Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

 

Точка зрения
«МЕНЕ. ТЕКЕЛ. ФАРЕС»

Штурм вашингтонского Капитолия 7 января 2021 года удивительно похож на захват гонконгского Законодательного собрания 1 июля 2019 года. Вот многотысячная толпа демонстрантов спокойно движется мимо слабо охраняемого здания. Вот неожиданно вперед устремляется штурмовая группа, отбрасывает служителей безопасности, врывается в вестибюль, проникает в кабинеты и устраивается там по-хозяйски. Люди в черных майках в Гонконге и в звериных шкурах в Вашингтоне только на первый взгляд смотрятся как эталон анархии. Словно по чьей-то команде они быстро собирают силы в наступлении, сплачиваются для удержания фронта, а затем организованно отступают. Качественная съемка обеспечивает мировые СМИ эффектными кадрами погромщиков в креслах ключевых законодателей, надписей на стенах, разбитой оргтехники.

From Finland with love...

 Посещение Финляндии уже давно стало для жителей Санкт-Петербурга привычным делом: с утра до вечера туда едут многочисленные автобусы и автомобили и даже велосипедисты, преодолевая большую часть пути на скоростном поезде «Аллегро». Страна Суоми привлекательна для бизнеса и отдыха, а также как очень удобный транспортный узел, позволяющий быстро и сравнительно недорого совершать полеты по всему миру. Тем не менее руководители финских регионов не устают создавать новые проекты, благодаря которым градус интереса наших сограждан к северному соседу не только держится на приличном уровне, но и постоянно повышается. В этом мы смогли убедиться, посетив Турку — город-порт в юго-западной Финляндии.

 

ТЕКСТ И ФОТО: ОЛЕГ ДАВТЯН

Особый для петербуржцев город

Турку особенно близок петербуржцам тем, что он стал первым побратимом Ленинграда в далеком 1953 году. Люди старшего поколения, в особенности связанные с морем, хорошо помнят, какие замечательные суда типа «река—море» строили тогда на судоверфях Турку, где вместе с финнами работали сотни ленинградских специалистов.

Весной нынешнего года в нашем городе побывал мэр города Турку Алекси Ранделл, представивший новый масштабный проект «Северный коридор роста» по превращению маршрута перевозок Стокгольм—Турку—Хельсинки—Санкт-Петербург в хорошо функционирующую и удобную транспортную магистраль между Евросоюзом, Россией и Азией, а также программу сотрудничества в сфере судостроения и фармацевтики. Он дал высокую оценку партнерским отношениям городов-побратимов и обратил внимание на то, что Финляндия стала ведущей страной по количеству компаний, размещенных на территории Санкт-Петербурга, деятельность которых при этом весьма разнообразна: от производства хлебобулочных изделий и конфет до научных исследований в сфере судостроения.

«Культура зовет в Турку!»

Так звучал девиз программы для петербургских журналистов, подготовленной представителями городской администрации Саарой Малилой и Ольгой Палмейро. Два года тому назад Турку по праву был удостоен почетного титула «Культурная столица Европы 2011», поскольку он всегда славился не только рукотворными памятниками культуры, но и уникальными природными ландшафтами. Самым красивым местом Северной Европы называют архипелаг Турку с его более чем 20 тысячами островов и островков, расположенных вдоль западного побережья Финляндии. Однако прежде чем показать всю эту красоту, нас пригласили в Музей искусств, названный именем известного финского художника и скульптора Вяйнё Аалтонена. Он расположен на живописном берегу реки Аура, как раз напротив великолепного отеля Radisson Blu Marina Palace, где мы остановились. Его директор Санна-Лииса Бюската, радушно принимая петербургских журналистов, рассказала об истории и перспективах развития отеля. В Музее, когда мы туда пришли, заканчивались последние приготовления к открытию выставки «Кристаллизация. Современное искусство Санкт-Петербурга». Эта экспозиция, по словам исполняющего обязанности директора Музея Олли Иммонена, — попытка отразить кристаллизацию процессов, формировавшихся в петербургской художественной жизни за последние 20 лет.

Мы осмотрели выставку, любезно представленную ее куратором Иоанной Курт, побеседовали с художниками, а на следующий день пришли на открытие. Честно говоря, я позавидовал питерским художникам, которые встретили огромное количество посетителей, жаждущих увидеть российское искусство. Такое столпотворение на выставке мне довелось наблюдать лишь в Шанхае, где мы показывали произведения петербургской реалистической школы. Здесь же публике представляли мрачные, полные безысходности и отвращения к человеку произведения 11 художников, призванных, по замыслу российских организаторов, олицетворять собой все современное искусство Петербурга. Более того, на обложке каталога и рекламных плакатах красовалось полотно Керима Рагимова, изображающее бегущих представителей нетрадиционной сексуальной ориентации, показ которого в России в присутствии малых детей мог бы обернуться уголовным преследованием.

Тем не менее имя нашей страны, хоть и в таком контексте, вновь (к радости организаторов выставки) громко прозвучало. Мы же остаток дня провели в окружении другого искусства — жизнеутверждающего и здорового творчества талантливой финской керамистки Минны Комулайнен. В своей мастерской, расположенной в помещениях старинного финского дома, Минна показала нам процесс изготовления уникальной посуды и декоративной керамической плитки и даже позволила самим нанести на нее рисунок. Потом наша постоянная сопровождающая Ольга Палмейро привела нас в заброшенное вагонное депо, где стараниями местных энтузиастов недавно был создан современный культурный центр Logomo. Великолепию этого многофункционального комплекса, подчеркнутому архитектурными особенностями здания конца XIX века и инновационным пространственным решением, мог бы позавидовать не один европейский город, включая и Санкт-Петербург, где множится число потухших заводских труб недалеко от центра города.

«Жить по-другому!»

Так называлась программа второго дня нашего пребывания в Турку. Мы оказались в гостях у известного финского художника и архитектора Яна-Эрика Андерссона, автора проекта уникального дома в парковой зоне города, построенного в 2011 году. Этот проект, как пояснила Ольга, сразу же привлек внимание и получил одобрение со стороны международной художественной и архитектурной общественности, а также экологических организаций. Он же стал и темой диссертации Андерссона, защищенной в хельсинкской Академии изящных искусств. Пять лет он добивался разрешения на строительство в заповедной зоне, потом ждал, пока спонсоры дадут полмиллиона евро на реализацию проекта, зато теперь этот объект признан одним из самых известных в стране и включен в туристические маршруты.

С большим интересом мы выслушали рассказ художника об особенностях здания, получили разъяснения по поводу необычных интерьеров, а также секретов строительства. Выяснилось, что в отличие от других финнов Ян-Эрик Андерссон любит созерцать природу, находясь внутри помещения, а не снаружи. Дом его чем-то напомнил мне знаменитые «Пенаты» Ильи Репина, за исключением разве что неспокойной цветовой гаммы и эклектичности декора интерьера.

Чуть позже мы посетили еще один современный городской объект — Экуменическую часовню искусств святого Хенрика в районе Хирвенсало, построенную в 2005-м. Очертания ее напоминают огромную рыбу (рыба, как известно, в раннем христианстве была одним из символов Иисуса Христа). Странные чувства вызывал этот объект, предназначенный, как написано в путеводителях, не только для богослужений, но и для проведения художественных выставок, концертов и других светских мероприятий. Купив свечки, я долго искал место, где их можно поставить, пока не обнаружил маленькую полочку… над единственным православным предметом — иконой Богоматери, стоящей на мольберте слева от импровизированного алтаря — стола с раскрытой книгой. Справа от него располагается католический крест. Все же остальное пространство заполнено планшетами с фотографиями современных автомобилей. Верующие люди говорят, таков почерк антихриста. Наверное, сегодня, когда неверующих стало еще больше, место находится и таким «храмам», воспринимаемым не иначе как любопытный архитектурный объект.

«Уральская рябинушка»

 Много лет не слышал я этой песни. И вдруг во время морской прогулки к острову Лойстокари архипелага Турку на борту старого парохода «Уккопекка» ее знакомая мелодия зазвучала в исполнении трио финских музыкантов, услаждающих звуками музыки разноязыкие группы туристов. А их — желающих полюбоваться видами архипелага, побывать на родине Муми-троллей в Наантали, попробовать блюда настоящей рыбацкой кухни и выпить финской водки на острове Лойстокари, присев за промытые дождями старинные деревянные столики, — всегда много. На острове, после того, как пассажиры насладятся копченой рыбой, их приглашают на причал. Там перед отправкой в обратный путь парохода, которому, к слову сказать, в прошлом году исполнилось 75 лет, начинаются танцы под музыку того же оркестра. Мы услышали знакомые советские мелодии и наши песни на финском языке. Их исполняли совсем не потому, что среди сотни пассажиров были журналисты из России. Просто русские и советские песни прочно вошли в повседневную жизнь наших финских друзей. В одном из ресторанов, разместившемся в здании бывшей школы, где среди прочего сохранили и школьные книги, мы обнаружили учебник с текстами и нотами обязательной музыкальной программы, среди которых был и гимн Советского Союза.

Когда под лучами заходящего солнца прибывшее обратно в Турку судно швартовалось на набережной Ауры, музыканты заиграли популярную во всем мире мелодию из фильма From Russia with Love, героем которого стал непревзойденный Джеймс Бонд, а его пассией — русская девушка Татьяна Романова. Музыка эта вызвала во мне радость и одновременно легкую грусть. С тем же чувством — радости встречи и грусти расставания — покидал я прекрасный Турку в надежде вернуться сюда вновь. И тогда мы снова встретимся со старым другом «Уккопекка» — пароходом, экипаж которого, как и многие финны вообще, с любовью относится к гражданам нашей страны, бывшей когда-то и их домом.