Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 
апр 14, 2020

Пандемия страха

Человечество впервые встретилось с тотальной пандемией страха. Такого никогда не было, вряд ли кто-то планировал такое смоделировать. Скорее всего, она возникла случайно. Разумеется, потом появляются локальные интересы, экономические и политические. Например, на волне паники Китай скупил резко подешевевшие акции западных предприятий. Кто-то наживается на лекарствах, на вакцинах, на сыворотках. Но это встраиваемые процессы. А пандемия, скорее всего, самопроизвольная. Сейчас мощнейшие информационные переносчики. Можно сидеть в своей комнате и быть на связи со всем миром. Это первая за всю историю планеты тотальная неинфекционная пандемия страха.

Опасна ли информационная эпидемия? Повлияет ли она на здоровье? Около 10 лет назад мы начали изучать влияние психологической атмосферы на смертность. В начале 90-х по всей России произошел взрыв количества самых разных инфекционных заболеваний, на 200-400% - резко взлетели пневмония, дифтерия, дизентерия, сальмонеллез, чесотка, педикулез.

Подробно изучали статистику по Петербургу - там качественная медицина, цифры заслуживают доверия. И в начале 90-х вдруг инфекционные заболевания взлетают до 1300-1700%. Факт очевидный, но как объяснить? Возможно, дело в той страшной, тоскливой атмосфере, которая царила в то время. Заводы закрывались, деньги обесценивались, безработица. Страну потеряли, всё, что столько лет создавали, оказалось никому не нужным. И эта страшная атмосфера тоски вызвала падение иммунитета.

Иммунная система человека очень сильно зависит от психического состояния. Поэтому та паника, которая есть сейчас, несомненно, вызовет увеличение смертности, от инфекционных заболеваний в том числе.

Насколько готовы наши медицинские учреждения? Оптимизация - это фактически государственное преступление. А что нужно сделать, чтобы остановить эпидемию? То же, что делали для этого и год, два, пять лет назад. Сейчас главное убрать панику. Иногда она принимает форму спектакля. Показывают, как по Риму идут 20 военных грузовиков с гробами. Представьте, вы мэр Рима. Вы будете днем такое устраивать? Наверно постараетесь ночью, потихонечку. А кто это делает и показывает? Это уже фейк. Показывают, как идет человек в маске в метро, падает и умирает от коронавируса - это фейк. От пневмонии так не умирают. Это уже картинка, чей-то интерес постановочный, сознательный или несознательный.

Помогают ли маски? Эффект от них очень маленький. А вот психический эффект колоссальный. Одно дело, улыбающиеся лица, а другое дело, все в масках. Тоже страх. Точно так же случай в мостке - к нашим соседям приезжала на вызов скорая. Врач и медсестра в противочумных халатах. Зачем? Это постановка. Если используют халат, перед заходом в скорую его необходимо снять и герметично упаковать. Иначе придется проводить сложную обработку всего салона скорой помощи. Но так никто не делает, несколько десятков вызовов в день, и все в одном халате. По Москве ежедневно около 11 тысяч вызовов. Два человека. И это ежедневно 22 тысячи халатов с масками? Где такие запасы у скорой помощи? Зачем? Это либо игра сознательная, либо невольное встраивание в эту игру. В любом случае, создает панику.

Когда пандемия пойдет на спад? Судя по опыту Китая, это произойдет за 3-4 месяца. Удивительно быстро они справились.

Прежде чем прийти сюда, я прослушал 8-10 высокоуровневых специалистов. Они все говорят, что паника излишня. Это совершенно банальная вспышка острого респираторного заболевания, ничем не отличающаяся в принципе от предыдущих вспышек.

Какие меры надо соблюдать, чтобы время эпидемии сократилось? Нужно ли действительно на удаленную работу переходить? Нет. Какое настроение должно быть? Настроение: это ничем не отличается от того, что было. Мы ошиблись и нагнали панику. При Всемирной организации здравоохранения надо создать центр ученых. Поражает амбициозность политиков - они считают, что во всём разбираются. Но соберите ученых - вирусологов, эпидемиологов, создайте штаб. Нет уважаемого научного центра при Минздраве, при ВОЗ, который дает точную статистику. Ученые скажут, что это ничем не отличается от того, что было раньше. Всю эту панику надо прекратить, а кто будет продолжать - как в военное время, трибунал. Меры безопасности - такие, как были раньше. Проветривайте помещение. Мойте руки. Если чувствуете, что заболели, оставайтесь дома. Маски нужно носить, когда болеете, чтобы зараженные капли не разлетались. Витамины, аскорбинка. Не собираться большими скоплениями, но вернуть занятия в школы. Делать примерно то же самое, что и всегда раньше, никаких дополнительных мер не нужно.

В Италии интересная статистика. 10% умирает за 90, 40% за 80, людям в этом возрасте и положено умирать, все там будем. А молодых умерших там почти нет. Нет доказательств, что вирус воздействует специфически на стариков. Просто в структуре смертности больше стариков.

Сможет ли российская медицина создать вакцину и сыворотку? Сможет, но с ними опоздали. В следующем году будет другой штамм вируса, какой - неизвестно. А оптимизация медицины - за это надо очень сурово поговорить с Скворцовой Вероникой Игоревной. Но она не сама это сделала - ей приказывали политики, которые в медицине не разбираются. Первичное звено в катастрофическом положении. А наука еще, слава Богу, сохранилась. Там работают преданные люди. Она ничуть не отстает от мирового уровня. Чтобы разобраться, как нужно организовывать систему здравоохранения, надо позвать ученых.

Какие лекарства эффективны против коронавируса? Доказанных препаратов специфического действия нет. Надо следить за своим иммунитетом и психическим состоянием. Пример - тот же Питер. Фантастически взлетевшие в начале 90-х инфекционные болезни к 1997 году практически исчезли, вернулись к прежнему уровню. Никаких дополнительных препаратов и мероприятий не было. Просто люди пришли в себя, и восстановился иммунитет. Знайте, что вы справитесь. Будьте уверены. Помогите тому, кому плохо. Плюс меры, перечисленные выше. Этого достаточно, чтобы справиться с эпидемией.

Из интервью Игоря Алексеевича Гундарова - доктора медицинских наук, академика РАЕН, эпидемиолога, социального психолога.