Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 3 (57) 2019


«Крым и мир»

 

Точка зрения
«Американские горки» российско-китайских отношений

Второго октября исполнится 70 лет с того дня, когда СССР признал Китайскую Народную Республику и установил с ней дипломатические отношения. За 7 десятилетий связи двух соседних держав развивались словно трасса «американских горок» — то взлетали вверх, захватывая дух от восторга, то падали вниз, вселяя страх, от которого замирало сердце. На всех этих участках на двусторонние отношения оказывала сильнейшее влияние еще одна страна. Это, само собой разумеется, Соединенные Штаты Америки.


окт 09, 2019

На что тратят деньги китайские туристы в России

Обе компании выступают провайдерами услуг китайских платежных сервисов WeChat Pay и Alipay в российских магазинах.

Траты через эти платежные системы в других российских городах ожидаемо ниже, чем в столице. Средний чек пользователей WeChat в Петербурге – 19,9 тыс. руб., во Владивостоке – 13,6 тыс. руб., в Хабаровске – 12,4 тыс. руб., в Екатеринбурге – 10,8 тыс. руб., в Благовещенске – 9,5 тыс. руб., в Новосибирске – 8,8 тыс. руб.

Изучая чеки, аналитики пришли к выводу, что наиболее популярными товарами у китайских туристов являются янтарь и косметика. Совокупно на них приходится 30% от всех покупок в российских магазинах с помощью китайских платежных приложений. В пятерку главных по тратам товарных категорий входят также ювелирные украшения (12%), сувениры (8%), алкоголь (6%) и шоколад (5%).

Почему китайцы любят российский янтарь. Китайцы верят, что янтарь приносит благополучие и является символом достатка, указывает Александр Агамов, исполнительный директор туристической ассоциации «Мир без границ». Цвет янтаря – священный в Китае: одеяния желтого цвета носили императоры, и долгое время он был запретным для всех, кто не относился к императорской фамилии, указывает востоковед и профессор факультета мировой экономики и политики ВШЭ Алексей Маслов.

Янтарь для китайской аудитории – примерно как бриллианты для западной, а после 2015 года слабый рубль сделал камень, в котором, как считают китайцы заключена энергия солнца, еще более доступным, пояснил президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев.

Кроме этого, в Китае есть современный миф, что янтарь лечит массу болезней, говорит г-н Маслов. По его словам, ажиотажный спрос создают блогеры, которые рассказывают, что носили янтарь и излечились от болезней или улучшили здоровье: девушки, к примеру, пишут, что у них улучшился цвет лица, а мужчины утверждают, что, если носить янтарные браслеты, повышается потенция.

У Александра Агамова есть «маркетинговая» версия популярности янтаря: историю камня, который не является драгоценным и никогда не был фетишем в России, придумали сами китайские туроператоры, чтобы продавать туристам русскую культуру, традиции и историю через осязаемые символы. Как пояснял ранее г-н Агамов РБК, китайские фирмы продают туристам дешевые туры, иногда ниже себестоимости, а потом отбивают их за счет покупок в магазинах на территории России, где цены завышены в несколько раз.

Почему растет количество покупок. Самыми первыми торговыми точками, которые стали принимать WeСhat Pay в январе 2019 года, были как раз магазины «Русский янтарь» в Петербурге (cистема Alipay работает в России с 2018 года).

Сейчас, по данным Sendy, 75% магазинов, принимающих платежи через WeChat Pay и Alipay, расположены в Москве, 8% – в Санкт-Петербурге. Одними из первых были универмаги ГУМ, ЦУМ, ДЛТ, Bosco.

ЦУМ, рассчитывая на увеличивающийся поток туристов из Китая, еще в 2016 году предусмотрительно начал договариваться о включении универмага в туристические программы для китайцев и нанимать сотрудников со знанием китайского языка. Представитель ЦУМа ранее сообщал «Ведомостям», что число покупателей из Китая за год выросло на 70%.

Рекорд не побит. Самая большая покупка в этом году, по данным Sendy и «Эвотора», прошла через приложение WeChat Pay: в одном из московских ювелирных магазинов пользователь платежной системы заплатил 452 тыс. руб. Это, правда, почти в два раза меньше рекорда 2018 года, когда потребитель потратил в российском магазине 786 тыс. руб.

Число российских партнеров китайских платежных систем быстро увеличивается, всего Sendy подключила более 5 тыс. торгово-сервисных предприятий в России: Stefanel, Trussardi, Rendez-Vous, TJ Collection, O'Stin, «Спортмастер» и т.д.

Растет и количество китайских туристов. В январе-июне 2019 года китайцы, по данным Росстата, совершили в Россию 780,1 тыс. поездок с туристическими целями, на 17% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Общее число китайцев, которые въехали в Россию в первом полугодии этого года, по данным погранслужбы ФСБ, достигло 959,8 тыс. человек.

Из-за безвизового режима для групп от пяти человек турпоток из Китая увеличивается, и, как отмечал Центробанк в своем отчете «Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации», граждане Китая в первом квартале 2019 года вышли на первое место среди иностранцев по совокупным тратам: в январе-марте они потратили в России $264 млн, что в 1,7 раза больше, чем годом ранее. Данные за полугодие регулятор еще не публиковал.(RATA news)