемый господин главный редактор,

Позволю себе обратиться к Вам по поводу Вашего комментария «Шпионы Путина без денег» в сегодняшнем номере «Речьпосполитой».

1. Ваше отношение к России мне хорошо известно, и то, что Вам «не жаль русских», - само собой разумеется, да нам это в общем-то безразлично. Но даже при откровенно враждебном отношении к оппоненту серьезному журналисту не к лицу писать откровенную неправду.

Вы прекрасно знаете, что замораживание, а потом изъятие денег с банковских счетов иностранной дипломатической миссии - это бесспорное грубое нарушение Венской конвенции и что санкции Евросоюза такие действия не узаконивают и не оправдывают. Кроме Польши, ни одно другое государство ЕС на такие действия не отважилось.

Ссылки ваших горе-экспертов на то, что действия прокуратуры, мол, оправдываются «войной», совершенно несостоятельны: Польша не находится в состоянии войны с Россией, дипломатические отношения между нашими странами не разрывала и соответственно обязана неукоснительно Венскую конвенцию о дипломатических сношениях соблюдать.

Уверен, Вы достаточно опытный и квалифицированный человек, чтобы понимать, что деньги на счетах Посольства и Торгпредства - это зарплата сотрудников и обеспечение текущих расходов, ни к «финансированию терроризма», ни к «отмыванию преступных денег» они отношения не имеют, повод для расследования прокуратуры откровенно высосан из пальца. Собственно, об этом говорит и то, что за прошедший год с лишним она не только не представила каких-либо внятных обоснований для своих подозрений, но и, похоже, вообще не предпринимала никаких действий в рамках своего псевдо-расследования. Во всяком случае к Посольству и Торгпредству России прокуратура ни с какими конкретными претензиями и вопросами в этой связи не обращалась.

2. Не мне судить о том, в какой степени Польша придерживается «правил демократического правового государства». Вроде бы в Вашей газете я читал, что на этот счет есть сомнения у многих в самой Польше, а также среди её партнеров по ЕС.

В чем я точно уверен - так это в том, что когда речь заходит об отношениях с Россией, польские власти ни с какими нормами международного или национального права не считаются.

Поэтому МИД Польши «в упор не видит» нарушения Венской конвенции со стороны польской прокуратуры, а польский суд как ни в чем не бывало признает ее действия законными. Кстати, в суд по этому вопросу обращалась сама польская прокуратура - очевидно, будучи вполне уверенной в его благосклонном отношении. Мы в таком обращении смысла не видим, так как хорошо знаем, чего стоит «объективность» и «беспристрастность» польских «независимых» судов в делах, касающихся России. Вы правы - я достаточно долго работаю в Польше, чтобы это понимать.

3. Я понимаю, что за последний год какая-то часть польского общества (может быть, даже значительная) уверовала в некую особую роль Польши, которая, как Вы пишете, будто бы «является костью в горле Путина».

Господин главный редактор, Вы же как серьезный аналитик, надеюсь, понимаете, что выдаете желаемое за действительность: и Польша на такую «головную боль» президента России не тянет, и «нанести поражение России на поле боя» Украина при всей поддержке коллективного Запада не сможет, и взыскать с России репарации вам никогда не светит?

А моя работа - не «блистать в варшавских салонах» (Вы, наверное, перепутали профессионального дипломата с какими-нибудь светскими тусовщиками), а в том, чтобы в Москве было ясное представление о реальном месте Польши в нынешнем международном контексте.

4. Вы совершенно правы в том, что с российской стороны следует ожидать ответных мер в отношении Посольства Польши в Москве - собственно, такие зеркальные меры уже приняты в прошлом году и теперь, возможно, будут актуализированы на основе принципа взаимности.

Вы правы и в том, что польским дипломатам в России ничто не угрожает, - и вовсе не потому, что «кремлевские трусы не поднимут руку на тех, кто сильнее, - представителей страны НАТО». Нам в России и в голову не пришло бы беззастенчиво нарушать нормы дипломатического общения, преследовать иностранных дипломатов, угрожать им, бить окна в зданиях дипмиссии и бросать в них бутылки с зажигательным веществом. Все это мы за прошедший год узнали на собственном опыте. Но, вероятно, это тоже - как и массовый снос памятников, и акты вандализма на захоронениях советских воинов, благодаря которым существует сегодняшняя Польша, - присуще «демократическому правовому государству», до «высот» которого моя страна, надеюсь, никогда не опустится.

С уважением,

С.Андреев

 P.S. Кстати, почему Вы называете здание нашего посольства «репнинским дворцом»? Посол Екатерины II князь Николай Репнин работал в Варшаве задолго до того, как оно было построено. Если хотите показать, как оно Вам не нравится, называйте сталинским — так будет больше соответствовать историческим фактам.