Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (74) 2025


«ДИПЛОМАТИЯ ПОБЕДЫ»

 

Точка зрения
«ДНИ И НОЧИ ВЬЕТНАМА» ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА (к 95-летию со дня рождения художника)
Текст: Анатолий ЗАЙЦЕВ - заместитель председателя Совета Ассоциации российских дипломатов, Чрезвычайный и Полномочный Посол
С Ильей Сергеевичем Глазуновым мы познакомились в 1967 г. в г. Ханое. во время его творческой командировки во Вьетнам. После почти месячной поездки в соседние провинции воюющего Вьетнама художник вернулся в столицу с многочисленными работами. Он показался мне очень озабоченным устройством выставки привезенных работ и ее освещением в отечественных СМИ. Занимаясь в посольстве в то время культурными связями с ДРВ, я оказал ему в этом содействие, стараясь привлечь внимание к выставке наших, местных и иностранных журналистов.

июн 02, 2025

«ДНИ И НОЧИ ВЬЕТНАМА» ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА (к 95-летию со дня рождения художника)

   Текст: Анатолий ЗАЙЦЕВ - заместитель председателя Совета Ассоциации российских дипломатов, Чрезвычайный и Полномочный Посол

С Ильей Сергеевичем Глазуновым мы познакомились в 1967 г. в г. Ханое.  во время его творческой командировки во Вьетнам.

            После почти месячной поездки в соседние провинции воюющего Вьетнама художник вернулся в столицу с многочисленными работами.  Он показался мне очень озабоченным устройством   выставки привезенных работ и ее освещением в отечественных СМИ. Занимаясь в посольстве в то время культурными связями с ДРВ, я оказал ему в этом содействие, стараясь привлечь внимание к выставке наших, местных и иностранных журналистов.

            Выставка произведений художника (всего 150 рисунков и портретов) открылась в Ханое в конце марта, пользовалась большим успехом и получила хорошую прессу у нас в стране. Илья Сергеевич живо интересовался каждой такой публикацией, которые я по его просьбе собрал для него перед отъездом. (О том, насколько это было важно для художника на том непростом, как я узнал позже в Москве, этапе его карьеры). По возвращении в Москву эти работы вьетнамского цикла были представлены на выставке «Дни и ночи Вьетнама» в Доме дружбы с народами зарубежных стран.

            О тех встречах и выставочных заботах в Ханое мы вспоминали два года спустя, оказавшись по воле случая за соседними столиками в ресторане московского «Домжура», куда я зашел с друзьями отведать популярного тогда в меню стейка по-деревенски. По тому, как Илья Сергеевич, узнав меня и подойдя к столику благодарил за оказанную помощь, а после закрытия ресторана настойчиво приглашал «продолжить вечер» в его старой мастерской, расположенной рядом через двор, было видно, что поездка во Вьетнам была для него немаловажной.

           Обстоятельства снова свели нас много лет спустя в 1984 году, когда Илья Глазунов, закончив портрет итальянского президента, ожидал инициированное им через наше посольство в Бангкоке приглашение от короля Таиланда Пхумипона Адульядета - разносторонне одаренного монарха, талантливого музыканта и художника - для написания его портрета, высказав пожелание, чтобы глава государства позировал ему ежедневно в течение месяца и планируя закончить работу к 60-летнему юбилею короля.

   Королевский Двор не спешил с ответом, и Илья Глазунов обратился ко мне, тогда заведующему Отделом Юго-Восточной Азии МИД, в ведении которого находились отношения с Таиландом, с просьбой «ускорить решение вопроса». На мои очередные напоминания тайскому послу и его запросы в Бангкок реакции не последовало. У нас в министерстве и посольстве понимали, что дать согласие принять в президентском дворце на столь продолжительное время художника из Советского Союза, при непростых на тот момент наших двусторонних отношениях, было для тайской стороны нелегким решением.

             Проходило время, Бангкок молчал, Илья Сергеевич продолжал настойчиво справляться, нет ли ответа. В ноябре 1987г., когда по окончании праздничного приема в Кремлевском Дворце съездов я спускался по лестнице меня окликнул Илья Глазунов.  «Ну что, - в который уже раз напомнил он, - ответа так и нет?».  Чувствуя по его тону, что запас терпения художника на пределе, переговорил с тайским послом, который согласился, что пришло время окончательно прояснить вопрос с приглашением. Через неделю посол позвонил мне, чтобы договориться о встрече «по затронутому ранее вопросу». Пока он добирался до МИДа, я строил разные предположения насчет содержания ответа, но того, что услышал все же не ожидал. «Ответ негативный», - коротко бросил он с порога кабинета и со словами (они мне хорошо запомнились) «Его Величество умеет рисовать не хуже» протянул мне, сославшись на поручение, альбом принадлежащих кисти короля картин с просьбой передать художнику И. Глазунову.

           В марте 2003 г. мы встретились с И. Глазуновым в его особняке в центре Москвы. Вспоминали Ханой. Но главное, что занимало тогда мысли художника, это подготовка к открытию Московской картинной галереи на Волхонке.

          В память о той встрече храню прекрасно изданный к юбилею художника альбом работ (в нем собраны и несколько произведения вьетнамского цикла), с его дарственной надписью: «С уважением и давней дружбой послу России Анатолию Сафроновичу Зайцеву. Ваш И. Глазунов».

   Сегодня произведения художника из вьетнамского цикла экспонируются в «Московской государственной картинной галерее народного художника СССР Ильи Глазунова».