Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 

Готовность к диалогу. Интервью с Вадимом Окрушко

Не так давно в составе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга был образован Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики. Новая структура призвана в том числе решать вопросы, связанные с реализацией государственной политики в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений на региональном уровне, а также осуществлять в пределах своих полномочий контроль в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений. Наш корреспондент Виктор Иванов посетил офис нового Комитета на Московском проспекте и встретился с первым заместителем председателя Вадимом Окрушко.

— Уважаемый Вадим Яковлевич, поясните, пожалуйста, чем обусловлено создание Комитета по национальным отношениям и реализации миграционной политики и исключение подобной структуры из состава Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга?

— Вопрос межнационального и межконфессионального согласия важен для любого современного государства, и, конечно, для России тоже. Современное общество, информационное общество с его особыми писаными и неписаными законами требует от современного государства комплексного, научного подхода к любому социально значимому вопросу. Думаю, президент России сегодня совершенно справедливо уделяет большое внимание вопросам как межнациональных отношений, так и миграционной политики, в конечном итоге, это важнейшие вопросы в системе обеспечения государственной безопасности. Кроме того, и в Санкт-Петербурге за последние десятилетия накопилось много проблем, которые давно пора решать не путем принятия каких-то отдельных мер, по отдельным направлениям, а вырабатывая комплексную программу, охватывающую все стороны этой действительно очень значительной по масштабам работы.

— Какое из направлений Вашей работы является наиболее сложным для реализации?

— Пожалуй, простых и однозначно понятных направлений в нашей работе нет. По историческим меркам мы только в начале пути. Например, во Франции аналог нашей миграционной службы работает в государственной системе с XIX века, а проблем, по их собственным признаниям, становится все больше. В Германии совсем недавно канцлер Ангела Меркель заявила о фактическом провале политики в области интеграции мигрантов, Барак Обама признает, что несовершенная иммиграционная система оборачивается человеческими страданиями во многих разлученных семьях. Сегодня в мире просто нет и не может быть универсальной миграционной политики.

Все, кто прибывает к нам из других регионов и стран ближнего зарубежья, приносят сюда свою религию, свою культуру, свой менталитет. С мигрантами, которые приезжают на определенный срок, а потом возвращаются на свою родину, несколько проще. А вот с теми, кто хочет остаться здесь, получить гражданство или вид на жительство, надо проводить комплексную работу, направленную не просто на их адаптацию к новым условиям и правилам. В конечном итоге необходима их полноценная интеграция в социум Санкт-Петербурга. Эта задача гораздо сложнее, поскольку необходимо понимать, что в наше общество интегрируются и их жены, и дети. Дети, которые приезжают или рождаются здесь, эти маленькие граждане, должны быть объектом нашего первоочередного внимания. Мы должны воспитать из них полноценных граждан, любящих Россию, которая по факту становится и их Родиной.

Встреча с жителями Красносельского района. 16 октября 2014

— Что, по-Вашему, сегодня лежит в основе межнациональных трений, напряженности в нашем обществе? Каковы пути их преодоления?

— Те, кто хотя бы немного знаком с ситуацией, с реальным положением дел, прекрасно понимают, что мигранты используются сейчас на самых низкооплачиваемых работах — там, где коренные петербуржцы просто не станут работать. То есть трудовые мигранты не отнимают рабочие места у коренного населения, но при этом своим трудом делают наш город лучше и чище. Проблема не в этом, а в потенциальной опасности создания на территории города анклавов, мест проживания людей, не желающих интегрироваться в наше общество. Нередко они, скажем так, не слишком дружелюбно настроены по отношению к местному населению. В странах Европы таких примеров предостаточно. Отрицательный опыт других государств мы должны учитывать при дальнейшей разработке и реализации миграционной политики.

Город идет навстречу трудовым мигрантам, желающим честно работать. По предложению губернатора Георгия Полтавченко мы приступим к формированию сети инфраструктурных кластеров, где трудовые мигранты проживали бы, питались, учили русский язык, историю и российское законодательство. Бытие определяет сознание… А живя в таких условиях, которые язык не поворачивается назвать нормальными, они будут соответственно относиться и к тем, кто эти условия создал. Если же трудовые мигранты будут проживать в нормальных рабочих общежитиях, с чистой постелью, питаться в нормальной столовой, изменится и их отношение, обязательно придет понимание необходимости жить по единому для всех закону.

— Насколько такие планы реальны? Как говорится, слишком красиво, чтобы быть правдой…

— По поручению губернатора Санкт-Петербурга мы уже приступили к реальной работе в этом направлении. Как оказалось, заинтересованный бизнес готов вкладывать средства в создание необходимой инфраструктуры, платить за организованное размещение мигрантов, питание, доставку их на работу и с работы. При этом работодателям не нужно будет бояться проверок, платить штрафы. Кстати, реально работающая модель в Санкт-Петербурге уже существует. Первый такой кластер создали турецкие строители Западного скоростного диа метра. Он состоит из общежития модульного типа, там все красиво, безопасно, гигиенично, поэтому мигранты стараются попасть в турецкую фирму, где с ними заключают договоры, где они спят как люди и нормально питаются. Это и есть цивилизованный путь к интеграции в наше общество.

— Известно, что в зоне миграционного контроля на территории аэропорта «Пулково» реализуется пилотный проект по информированию трудовых мигрантов, прибывающих в Санкт-Петербург. Расскажите об этом подробнее.

— Да, мы реализуем этот проект совместно с ФМС. В начале года создана зона миграционного контроля в новом аэропорту «Пулково», куда прибывают граждане из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии в поисках работы в Санкт-Петербурге. Там они могут получить информацию на своем родном языке, необходимые документы, возможно, патенты. Основная, оперативная информация размещена в зоне прилета на огромных экранах на языках среднеазиатских республик, что очень важно для трудовых мигрантов: то, что большинство прибывающих из Средней Азии плохо знают русский язык, не секрет. Здесь можно воспользоваться и услугами переводчика. Кроме того, проходя зону миграционного контроля, мигранты оформляют и патент на работу в Санкт-Петербурге. Зона миграционного контроля в «Пулково» — проект, реализованный по инициативе губернатора города Георгия Сергеевича Полтавченко нашим Комитетом совместно с ООО «Теко-Сервис», для России по сути пилотный. Возможно, подобный опыт в дальнейшем будет востребован в других регионах России. 

Информирование трудовых мигрантов, прибывающих в Санкт-Петербург. Аэропорт «Пулково»

— Недавно в Санкт-Петербурге проходила международная конференция «Миграционные процессы: подходы России и Франции. Перекрестный взгляд». Как сообщалось на вашем сайте, ее участники искали ответ на главный вопрос: где та «золотая середина» в реализации миграционной политики государства, когда при минимизации издержек от миграции принимающая страна получает максимальный экономический эффект. Ответ найден? 

— Я не был на этой конференции, но знаком с ее работой. Участники представили на обсуждение два варианта решения проблемы. Франция пошла по пути создания доходных домов для мигрантов на окраине Парижа. Вскоре эта территория превратилась в гетто и, как Вы знаете, два года тому назад там возникли волнения, которые полиция долго не могла локализовать. Ситуация такова, что дома, соседние с местами проживания мигрантов, автоматически покидаются коренными парижанами, а их места тут же занимают те же мигранты, количество которых вскоре становится огромным. Во Франции даже въезд в эти зоны находился под контролем мигрантов. У нас подход иной: нельзя создавать неуправляемые территории, где живут не по российским законам. Наш путь — создание кластеров, типа студенческих городков, а не отдельных многоквартирных домов, как во Франции. При этом мы имеем в виду тех иностранцев, которые приезжают на работу весной, а поздней осенью возвращаются к себе домой. Все они ограничены сроками действия патента на работу, поэтому обязаны вовремя уехать.

— Ну и, наконец, последний вопрос: правда ли что в Петербурге появится этнопарк? 

— Идея создания этнопарка, примерно такого, какие уже есть в ряде регионов — в Оренбурге, Калуге, Сочи и Москве, — действительно существует. В настоящее время идет поиск подходящего земельного участка. Проект будет реализован в форме частно-государственного партнерства, где землю вместе с коммуникациями предоставит город, а каждая диаспора построит свой этнодвор, свой маленький этномир, где будет место и украинской хате, и кавказской сакле, и казахской юрте, где будут представлены и разнообразные национальные блюда и изделия национальных ремесел. Эта территория наверняка привлечет к себе и петербуржцев и туристов, желающих побывать в юрте, отведать экзотические блюда, послушать национальную музыку, сфотографироваться с необычными для наших мест животными. Проект находится под эгидой Русского географического общества. Все национально-культурные автономии готовы к диалогу и к совместной работе на благо нашего города.