Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 3 (73) 2024


«75 ЛЕТ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

 

Точка зрения
ФРОНТ НЕ ДОЛЖЕН ВОСПРИНИМАТЬСЯ КАК ЧТО-ТО ДАЛЕКОЕ

Текст : Сергей ГЛАЗЬЕВ
Незыблемость сложившегося в российской экономике уклада давно вызывает недоумение, особенно деятельность Центробанка РФ, которую деловое сообщество называет не иначе как «запретом на инвестиции». В нашей истории была мобилизационная «экономика Победы». И хотя сегодня перед нами уже не стоит сверхзадача индустриального рывка любой ценой, появилась не менее важная цель – победа в войне и избежание полного краха России. Поэтому очень полезно будет вспомнить о наиболее значимых институциональных решениях того времени.

Аландские острова и Первая мировая война. Кеннет Густавссон

ТЕКСТ: КЕННЕТ ГУСТАВССОН (МАРИЕХАМН), доцент Королевской академии Або (Финляндия)
ПЕРЕВОД: АЛЕКСАНДРА РЕШЕТОВА

Фото: Аландский музей, Мариехамн

Группа офицеров стрелкового полка Офицерской стрелковой школы у здания курзала в Мариехамне.
В центре (сидит) — комендант гарнизона полковник И. А. Кузнецов. Весна 1916

В этом году исполняется 100 лет с начала Первой мировой войны — трагического события, которое навсегда сохранится в памяти народов всего мира. Начатая летом 1914 года война почти сразу же охватила регион Балтийского моря, где широким фронтом обозначилось не только военное противостояние, но и интенсивная торговая война. Гораздо меньше известно, как в войну были вовлечены Аландские острова. Для историков и людей, интересующихся этим сложным периодом, будет небезынтересно проследить хронологию событий тех лет.

1 августа 1914 года


Транспортировка автомобильной командой орудий береговой артиллерии через пос. Юмала. Весна 1916

В начале 1900-х годов Аланды обрели славу летнего рая — модного места приморского отдыха с большим количеством гостей из разных стран. Мариехамн — единственный город на архипелаге — был большим курортным центром с отелями, бассейнами и ресторанами. На других островах располагалось множество пансионатов и гостевых домов для туристов. Сезон лета 1914 года начался как обычно. Среди тех, кто приехал на Аланды, как всегда, было несколько сотен гостей из Санкт-Петербурга, Москвы и других крупных городов России. Однако уже в конце июля здесь стали распространяться тревожные слухи о будущей большой войне в Европе.
31 июля от российского генерал-губернатора из Турку пришло сообщение, что движение всех судов из этого города в Стокгольм через Аланды приостановлено. Это вызвало среди дачников почти панику — они оказались отрезанными, вдалеке от дома. На следующий день, в субботу 1 августа, выяснилось, что Германия объявила войну России. Мариехамн наполнился тревогой, охватившей не только гостей города, но и местных жителей. Стали иссякать запасы продовольствия в ресторанах, в магазинах быстро пропали мука, кофе, соль, сахар и табак. Цены увеличились пропорционально возросшему спросу.


Гидроплан Щетинин М-9 на российской авиастанции в Дегерё. Весна 1917

В воскресенье наконец прибыл пароход «Боре-II», специально зафрахтованный для 500 россиян. В порту возникла атмосфера страха, неразбериха и заторы, когда к причалу стали подъезжать автомобили и конные экипажи с грудами багажа и паникующими людьми. Хаос усилился с началом погрузки на пароход и продолжался вплоть до момента, пока в полночь переполненное судно не вышло из Мариехамна. Рейс до Турку прошел без каких-либо проблем, и далее путешественники могли уже сами выбирать маршрут для возвращения домой. События 2 августа 1914 года стали свидетельством того, что мировая война затронула и Аландский архипелаг.

Первый год войны (1914–1915)


Испытательные стрельбы 152-миллиметровых орудий Канэ на строящейся береговой батарее в Фреббенбю. Лето 1916

До 1808 года Аландские острова были географическим центром шведско-финского королевства, но весной 1809 года эта территория отошла к России. Острова стали частью Великого княжества Финляндского, а значит, форпостом Российской империи в западной части Балтийского моря. По мирному договору 1856 года после Крымской войны было принято решение о демилитаризации Аландских островов, однако после катастрофы русско-японской войны 1904–1905 годов они вновь обрели стратегическое значение. Аланды были включены в оборонительные планы командования российских военно-морских сил, но до практической реализации их, впрочем, было еще очень далеко.
К началу войны, летом 1914 года, российских войск на островах не было. Уже в сентябре 1914-го германские корабли на севере Балтийского моря в районе Аландов атаковали и уничтожили маяки на островах Богшёр и Логшёр. Опираясь на разведданные, русское командование считало возможной высадку немцев на острова, особенно после того, как в декабре имел место обстрел территории порта.
В начале 1915 года был создан новый стратегический район обороны, получивший название Або-Аландская шхерная позиция, который включал в себя как западные острова архипелага, так и шхеры в районе Турку. Командующим был назначен контр-адмирал О. О. Рихтер, штаб которого размещался в Турку. Она входила в систему обороны Морской крепости Императора Петра Великого*, охватывавшей финское и эстонское побережья. Согласно плану береговые батареи и минные заграждения должны были защищать подходы к Петрограду с моря.


Западная гавань Мариехамна на следующий день после бомбардировки германскими ВВС плавбазы российских подводных лодок «Святитель Николай». 26 июня 1916


Весной 1915 года усиливаются береговые батареи прибрежного архипелага вблизи Турку. На Аландах же оборонные укрепления оставались слабо подготовленными. К тому же назначенный в апреле комендантом капитан 1 ранга Де Ливрон, которому подчинялись как военные, так и гражданское население, уже в мае был смещен, и новым комендантом стал капитан 1 ранга Э. К. Шульц. В это же время на архипелаг прибыли первые части регулярных войск, что позволило в полтора раза увеличить число его защитников, которых на конец года насчитывалось 500 человек при 11 пулеметах и 4 легких артиллерийских орудиях.
Военно-морские силы России представляли канонерки «Грозящий», «Храбрый», «Хивинец» и «Гиляк», минный заградитель «Ильмень», а также несколько торпедных и патрульных катеров. Основной морской базой кораблей был Турку, но порты в Мариехамне и Дегербю также имели важное стратегическое значение. Столица архипелага использовалась и в качестве базы подводных лодок с целью проведения военно-морских операций в водах Аландского архипелага и на севере Балтики. Для обеспечения радиосвязи между кораблями в 1915 году на архипелаге было развернуто более десятка радиостанций, радиус действия которых охватывал весь Або-Аландский укрепрайон. Основная станция базировалась в Турку, а для обеспечения безопасности акватории архипелага использовалась радиостанция в Мариехамне. С целью оперативного оповещения при обнаружении противника радиосистема была дополнена системой сигнализации через посты береговой охраны вдоль побережья архипелага посредством прокладки подводного кабеля.

Наращивание сил (1916–1917)


Подготовка германского 14-го Мекленбургского стрелкового батальона к высадке на Фаста Аланд. Пос. Экерё, 7 марта 1918

В начале 1916 года правительство России решило усилить оборону в районе Аландских островов. 18 февраля непосредственно с германского фронта сюда был переброшен стрелковый полк Офицерской стрелковой школы. Личный состав включал 90 офицеров и 4000 солдат под командованием полковника И. А. Кузнецова. Он расквартировался в Мариехамне. Младший командный состав, интендантская часть и склады разместились в поселке Юмала, примерно в 10 километрах от города. На вооружении были две полевые батареи, по шесть современных 76-миллиметровых орудий каждая. В полку имелась и автокоманда для перевозки живой силы и снарядов, она разместилась между Мариехамном и Юмалой. Солдатами в срочном порядке были построены гаражи, мастерские, склад для хранения топлива.

Ранней весной 1916 года русские военные уже начали строить 10 береговых батарей для обороны побережья и фарватеров архипелага. На них разместили тяжелые дальнобойные орудия калибром от 120 до 203 миллиметров, поступившие на вооружение в апреле 1916 года. Летом они уже были готовы к бою. Хотя строительные работы велись очень интенсивно до конца 1917 года, процесс фортификационного обустройства так и не был полностью завершен, несмотря на то, что для работ привлекались и частные подрядчики, причем не только из Финляндии, но и из России. Другой крупный проект, на Аландах — строительство авиастанции Дегерё на острове Фёглё к востоку от Мариехамна. Он был начат летом 1916 года и предполагал создание целого авиагородка с аэродромом на 18 самолетов. Обороняла его собственная зенитная батарея из трех 75-миллиметровых пушек.
Первые гидросамолеты Щетинин М-9 прибыли в конце октября 1916 года, использовались они для воздушной разведки над северным районом Балтики. Станция во главе с лейтенантом Ю. Гербертом входила в 4-ю эскадрилью 2-й Воздушной бригады Балтийского флота. Еще одним воздушно-поисковым пунктом стала летная станция на острове Экерё, предназначавшаяся для разведки участка моря вплоть до берегов Швеции.

Военные потери


Пленные российские солдаты в ожидании эвакуации в Либаву. Пос. Экерё, 9 марта 1918

Хотя военные действия в основном происходили на море, русский гарнизон на Аландах не избежал потерь. Первый случай имел место 25 июля 1916 года, когда немецкий дирижабль, появившийся в небе над южными Аландами, сбросил около десяти бомб на мариехамнский причал. Погибли пять русских моряков, двое других скончались от ран в госпитале, 13 человек получили серьезные ранения. 19 октября 1916 года минный тральщик «Юг», находясь недалеко от острова Фёглё, подорвался на мине, в результате чего погиб экипаж из 9 человек. Налеты дирижаблей на Мариехамн повторялись и позже, но русские уже были к ним готовы, поэтому больше человеческих жертв от немецких бомбардировок не было.
Однако самая большая катастрофа произошла 14 декабря 1916 года, когда пассажирское судно «Скиф», осуществлявшее морское сообщение между Турку и Аландами, подорвалось на мине в фарватере к югу от острова Лемланд. Корабль с полным грузом и людьми на борту — более чем 100 человек, среди которых были не только 15 членов экипажа и 76 военных, но и гражданские лица (в основном рабочие с семьями), затонул в считанные минуты. Те, кто не утонул сразу, боролись с ледяными волнами, но к моменту прибытия спасательной команды выжили только пять человек — три солдата, а также финский и аландский строители, работавшие в Мариехамне. Среди погибших был и начальник гарнизона, полковник И. А. Кузнецов, вместо которого на эту должность вступил полковник Г. А. Давыдов. Месяцем позже выяснилось, что мины были расставлены немецкой подводной лодкой UC-27. Последней крупной потерей стал подрыв на мине русского торпедного катера «Лейтенант Бураков», в результате чего погибло почти 20 человек. Были и два случая гибели аэропланов и пилотов на острове Фёглё — 20 августа 1917 года и 27 февраля 1918 года.

Революция и новая ситуация на Аландах

В связи с оторванностью от материка революционные настроения среди солдат гарнизона, насчитывавшего к осени 1917 года более 7000 человек, распространялись медленно. Однако в октябре и в Мариехамне был образован исполнительный комитет солдатских депутатов, который стал сам назначать руководство гарнизона и командиров. В исполком входили представители около 60 солдатских комитетов. В этих условиях действия по обороне островов практически прекратились. Рабочие-строители отправлялись по домам, в городе и поселках возник хаос, сопровождавшийся ростом преступности и несанкционированными расстрелами. Эта ситуация отразилась и на настроениях местного общества.
На фоне революционных волнений русских и финляндских солдат зародилось так называемое «аландское движение», целью которого стало воссоединение Аландов со Швецией. Оно набрало силу, но после того, как Финляндия провозгласила свою независимость 6 декабря 1917 года, планы аландского общества были сорваны финляндскими властями.

Шведские и финские войска на Аландах (февраль 1918)

Зима 1918-го стала для Аландов временем хаоса. Большая часть русского гарнизона была эвакуирована к концу года, но на архипелаге все еще оставались примерно 1700 военнослужащих, положение которых стало угрожающим. Ситуация осложнялась тем, что гражданская война разразилась и в Финляндии, где красные захватили власть на юге страны. В этих районах в обстановке секретности стали формироваться части белой армии, попытавшиеся присоединиться к правительству, находящемуся в городе Васа. Одна из них в количестве 450 человек планировала прибыть туда из Нюстада через Аланды. В середине февраля отряд достиг главного острова — Фаста Аланд, где его командование приняло решение захватить власть и выбить оттуда оставшиеся русские войска. Деморализованные остатки гарнизона вели себя крайне пассивно. После того, как нюстадский отряд захватил внешние посты, гарнизон был взят в плен.
Волнения на Аландах привели к тому, что Швеция приняла решение в середине февраля направить на архипелаг экспедиционный корпус, чтобы защитить гражданское население от возможных актов насилия. Однако покинуть острова захотели лишь немногие, и тогда шведское командование изменило свои намерения как в военном, так и в политическом плане. 20 февраля к побережью острова Экерё подошли два линкора, а чуть позже высадились 700 пехотинцев. С этого момента Швеция практически взяла под свой контроль все Аланды, а на месте государственного флага над городской ратушей был поднят флаг Швеции.

Сражения, переговоры, российские дипломаты (февраль 1918)

В условиях полной неразберихи между представителями различных сторон — шведами, русскими и аландцами — проходили переговоры с целью выработки условий мирной эвакуации остатков русского гарнизона с Аландов. Для предметных переговоров по этому вопросу со шведами 16 февраля из Советской России на Аланды был направлен ее полномочный представитель в странах Скандинавии В. В. Воровский.
Положение осложнялось тем, что командование белофинского корпуса одновременно вело свои переговоры с русскими и было против того, чтобы в этом процессе участвовали шведы и аландцы. В это же время из Турку на Аланды прибыли 200 финских красногвардейцев, после чего 17 и 19 февраля в районе поселка Гудбю произошли бои. Победу в них одержали белофинны. Потери, однако, были невелики — 13 человек.
Сохранявшие нейтралитет шведы сумели в этой ситуации убедить противоборствующие финские стороны покинуть Аланды, отказавшись от дальнейших боевых действий. После этого 21 февраля в Мариехамне состоялись завершающие переговоры по условиям эвакуации русских. Шведскую делегацию возглавлял капитан Г. Эллиот, аландскую — К. Бьоркман, советскую — В. Воровский. В соответствии с подписанным документом, эвакуацию остатков русского гарнизона следовало осуществить в течение пяти недель.
В то же время другая советская делегация направилась из Петрограда через Стокгольм в Западную Европу с целью установления политических контактов. Возглавляла ее ставшая впоследствии хорошо известной в дипломатическом мире А. Коллонтай. Среди участников был также старый революционер М. Натансон с супругой. Уже в Хельсинки к ним присоединился представитель финляндского красного правительства А. Валлениус с помощником.
Делегация отбыла из Турку на небольшом пароходе «Мареограф» и вошла в аландские воды 25 февраля. Однако причалить в порту Мариехамна оказалось не так просто. Почти три дня судно пробивалось через сковавшие залив льды, причем вокруг начали рваться поставленные ранее мины. Наконец 28 февраля делегация прибыла в Мариехамн. В течение нескольких следующих дней А. Коллонтай предпринимала попытки получить визы для посещения Стокгольма в недавно открытом Генеральном консульстве Швеции, однако от шведского правительства пришел отказ и делегация была вынуждена, отменив свою поездку в Европу, вернуться в Петроград.

Германская интервенция (март 1918)

Шведское управление Аландами было, однако, недолгим. Уже 5 марта к аландским берегам прибыли крупные немецкие части с целью высадки на Экерё. Эту акцию можно охарактеризовать как военную интервенцию против Финляндии. Флотилия состояла из линкоров «Рейнланд» и «Вестфалия», ледоколов, транспортных судов и самолетов-разведчиков, общая численность германского десанта превышала 1000 человек. Стремительно оккупируя Аланды, они брали в плен оставшихся русских солдат, не оказывавших никакого сопротивления.
Немцы группировали пленных для вывоза их с островов в Либаву (Лиепаю) с целью дальнейшего направления на родину. Еще около 240 пленных, в основном прибалтов, поляков и украинцев, немцы передали Швеции, после чего несколько месяцев они содержались в лагерях для интернированных в районе Фристада.

Конец военного противостояния

Германское вмешательство означало, что контроль над Аландами передавался Финляндии. Последние шведские воинские подразделения покинули архипелаг в мае 1918 года, их заменили регулярные финляндские войска. Постепенно покидали острова и немецкие части, оставались в основном лишь военные инструкторы.
При этом к весне 1918 года по разным причинам на Аландах еще находились более ста русских солдат, которые не желали возвращаться на родину. Большинство из них были женаты на аландках, воспитывали своих и приемных детей. После жестких требований местных властей примерно половина семейных пар добровольно покинула Аланды, а большую часть оставшихся принудительно отправили в Турку. Некоторые из них в качестве альтернативы избрали самоубийство. Лишь немногим из русских удалось остаться на островах, и в 1919 году они получили вид на жительство на Аландах.
В конце декабря 1918 года по соглашению между Финляндией, Швецией и Германией почти все российские укрепления были снесены. Этот процесс продолжался и в 1919 году, пока некоторые из оставшихся объектов не были переданы под контроль Финляндии. Эти здания разбирались, строительные материалы и фундаменты продавались на месте, а гранитные артиллерийские укрепления взрывались.
Определение статуса Аландов на этом не закончилось. В начале 1921 года Лига наций рассматривала вопрос о принадлежности архипелага Финляндии при условии предоставления Аландам широкой автономии. В октябре того же года по аландскому вопросу было принято дополнительное решение о том, что острова должны быть демилитаризованной зоной в мирное время и иметь нейтральный статус во время войны. После того, как в январе 1922 года Финляндия ратифицировала Конвенцию, территорию архипелага покинули последние войска. Так для Аландских островов закончилась Первая мировая война.