Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 

Неразрешимых проблем - нет

Государственное управление туризмом — задача не из легких. Возможно, поэтому соответствующий отраслевой Комитет в структуре органов власти Санкт-Петербурга уже в пятый раз меняет свое название, структуру и подчиненность. Когда-то он был составной частью Комитета по культуре, потом обрел самостоятельность, включив в сферу своей деятельности также и развитие курортов. Потом стал опять Управлением по туризму в составе Комитета по внешним связям, позже — составной частью Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. И только с нынешнего года это самостоятельный Комитет по развитию туризма. С его председателем — Александром Шапкиным — встретился главный редактор нашего журнала.

— Уважаемый Александр Александрович, прежде всего позвольте поздравить Вас с назначением на столь высокий и ответственный пост и пожелать успехов в работе. Вы возглавили вновь образованный самостоятельный Комитет, призванный создавать в Санкт-Петербурге самые благоприятные условия для развития туризма. Какие основные задачи поставлены перед Вами руководством города?


— В своем вопросе Вы уже назвали основную задачу, поставленную перед нашим коллективом, — создавать самые благоприятные условия для развития туризма. Для ее решения Комитет координирует деятельность исполнительных органов государственной власти в сфере гостиничной инфраструктуры, разрабатывает и реализует программы развития Санкт-Петербурга как туристического, конгрессного и делового центра, строительства и реконструкции объектов инфраструктуры туризма, содействует развитию региональных и международных связей Санкт-Петербурга в этой сфере. Нам поручено также осуществление анализа, прогнозирования и определения приоритетных направлений развития индустрии туризма.


— Задолго до Вашего назначения в целях организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации мероприятий, направленных на развитие туризма, Правительство города приняло Программу развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2011–2016 годы. Видите ли Вы, как новый руководитель, необходимость внесения в этот документ каких-то корректив или дополнений?

— Согласитесь, что картина мира постоянно меняется, как меняется и понимание проблем. Для нас слово «проблема» эквивалентно слову «задача». Чтобы ее решить, надо определить приоритеты и разработать дорожную карту по ее решению. Определить ресурс. В прошлом году наш президент, анализируя положение дел в туризме, указал на то, что туризм сегодня стал самостоятельной отраслью экономики, в которой вращаются колоссальные деньги. Перед нами поставлена задача более активно развивать въездной туризм и, как следствие, привлекать дополнительные средства в бюджет города. Таким образом, мы выходим на изменения, которые надо внести в программу.


— Значит, Санкт-Петербург должен скорее стать для туристов круглогодичным объектом посещения, а бренд города должен быть раскрученным? Однако, судя по последним данным, с узнаваемостью этого бренда существуют проблемы…


— Вы правы, туристического бренда Санкт-Петербурга на самом деле не существует, и об этом не так давно говорилось на заседании Правительства. Город продвигают давно, но, к сожалению, в быстро меняющемся мире очень многие наши потенциальные туристы не имеют ни малейшего представления о существовании Санкт-Петербурга, как города мировой известности, где в любое время года есть что посмотреть…

На встрече с президентом Всемирной ассоциации выставочной индустрии Чэнь Сяньцзинем

 

— Может быть, это произошло в результате переименования города?


— Речь идет совсем о другом. Известный всему миру Ленинград, так же как и нынешний Санкт-Петербург, ассоциировался с очень популярным брендом — «Город белых ночей». Поэтому мы и получили проблему, которая называется «сезонность туризма». Все знают, что сюда приезжать можно и нужно, но только в период белых ночей.


— Но ведь за рубежом полно российских организаций, через которые можно было бы продвигать наш город. Есть дипломатические и консульские представительства, российские культурные центры, информационно-деловые центры Санкт-Петербурга, чего только нет…


— Все названные Вами структуры в той или иной степени работают на имидж города. Мы сполна используем и акции федерального масштаба, как, например, перекрестные Года туризма. Начинается перекрестный Год итальянского туризма, продолжается Год китайского туризма в Россию. Только в этом году сотрудники Городского туристско-информационного бюро, подведомственного Комитету по развитию туризма Санкт-Петербурга, приняли участие в Международной туристической ярмарке в Гданьске, в выставке «Туризм и отдых в Бурятии», представили наш город на выставках в Ленинградской области и Казани. Не так давно Комитет провел масштабную презентацию на Московской международной ярмарке путешествий. Тем не менее в этой деятельности есть определенные нюансы.


— Поясните, пожалуйста.


— Я уверен, что гораздо легче продавать любой продукт, когда на нем есть этикетка с завлекательной надписью. Помните, как на советском спичечном коробке было написано не только «спички», но и обозначена их привлекательная цена — «одна копейка». Так вот, туристам можно просто предложить огромный перечень достопримечательностей, как в случае со спичечным коробком, где лежит много спичек, а можно заинтересовать их готовым туристическим продуктом. Долгое время таковым были «белые ночи», в котором учитывались и другие конкурентные преимущества Санкт-Петербурга. Теперь нам нужен новый бренд, с акцентом на «всесезонность». К примеру, предложить туристам «зимнюю программу в самом северном мегаполисе». И доходчиво разъяснить, что и в зимнее время для них всегда открыты Эрмитаж, Русский музей и другие музеи, что работают все театры и так далее. И это уже делается, продукт разрабатывается.


— Какие виды туризма кажутся Вам наиболее перспективными?


— Их несколько. Например, возрождение туров выходного дня, когда туристы прибывают на чартерном поезде без проживания в гостинице и успевают за один день познакомиться с нашим городом. При этом, вполне вероятно, у многих возникнет желание приехать сюда на более длительный срок. Перспективным для нас является и образовательный туризм, когда в рамках школьной программы к нам могли бы приезжать группы учащихся, чтобы своими глазами увидеть места, связанные с судьбами литературных героев. Петербургским школьникам также полезно знакомиться с историей Новгородской республики, с Пушкинскими горами… Сегодня особенно перспективным стал деловой туризм: конгрессы, выставки, семинары и прочие деловые мероприятия. Наш город как крупнейший научный центр не только обладает огромным конгрессным потенциалом, но и предоставляет участникам уникальную возможность познакомиться с историко-архитектурными памятниками мирового значения. Недаром в этом году Санкт-Петербург выбран местом встречи представителей международной ассоциации в сфере конгрессного туризма ICCA.


— В каком соотношении находится сегодня въезд—выезд?


— Нас радует рост въездного потока. Всего за 2012 год в Санкт-Петербург въехало 6 миллионов туристов — это больше, чем число жителей города. Мы не располагаем точными статистическими данными по въезду и выезду в силу того, что многие туристы выезжают и въезжают через воздушные ворота Москвы, пересекают границы в зонах безвизового режима. Для привлечения иностранных туристов мы работаем над увеличением количества авиарейсов, создаем условия для прихода новых иностранных компаний.


— На момент окончания Программы — 2016 год — какое количество туристов ожидается?


— Я бы не стал фантазировать, но уверен, что план — 8 миллионов 100 тысяч туристов — мы не только выполним, но и перевыполним, как это было и в прошлом году.


— Однако могут возникать независящие от вас обстоятельства?


— Конечно, всякое может быть. Например, Министерство транспорта вводит какие-то ограничения, вызванные необходимостью обеспечения безопасности. Может меняться реестр судов, которым разрешено плавание по Неве. Вдруг резко вырастут цены на отели, питание и транспорт. Мы с пониманием относимся к возникающим проблемам и стараемся быстро и адекватно на них реагировать, зная, что одна из самых главных задач — создавать условия для роста въездного туризма, делать все для того, чтобы, как я уже неоднократно говорил, к нам приезжали круглый год, а не только в период белых ночей. Город продвигает себя за счет своего бюджета. Существует много проблем, от их решения зависит и общий климат, в том числе и туристическая привлекательность, на которую отрицательно влияют, например, пробки на популярных туристических маршрутах. В последнее время мы много сделали в плане безопасности туристов, создали «службу ангелов», установили специальный телефон для экстренной связи в местах пребывания интуристов. Обеспечение безопасности требует затрат. Чтобы продвигать город, нужно вложить серьезные деньги, причем их отдача произойдет лишь спустя три-пять лет, по мере поступления налогов от гостиниц, ресторанов и турфирм. В настоящее время мы завершаем разработку программы по продвижению Санкт-Петербурга, которая учтет все обстоятельства, способствующие ее успеху.


— Хорошо известно, что развитие туризма напрямую связано с облегчением визового режима. Стало ли менее сложным пересечение российской границы?


— Благодаря настойчивости руководства города нам удалось добиться 72-часового безвизового пребывания круизных туристов. К сожалению, партнеры по ЕС не ответили нам взаимностью, и на маршруте Санкт-Петербург—Хельсинки—Стокгольм—Таллин наши туристы снова вынуждены в каждом порту проходить длительный по времени паспортный контроль. Так что радикальных изменений в ближайшее время не предвидится. В частности, подготовленный нами документ по безвизовому въезду через КПП «Пулково» завис на рассмотрении в Министерстве иностранных дел. Что касается иностранных туристов, то турфирмы по-прежнему жалуются на сложный, долгий и дорогостоящий порядок получения въездных виз в некоторых российских консульских учреждениях, что, естественно, сдерживает въездной поток. Тем не менее, должен отметить, что сотрудники Комитета постоянно поддерживают рабочие контакты с российскими дипломатическими и консульскими представительствами за рубежом и оперативно решают все возникающие проблемы. Хорошие контакты сложились у нас и с консульскими представительствами иностранных государств в Санкт-Петербурге.


— Наступил Год китайского туризма в России. Вы к нему готовы?


— Для нас Китай очень важен. Начиная с прошлого года заметно увеличение туристического потока из Поднебесной. Конечно, количество китайских туристов пока несравнимо с лидерами — Германией и Финляндией, но есть устойчивая тенденция роста, и в этом году мы сделаем все, чтобы китайцы почувствовали особую заботу и внимание со стороны петербуржцев.