Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 

Консульская защита граждан и юридических лиц Китая. Валерия Тумайкина

Этот материал прислан в редакцию из Ляонинского университета города Шэньян Китайской Народной Республики. Его автор — Валерия Тумайкина, докторант этого учебного заведения, постоянный читатель нашего журнала. До поступления в докторантуру она работала в Алтайском государственном университете старшим преподавателем китайского языка и переводчиком. В настоящее время Валерия Викторовна занимается изучением российской и китайской консульских служб.

В условиях глобализации потоки людских ресурсов из страны в страну становятся все более внушительными. Особенно это касается отношений между Россией и Китаем. В связи с ростом благосостояния граждан и увеличением возможностей побывать за границей повышается и количество выезжающих, растет процент происшествий и инцидентов. Как результат, расширяется и круг обязанностей различных служб и учреждений, связанных с миграционной деятельностью, защитой граждан России и Китая за рубежом.

С учетом активного развития отношений между Россией и Китаем и все более тесного сотрудничества двух стран, необходимо знание внутреннего законодательства Китая, касающегося консульской деятельности, а именно вопроса консульской защиты. В последнее время участились встречи на высшем уровне и обсуждения вопросов, связанных с культурным обменом, поддержкой отечественного бизнеса, защитой граждан России и КНР за рубежом. Результатом этого явилось заключение ряда соглашений и договоров, облегчающих поездки российских и китайских граждан. Изучение механизмов консульской защиты КНР имеет большое значение для непосредственной защиты российских граждан в Китае, кроме того, это будет способствовать более тесному сотрудничеству в области консульской деятельности и обмена опытом.

Согласно определению, принятому в КНР, консульская защита — это действия дипломатических представительств, консульских учреждений, консульских должностных лиц, которые осуществляются с целью защиты интересов КНР, прав и интересов китайских граждан в государстве пребывания в рамках, определенных международным правом. Если на территории государства пребывания произошло нарушение прав и интересов китайских граждан и организаций, китайские дипломатические представительства и консульства за рубежом, выполняя соответствующие требования, добиваются законного и справедливого урегулирования дела местными властями государства пребывания. Кроме того, консульская защита включает также помощь китайским гражданам и организациям в предоставлении информации в области международного туризма, поиске адвоката и переводчика, встрече с китайскими гражданами, содержащимися под арестом, а также помощь при эвакуации граждан из опасных зон.

Согласно Закону о гражданстве КНР, все китайские граждане имеют право на консульскую защиту. Ее осуществляют правительство КНР и китайские дипломатические представительства и консульства за рубежом.

Консульская защита распространяется на личную безопасность, безопасность имущества, право на жительство, право устройства на работу, социальное обеспечение, гуманное отношение, право на поддержание связи с консульскими учреждениями на территории КНР.

Документы, на основе которых китайские консулы могут осуществлять защиту, делятся на внутригосударственные и международные. К основным внутригосударственным документам относятся: — Консульский устав КНР; — Конституция КНР; — Руководство по консульской защите и помощи; — Перечень консульских привилегий и иммунитетов; — Руководство по предотвращению рисков в сфере безопасности китайских предприятий за рубежом; — Закон о гражданстве КНР.

Кроме того, региональными правительствами многих провинций разработаны отдельные положения о консульской защите.

Основным международным документом, регулирующим вопросы консульской защиты, является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Помимо этого, КНР заключает с другими государствами договоры и соглашения по вопросу консульской защиты. Необходимо обратить внимание на то, что полномочия консулов также ограничены законами государства пребывания.

Следует отметить, что такой документ как «Руководство по консульской защите и помощи» служит хорошим подспорьем для китайских граждан, выезжающих за рубеж. В нем достаточно подробно определены условия предоставления защиты и вопросы, наиболее часто возникающие при ее осуществлении. Это способствует более четкому пониманию китайскими гражданами работы консульских учреждений, связанных с консульской защитой. Кроме того, в специальных положениях отражены и соответствующие обязанности граждан КНР, необходимые для предоставления им консульской защиты. Так, например, ходатайствуя о консульской защите, граждане должны предоставлять достоверные сведения, официально вносить оплату за оформление различных документов и исполнение формальностей, строго соблюдать местные законы и законы КНР. При осуществлении консульской защиты консульствам следует считаться с пожеланиями заинтересованных лиц, но китайским гражданам они могут гарантировать лишь права, равные с правами граждан страны пребывания.

Надо сказать, что «Руководство» многократно переиздавалось, причем в текст каждого последующего издания вносился ряд изменений и дополнений. Заслуживает внимания, например, пункт 21 «Руководства по консульской защите и помощи» 2011 года издания, где добавлены положения о предоставлении средств в долг на короткий срок проживания в стране пребывания и покупку обратного билета. Кроме того, введены правила, касающиеся безопасности предприятий за рубежом, а также коммуникативной культуры во взаимоотношениях с представителями других стран.

Центральное здание Министерства иностранных дел КНР в районе Чаоян Пекина

Одним из важных вопросов совершенствования системы консульской защиты КНР является корректировка ее особых механизмов. Выделяют следующие механизмы консульской защиты: — механизм профилактики (его называют также механизмом раннего предупреждения) состоит в прогнозировании и предупреждении возможного возникновения кризиса и его последствий, проведении агитационных мероприятий; — механизм действий в чрезвычайных ситуациях состоит в формировании специальных рабочих групп, разработке плана действий в чрезвычайной ситуации. Призван гарантировать сбор и бесперебойность поступления различной информации, проведение чрезвычайных переговоров; — механизм консультаций по работе в области консульской защиты обеспечивает работу по проведению запланированных и внеплановых консультаций с органами консульской защиты других государств на двусторонней и многосторонней основе и обмену опытом; — механизм услуг в области консульской защиты, подразумевающий предоставление определенной информации китайским гражданам и организациям по интересующим их проблемам; — механизм координации призван обеспечивать эффективное взаимодействие министерств и ведомств в области консульской защиты; — механизм социального взаимодействия обеспечивает сотрудничество с обществами китайских эмигрантов, китайскими гражданами и фирмами, как на территории государства пребывания, так и в самой КНР. Этот механизм весьма важен для китайских дипломатических представительств и консульских учреждений, так как более эффективно может защищать интересы КНР и китайских граждан за рубежом.

Яркими примерами действия всех механизмов в комплексе являются эвакуация китайских туристов из Таиланда в 2008 году, массовая эвакуация из Ливии в 2011 году и другие. Так, в связи с масштабными демонстрациями 25 ноября 2008 года власти Таиланда были вынуждены закрыть международный аэропорт Сарванбхум. Это привело к тому, что большое количество иностранных туристов, включая граждан КНР и соотечественников из Тайваня, Аомыня и Гонконга не смогли вылететь обратно на родину. 26 ноября китайское посольство в Таиланде предупредило об этом инциденте граждан КНР и тех, кто уже находился на территории Таиланда. Министерство иностранных дел КНР сразу же на официальном интернет-сайте в разделах «Памятка при выезде» и «Консульские новости» опубликовало соответствующую информацию. Кроме того, китайские загранучреждения предоставили соответствующие контактные телефоны, открыли более 20 горячих телефонных линий, производили учет граждан и связывались с ними. В данном случае произошло слияние двух механизмов — механизма раннего предупреждения и механизма предоставления консульских услуг.

Что касается механизма координации, то 28 ноября МИД КНР созвало межведомственное координационное совещание, в котором принимали участие Главное управление гражданской авиации Китая, Государственное управление по делам туризма КНР, Министерство финансов и другие соответствующие министерства и ведомства. Целью созыва совещания была немедленная организация коммерческих воздушных рейсов для эвакуации китайских граждан.

Центр консульской защиты, ответственный за функционирование механизма действия в чрезвычайных ситуациях, сформировал рабочую группу, разработал совместно с авиаперевозчиками план на случай чрезвычайных ситуаций, распорядился, чтобы китайские загранучреждения добились от местных властей разрешения на полеты.

В целом, следует отметить, что правительство КНР в настоящее время руководствуется политической линией, в соответствии с которой главное — это человек и его права, современная китайская концепция управления государством также основана на этом принципе. Это касается и дипломатии, которая призвана служить народу. Целью консульской политики КНР является объединение и слаженное функционирование всех механизмов как единого целого.