Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 

Малоизвестные страницы истории установления дипломатических отношений с Исландией. Анатолий Зайцев

ТЕКСТ: АНАТОЛИЙ ЗАЙЦЕВ

История дипломатических отношений между СССР/Россией и Исландией насыщена важными событиями и фактами. Многие из них стали известны только недавно, благодаря документам из архивов России и Исландии, которые впервые были опубликованы в сборнике, подготовленном министерствами иностранных дел обеих стран к 70-летию дипломатических отношений.
О том, как развивались наши контакты в разгар Второй мировой войны, еще до провозглашения независимости Республики Исландия, рассказывает посол России в Исландии в 1998–2002 годах Анатолий Зайцев.


Автор, посол России в Исландии в 1998–2002 годах, с президентом Исландии Олавуром Гримссоном

Начало регулярным отношениям между нашими странами было положено еще в июне 1926 года, осуществлялись они в то время через посредство Дании, за которой по заключенному 30 ноября 1918 года акту о датско-исландском союзе оставались функции обороны острова и ведение иностранных дел. Они были оформлены 22–24 июня 1926 года обменом нот. Поверенный в делах Дании в СССР Эмиль Торп-Педерсен в ноте от 22 июня 1926 года сообщил о «признании Королевским Правительством Исландии de jure Правительства СССР». В ответной ноте от 24 июня 1926 года народный комиссар по иностранным делам Г. В. Чичерин «выразил большое удовлетворение Правительства Союза по поводу установления нормальных отношений между обеими странами». Начало процесса установления прямых дипломатических отношений между СССР и Исландией положили в середине 1942 года контакты в Лондоне посла СССР И. М. Майского и посланника Исландии Петура Бенедиктссона. Проведенный ими зондаж позиций правительств СССР и Исландии на этот счет подтвердил их обоюдную заинтересованность в установлении непосредственных дипломатических отношений.


Посол СССР в Великобритании в 1932–1943 годах И. М. Майский

4 февраля 1943 года народный комиссар иностранных дел СССР В. М. Молотов сообщил в телеграмме послу И. М. Майскому, что «совпра [здесь и далее — советское правительство. — А.З.] не возражает против предложения исландского правительства об установлении непосредственных отношений между СССР и Исландией… Совпра не возражает против учреждения в Рейкьявике советской миссии, не дожидаясь окончания войны». 27 июля 1943 года министр иностранных дел Исландии Вильялмур Тор в телеграмме на имя наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова подтвердил, что исландское правительство было бы очень радо видеть дипломатические отношения между СССР и Исландией урегулированными. «Я буду рад получить предложение Вашего превосходительства, — говорится далее в телеграмме, — относительно дипломатического представителя СССР и затем я поспешу немедленно препроводить предложение Исландского Правительства, в порядке взаимности на любезность Правительства СССР». Примечательно, что В. Тор в телеграмме своему посланнику в Лондоне от 23 ноября 1943 года назвал договоренность с Советским Союзом относительно установления непосредственных дипотношений «восстановлением дипломатических отношений, которые в действительности никогда официально и не разрывались». Направлению телеграммы предшествовало длительное обсуждение этого вопроса в МИД и на заседании внешнеполитического комитета альтинга (парламента) Исландии с участием министра иностранных дел и других членов правительственного кабинета, в итоге которого комитет высказался за «установление прямых контактов между министрами иностранных дел двух стран, в ходе которых исландский министр обратился бы с предложением об установлении дипломатических отношений с СССР и обмене дипломатическими представителями».


Первый президент Республики Исландия Свейн Бьёрнссон

«Зондаж мой занял много времени, — написал по этому поводу посол И. М. Майский в телеграмме в НКИД 15 января 1943 года, так как решение исландского правительства зависело не столько от него самого, сколько от британского правительства и американского правительства». На тот период положение правительства и страны оставалось сложным и неоднозначным.
10 апреля 1940 года, на следующий день после оккупации Дании германскими войсками, альтинг принял резолюцию, в которой, ссылаясь на то, что Дания не в состоянии выполнять взятые на себя по договору 1918 года обязательства, торжественно объявил, что всю полноту власти в стране Исландия берет на себя. Таким образом, после семивекового иноземного гнета, последовавшего за тремя с половиной веками самостоятельного существования после заселения острова, Исландия, наконец, освободилась от своей метрополии Дании и вновь обрела независимость. Одновременно она объявила о своем нейтралитете.
Однако нейтралитету Исландии было суждено просуществовать недолго. Ровно через месяц, 10 мая 1940 года, на острове высадились британские морские пехотинцы. Впервые на территории страны, никогда в своей истории ни с кем не воевавшей, появились иностранные войска.
12 июля 1940 года исландское правительство обратилось к США с неофициальным запросом о возможности «взять на себя защиту Исландии в соответствии с доктриной Монро». В ответ США, еще не вступившие в войну и придерживавшиеся нейтралитета, ограничились ответом, что «обращение исландской стороны» будет принято во внимание». 1 июля 1941 года по итогам состоявшихся при британском посредничестве переговоров был подписан исландско-американский договор, по которому Рейкьявик дал согласие на присутствие на острове, в целях обеспечения его защиты, Соединенных Штатов, получив от американцев заверения, что они покинут территорию страны сразу по окончании войны. По этому договору Исландия фактически отказывалась от политики нейтралитета.


Полевые тактические занятия подразделения армии США в Исландии. Июнь 1943

Британия согласилась вывести свои войска из Исландии (последние британские солдаты покинули остров только в июле 1946 г.). Северная Атлантика была объявлена «зоной патрулирования» ВМС США. 7 июля 1941 года, за пять месяцев до вступления США во Вторую мировую войну, на остров прибыли 4000 американских военнослужащих, находившихся под совместным американо-британским командованием (оно существовало до 22 апреля 1942 г., когда полностью перешло к США). К 1943 году численность американских военнослужащих в Исландии достигла своего максимума — около 45 тысяч человек.
В ответной телеграмме, датированной 21 сентября 1943 года, народный комиссар иностранных дел СССР В. М. Молотов, «ссылаясь на переговоры, имевшие место между советским послом в Лондоне и посланником Исландии в Лондоне», уведомил исландского министра иностранных дел о том, что «советское Правительство готово обменяться с правительством Исландии дипломатическими представителями, с назначением в ближайшее время своего посланника при правительстве Исландии в г. Рейкьявике».
Министр иностранных дел В. Тор в телеграмме от 4 октября 1943 года сообщил, что «правительство Исландии будет готово назначить своего посланника при Правительстве СССР в Москве». Дату отправки этой телеграммы — 4 октября 1943 года — и принято считать днем установления прямых дипотношений между нашими странами.
Дипломатическое признание Исландии со стороны влиятельной мировой державы — Советского Союза, в разгар Второй мировой войны незамедлительно откликнувшейся на обращение молодой независимой республики, было высоко расценено в Исландии как важная и конкретная поддержка становлению исландского государства.
Готовясь к провозглашению независимости, Исландия была крайне заинтересована в обеспечении международной поддержки своего будущего статуса, прежде всего, со стороны трех мировых держав — СССР, США и Великобритании, рассматривая их в качестве гарантов сохранения своего государственного суверенитета. «В связи с предстоящим принятием резолюции альтинга о провозглашении республики, — подчеркивается в упомянутой выше телеграмме министра иностранных дел В. Тора посланнику П. Бенедиктссону, — важную роль будет играть признание нового государства со стороны как можно большего количества стран, и особенно великих держав».


Провозглашение Республики Исландия. 17 июня 1944 г.

Газета «Тьодвильинн» за 26 января 1944 года писала: «Следует рассматривать это [дипломатическое признание Советским Союзом. — А.З.] как шаг, имеющий большое значение для внешней политики Исландии и в особенности для ее независимости и самоопределения как республики. В Исландии будут находиться посланники трех наиболее могущественных держав, ведущих борьбу за демократию. Для независимости Исландии необходима дружба со всеми тремя державами. Советский Союз — великая страна, выдержавшая самое суровое испытание огнем, когда-либо переживавшееся человечеством, — признал нашу независимость, установив с нами дипломатические отношения и направляя к нам посланника».
Не меньшее значение для исландской стороны имели и соображения экономического характера. В упомянутой выше телеграмме исландского министра иностранных дел подчеркивалось: «Конец войны уже близок, и поэтому Исландия очень нуждается в возможности реализации своей продукции на новых рынках сбыта. В этой связи многие обращают свой взгляд на Россию, в том числе в отношении закупок ею крупных партий соленой сельди». Повышенный интерес исландцы проявляли и к закупкам в Советском Союзе лесоматериалов.
Шаг Москвы был воспринят как признание роли Исландии, заметно возросшей с началом Второй мировой войны. Находясь на перекрестье океанических путей между Американским континентом и Европой, это островное государство в силу своего особого местоположения оказалось объектом разгорающегося противоборства за контроль над стратегическими морскими коммуникациями в Северной Атлантике между союзниками по антигитлеровской коалиции и фашистской Германией.
28 февраля 1944 года альтинг Исландии одобрил резолюцию об аннулировании акта о датско-исландском союзе от 30 ноября 1918 года и 8 марта 1944 года принял Конституцию Республики Исландия. 17 мая 1944 года парламент одобрил резолюцию, в которой указывалось, что Исландия не возобновит указанный выше договор с Данией, срок действия которого истек в декабре 1943 года. После проведенного в стране в мае того же года референдума по вопросу аннулирования упомянутого договора 17 июня 1944 года была провозглашена независимость Республики Исландия.
Чрезвычайный Посланник СССР А. Н. Красильников прибыл в Рейкьявик в феврале 1944 года. Верительные грамоты ему довелось вручать дважды и оба раза — Свейну Бьёрнссону: 19 марта — как регенту Исландии (после оккупации Дании германскими войсками 9 мая 1940 г. было объявлено, что король Дании не сможет исполнять обязанности главы исландского государства, и эти функции были возложены на регента) и, повторно, 11 августа — как президенту Республики Исландия. 17 июня А. Н. Красильников принял участие в церемонии провозглашения Республики Исландия.
Принимая от А. Н. Красильникова верительные грамоты, президент Свейн Бьёрнссон заявил, что рассматривает его назначение как «знак дружбы со стороны Советского Союза по отношению к Исландии». Он отметил далее: «Я остаюсь при том же самом, как и Вы, мнении, что дружественные отношения между нашими обеими странами будут развиваться в будущем и приведут к плодотворному сотрудничеству между нашими народами. Я искренне желаю, чтобы политические, экономические и культурные отношения между Исландией и Советским Союзом укреплялись и принесли долговечную пользу и счастье обеим странам».
Исландские газеты откликнулись на вручение верительных грамот посланником Советского Союза одобрительными комментариями. Газета «Дагбладид-Вишир» посвятила этому репортаж «Русские признали Исландскую республику» и передовицу «Замечательное событие».
Чрезвычайный и Полномочный Посланник Исландии в СССР П. Бенедиктссон также дважды вручал в Москве верительные грамоты: первый раз — 10 мая 1944 года, второй — от Президента Республики Исландия — 2 августа 1944 года.
В декабре 1955 года дипломатические миссии в Москве и Рейкьявике были преобразованы в посольства.