Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 
фев 12, 2018

«Дипломатам скучать не приходится»

- Владимир Васильевич, не раз приходилось слышать, как Петербург называют не только императорской и культурной столицей, но и консульской. Сколько у нас иностранных консульств?

- У нас действительно самая большая консульская колония: 34 генеральных консульства, 28 почетных консулов и четыре международные организации.

- «Население» этой колонии стабильно?

- Ротация консулов осуществляется в среднем раз в три-четыре года. В 2017-м сменились десять генеральных консулов: Румынии, Венгрии, Финляндии, Великобритании, Швейцарии, Бельгии, Израиля, Кипра, Норвегии и Франции. Три генеральных консульства пока возглавляют исполняющие обязанности первых лиц (до сих пор не прибыли генконсулы из Эстонии, Казахстана и Швеции). Назначение нового руководителя занимает от трех месяцев до полугода и даже более. Решают сами страны, но и российская сторона также дает согласие на предлагаемую кандидатуру. Все произошедшие замены плановые. Но, тем не менее, этот процесс требует определенных усилий и времени с нашей стороны.

- И как вы участвуете в процессе ротации?

- Новых генеральных консулов нужно ввести в курс дела. Познакомить с консульским кругом. Объяснить, что такое Петербург, чем занимаются представительство МИД и дипломатический клуб...

На начальном этапе такую помощь новые консулы воспринимали по-разному. Некоторые относились к этим контактам с осторожностью и даже некой опаской. Но, когда они поняли, что мы здесь в Петербурге работаем на благо наших региональных связей, что большая политика является прерогативой Министерства иностранных дел и посольств и что мы оказываем им содействие в решении их проблем, заметно успокаивались. Надо отметить: эту помощь они с благодарностью восприняли.

Можно сказать, что консульский корпус в Петербурге стабилизировался и полноценно активно работает в контакте с нами.

- В чем состоит эта совместная работа?

- Сегодня представители консульств с удовольствием посещают мероприятия, которые проводятся не только под эгидой представительства МИД и дипклуба, но и городскими властями.

- Так было не всегда?

- Еще два-три года назад представители стран ЕС игнорировали мероприятия, которые устраивала российская сторона. И не только наши - они даже друг к другу на приемы тогда не ходили! Недвусмысленные команды, какие встречи посещать, а какие нет, они получали из Брюсселя. Сейчас этот вопрос практически полностью урегулирован. Активное содействие в нормализации отношений в консульском корпусе и его сплочении сыграл дуайен консульского корпуса генконсул Словакии Аугустин Чисар. Он уже второй раз возглавляет консульство в Петербурге, работал и послом Словакии в России, так что хорошо знает нашу страну.

- Расскажите об институте почетных консулов. Чем их статус отличается от консулов обычных? Каковы права и обязанности, эффективность их работы? Не является ли эта должность, скорее, формальной, на бумаге?

- Есть у нас, конечно, и консулы «на бумаге», но это скорее исключение, нежели правило... Почетный консул не имеет аппарата, не получает заработной платы и работает практически на общественных началах.

Когда страной подается заявка на назначение почетного консула, МИД России направляет запрос в регионы - а есть ли в нем необходимость? Проживают ли там граждане этой страны, реализуются ли совместные проекты, проводятся ли выставки, концерты и какова перспектива сотрудничества? Если нет никаких контактов, то и смысла назначать почетного консула нет.

А насчет эффективности... Знаете, у нас есть почетные консулы, которые организуют событий и дел побольше, чем иные генконсульства в полном составе! Например, почетный генеральный консул Таиланда Юрий Валентинович Ковальчук. Проводимые им мероприятия вызывают большой интерес как в нашем городе, так и в Таиланде. Кстати, он - единственный из почетных консулов имеет право выдавать туристические визы. Почетный консул Мальты Игорь Викторович Оноков также многое делает, развивая культурное и экономическое сотрудничество нашего города с этой страной.

- То есть почетными консулами могут быть как граждане представляемой страны, так и наши соотечественники - друзья этих стран...

- ...И даже граждане третьих государств. У нас 25 почетных и три генеральных почетных консула. Австрию представляет гражданин Германии, и только Перу - перуанец. Остальные петербуржцы. Бизнесмены, ученые. Самостоятельные, авторитетные, статусные люди. Это объяснимо. Ведь такая работа требует не только знаний, времени и усилий, но и определенных финансовых затрат.

Деятельность почетных консулов строится на основании Венской конвенции. На них распространяются определенные льготы и иммунитеты. Вместе с тем граждане РФ не имеют иммунитета от административной либо уголовной ответственности.

Получается двойная ответственность и двойная нагрузка. Поэтому мы стараемся проводить тщательный отбор, чтобы в почетные консулы случайные люди не попадали.

- Чем был отмечен юбилейный для представительства 2017 год?

- О полувековом пути от дипломатического агентства до представительства Министерства иностранных дел мы рассказывали на пресс-конференции, а также на страницах журналов «Международная жизнь» и «Консул». Провели в своих стенах выставку об истории и работе представительства, его сотрудниках и географии их работы за рубежом. Ее также экспонировали в Мраморном дворце во время традиционного приема по случаю Дня дипломатического работника. Мы провели литературный вечер, на котором постарались представить наших дипломатов уже не с профессиональной, а с творческой стороны. Многие их них писали музыку, стихи, песни. Их произведения звучали в тот вечер со сцены, перемежаясь с выступлениями наших давних друзей и партнеров - Василия Герелло, Сергея Мигицко, Николая Бурова.

А в начале 2017 года мы объявили конкурс на лучшую студенческую работу о жителях нашего города, посвятивших свою жизнь дипломатическому служению. Победителей будем скоро чествовать. На ребят-финалистов мы смотрим как на людей, которые потенциально в будущем смогут заняться международной деятельностью в каких-то структурах - в том числе, возможно, и в МИД.

- В прошедшем году вы были награждены орденом Дружбы. Это признание того, что было сделано за время вашей работы здесь. Какие достижения считаете главными?

- Сразу оговорюсь: речь о заслугах не моих, а коллектива единомышленников, работающих в петербургском представительстве. Сегодня он сплочен и высокопрофессионален. У нас существует ротация, и практически весь дипсостав уже поработал за границей. Министерством иностранных дел наше представительство признано лидером всей дипломатической работы в регионах. Пилотные проекты зачастую проводятся именно на нашей базе.

У нас очень тесные взаимоотношения со всеми курируемыми субъектами - а это помимо Петербурга Ленинградская, Новгородская и Вологодская области, Республика Коми и Ямало-Ненецкий автономный округ. Мы сумели достигнуть с регионами отличного взаимодействия. При необходимости можем в течение суток по запросу МИД предоставить самую полную информацию. Здесь нам очень помогает полномочное представительство президента РФ в СЗФО. На его базе проводятся совещания, на которых

вырабатывается совместная стратегия действий в области внешней политики для всех субъектов СЗФО.

Мой принцип - работать так, чтобы не было стыдно за то, что ты делаешь. Это отлично знают все наши сотрудники. Поэтому в недрах нашего представительства не рождается бессодержательных справок и бессмысленных отписок.

- Какие пилотные проекты МИД реализует на базе петербургского представительства?

- Расскажу об одном - он, по сути, еще продолжается. В МИД возникла идея создать «кустовую» систему, по образу и подобию полпредств. Чтобы представительство МИД в Санкт-Петербурге курировало все соседние регионы, являясь головной организацией для Архангельска, Мурманска, Карелии, Пскова и Калининграда. Это, конечно, здорово прибавило работы - к нам теперь приходят оттуда сообщения, справки... Технология помаленьку отрабатывается, но пока окончательного решения о создании такой «кустовой» структуры не принято.

- Каких ожидаете перемен в 2018 году? Будет ли он сложнее 2017-го?

- По сути, год начинается с выборов президента России. В МИД создан штаб по выборам. Но это, конечно, не значит, что дипломаты будут агитировать или наблюдать на участках. Большое количество российских граждан живут за рубежом. И сейчас наши заграничные учреждения - посольства и консульства - готовят у себя площадки для проведения выборов.

Для нас ближайшие страны, которым мы можем оказать помощь, - это Эстония и Финляндия. Если возникнет у наших коллег необходимость, мы делегируем туда своих сотрудников. Ведь серьезнейшую и очень ответственную работу по организации голосования, работы наблюдателей и оперативному подсчету бюллетеней придется проводить ограниченному числу дипломатических работников.

Кстати, мы обычно помогаем и иностранным консульствам, когда они проводят выборы в свои органы власти. Взаимодействуем с нашими правоохранителями, чтобы обеспечить охрану их избирательных участков.

Надо еще учитывать, что во время выборов в Петербурге будут находиться немало международных наблюдателей - как долгосрочных (они будут исполнять свои обязанности с 11 февраля до 25 марта), так и краткосрочных (14 - 21 марта). Сколько их будет, пока трудно сказать. Думаю, несколько десятков человек. Задача представительства МИД - обеспечить взаимопонимание и тесную связь этих наблюдателей с избирательными комиссиями.

- А помимо выборов, какие ожидаются дипломатические «авралы»?

- Следом за выборами - Петербургский международный экономический форум. Ожидается присутствие большого числа высоких иностранных гостей, в том числе президента Франции, премьер-министра Японии, других высокопоставленных и знаковых лиц. МИД перед нами ставит задачу сопровождения высоких гостей. Будем помогать и в подготовке двухсторонних встреч министра Лаврова с его коллегами из разных стран.

Затем - чемпионат мира по футболу. Такого события в России до сих пор не было! Безвизовый режим будет введен для всех обладателей паспорта болельщика. Но кроме них будут просто туристы, приехавшие с надеждой попасть на стадион. Кто-то захочет въехать на день-два раньше, чем предусмотрено визой, или выехать позже. Непременно обнаружатся гости, не оформившие визу своевременно. В общем, ожидаем некой «визовой атаки». В этой связи наш консульский пункт в аэропорту «Пулково» будет работать в особом режиме и принимать решения о выдаче визы или отказе в ней в индивидуальном порядке.

- В общем, первая половина года ожидается жаркой...

- А затем, после небольшого перерыва, начнется по новой: Банковский конгресс, Юридический, Транспортный и Культурный форумы...

- Да, покой нашим дипломатам, похоже, только снится...

- В таком городе живем... Когда я провожу первую беседу с новыми генконсулами, всегда говорю: вы приехали в город, где вам катастрофически не будет хватать времени. Ежедневно тут проходит по две-три конференции разной направленности, на которые вас будут приглашать. Они слушают с недоверием. А через два-три месяца признаются: «Мы не ожидали такой активности!».

- Год назад, говоря про творчество дипломатов, мы с вами вспоминали Грибоедова - драматурга и дипломата, убитого в Турции. В начале 2017 года ситуация трагически повторилась: в Турции был убит наш дипломат Андрей Карлов. Как реагировал консульский корпус Петербурга на это событие?

- Для всех это был шок. Но мы почувствовали и профессиональную солидарность. Практически все наши коллеги выразили соболезнование - приезжали в представительство, звонили. Было ощущение, что разобщенные прежде люди сплотились вокруг этой трагедии. Мы очень остро чувствовали их поддержку.

Второй момент, когда мы ощутили сопереживание представителей дипломатических ведомств разных стран, - это апрельский теракт в петербургском метро. Генконсул Литвы был первым, кто предложил консульскому сообществу Петербурга возложить цветы у станции метро, где случилась трагедия. Это горе и эти смерти перевернули в умах многих наших коллег представление о террористах-игиловцах, которых некоторые раньше деликатно и возвышенно именовали оппозиционерами. Все вдруг осознали, что трагедия могла произойти с любым. Впоследствии в нашем общении с ними это понимание проходило красной нитью. Нам признавались: «К сожалению, мы до сих пор без должного понимания говорили о мировой опасности, которая существует».

В тот момент мы ощущали консолидацию представителей всех стран - таких, казалось бы, далеких и порой разобщенных...

- Если говорить о взаимопонимании и общении, то не очень понятно, как можно создать подходящую атмосферу для дружбы в консульском корпусе. Для десятков людей из разных стран, с разным менталитетом, «застегнутых на все пуговицы» дипломатов, да еще и постоянно сменяющих друг друга...

- Наш город располагает к общению. У нас проходит огромное количество культурных и просветительских событий. И мы стараемся организовывать интересные встречи.

Например, рыбалку. На наши турниры рыболовов дипломатические работники приезжают с семьями, всем очень нравится.

В наших залах выставлял для консульского корпуса свои картины художник Георгий Шишкин. А в декабре прошла выставка работ американского фотографа Эдди Фриберга «Смотрительницы». Автор общался с посетителями экспозиции прямо из Сан-Франциско посредством телемоста. Рассказывал нам о своих впечатлениях от России. В период не очень, скажем так, комфортных отношений с американской стороной это было воспринято позитивно - и россиянами, и американцами, и всем консульским корпусом Петербурга.

Этот фотограф-художник снимал наших «эрмитажных бабушек», смотрительниц залов в Русском музее и во многих других музеях Петербурга. Получилось интересная, талантливая и теплая серия фотопортретов. А наши консулы еще раз увидели: несмотря на проблемы в отношениях на высшем государственном уровне, ничто не мешает нам общаться и выстраивать отношения в культурном и общечеловеческом контексте.