Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 

Полный фэн-шуй

 

Вид из окна отеля Resort Intime Sanya в бухте Дадунхай


В 2010 году Китай и Россия договорились о проведении взаимных Годов туризма. Этот масштабный проект является продолжением серии Годов национальных языков, позволяющих народам лучше узнать друг друга, обогатиться положительным опытом
и усвоить уроки ошибок и экспериментов.
Одной из первых крупных акций Года китайского туризма в Россию стало «Путешествие по прекрасному Китаю» для ста российских журналистов, организованное Государственным комитетом по делам туризма КНР
при содействии китайских дипломатических и консульских учреждений в России.

ТЕКСТ И ФОТО: ОЛЕГ ДАВТЯН

Социализм с китайской спецификой
Начиная с середины 1990-х годов, мне довелось почти ежегодно бывать в Китае, удивляться и радоваться положительным переменам у друзей и всякий раз невольно сравнивать их с изменениями в своем Отечестве. Ведь в этот период мир стал стремительно меняться, исчезали одни и возникали другие страны, уже рухнула социалистическая система — и в Европе, и у нас, а Китай не только устоял, но и рванул вперед, став второй экономикой планеты. Более того, как ни в чем не бывало его руководители продолжают строительство социалистического общества, будучи уверенными, что именно оно является самым перспективным. И, что особенно удивительно, несмотря на нынешние глубокие идеологические различия и разные подходы к практике внедрения рыночных механизмов, наши народы не стали друг другу чужими. Более того, русские активно осваивают китайские, а китайцы российские экономические просторы, создавая совместные предприятия, открывая конкурентоспособные фирмы, общаясь на все более понятном друг другу языке дружбы. Несмотря на то, что российская перестройка производилась по западным лекалам, предприимчивая и пассионарная часть народа устремилась прежде всего в страны Юго-Восточной Азии, особенно в Китай, будучи искренне уверенной в том, что именно там найдет понимание. Ведь вся история XX столетия дала множество наглядных примеров того, что Запад никогда не протягивал руку дружбы ни царской, ни советской России, причем даже в годы самых тяжелых испытаний. Не будем забывать, с каким трудом выстраивалась антигитлеровская коалиция с западными державами. Вспомним, что спустя много лет после войны именно из Европы изгонялись монументы советским солдатам-освободителям. Что же касается Китая, то здесь, напротив, свято чтут память солдат Красной армии. Конечно, были в нашей совместной истории и темные страницы, когда враждебные силы пытались посеять рознь между нами. Однако этот период, благодаря мудрости вождей и отсутствию реальной почвы для раздора, довольно быстро закончился, не оставив рубцов в народной памяти, а Мао Цзедун и сегодня по-доброму смотрит с портрета, установленного на главной площади китайской столицы Тяньаньмэнь, где в 1989 году провалилась затея группы определенно настроенных лиц организовать переворот с непредсказуемыми для огромной страны последствиями.

Площадь Тяньаньмэнь в Пекине

Загадай желание… В Центре буддизма «Наньшань»

После этого события мнения наших людей в отношении Китая разделились. Большая часть по-прежнему воспринимает его как наглядный пример эффективного функционирования социалистического государства, а меньшая часть почему-то увидела в реформах Дэн Сяопина исключительно милый их сердцу возврат к капитализму. Споры по этому поводу не утихают до сих пор, несмотря на то, что недавно прошедший XVIII Всекитайский съезд КПК дал вполне четкое определение существующей в стране системе, главным достоинством которой является физическое и нравственное здоровье нации. Ее нельзя измерять, как это делают некоторые социологи, количеством припаркованных у домов машин, сотнями миллионов мобильников и выездами на зарубежные пляжи. Важно то, что китаец воспринимает государство как свой дом, в котором уютно и безопасно живется и есть куда обратиться, кроме суда, чтобы получить защиту или восстановить справедливость. Это институт народной власти. Помнится, как пять лет тому назад на встрече с профессором Шанхайского университета Чень Сянем я прямо спросил:

— Что же строят китайцы: социализм или капитализм? Профессор задумался, потом ответил так:

— Если бы наши руководители были догматиками, то мы никогда бы не достигли таких успехов. Без элементов капитализма немыслимо развитие экономики, а без социализма — социальная справедливость. Иными словами, мы строим социализм с китайской спецификой. В отличие от России мы начали с экономических преобразований, контролируя их таким образом, чтобы они не вызвали обогащение одних за счет обнищания других. В результате удалось разбудить инициативу масс, которые видят результаты своего труда и постепенное улучшение качества жизни.

Жаркий вечер. Набережная в городе Санья


Выступая на приеме для российских журналистов, наш посол в КНР Андрей Иванович Денисов процитировал по-китайски мудрое изречение знаменитого поэта Ли Бо о том, что, поднимая голову вверх, человек видит прекрасное звездное небо и яркий лунный свет, а опуская ее вниз, видит Родину, которую надо любить и стремиться создать на ней земную гармонию. И китайцы ее создают, зная, что все вокруг принадлежит обществу в целом, а не отдельным избранным.

Туризм — путь к разрешению старых загадок

В последние годы Россия и Китай прилагают усилия для развития дружественных отношений стратегического взаимодействия и партнерства. В политике и экономике, энергетике, науке и технике, военном деле, гуманитарной сфере, региональных и международных делах стороны осуществляют тесное сотрудничество. Наиболее естественной и эффективной формой содействия этому процессу, безусловно, является туризм.
Туризм бывает разный, но наиболее распространенная его форма — отдых и созерцание. Как правило, любование красотами заморской природы и разной степени загар духовно не обогащают. Когда-то наш въездной туризм заботился о том, чтобы гости почувствовали оптимистическую атмосферу жизни страны. Организовывали встречи в семьях, рассказывали о героическом прошлом, хвастались успехами. Теперь же — за что гости заплатили, то и показываем. Китайцы поступают по-другому. Российских журналистов они собрали в одном из красивейших мест Пекина — летнем императорском дворце, расположенном в парке Ихэюань. Выступая с приветственным словом, председатель государственного управления по делам туризма КНР Шао Цивэй подчеркнул, что туризм — это мост, сближающий наши народы, верное средство укрепления дружбы, надежный источник продолжения традиций старшего поколения, воспитанного на принципах китайско-советской дружбы. «С детских лет, — признался он, — мы открывали Россию и до сих пор не открыли, поэтому я не знаю лучшего способа познания, как ездить туда, чаще общаться друг с другом». Он с удовлетворением отметил, что в прошлом году 50 российских семей жили в китайских семьях, и считает, что этот вид туризма необходимо всячески развивать. Большую роль Китай отводит и так называемому «красному туризму», когда россиянам предлагают совершить путешествие по историко-революционным местам, связанным с борьбой китайского народа за независимость. Об этом же говорила и вице-мэр 20-миллионного Пекина госпожа Чэн Хун.

Простые радости

Трудности перевода

В свою очередь, А. И. Денисов обратил внимание на то, что в прошлом году китайская сторона много сделала для того, чтобы туризм стал более привлекательным для наших граждан. В рамках Года российского туризма в Китае было организовано более 200 мероприятий, а общая численность граждан КНР, посетивших Россию, приблизилась к одному миллиону. Не случайно Год китайского туризма был открыт высшими руководителями обеих стран, а сам туризм был назван новой «точкой роста» двусторонних отношений, «мостом дружбы» между народами.

«Вам предстоит, — сказал он, — большое путешествие по красивейшим городам и заповедным местам Поднебесной. Но все равно Китай останется для вас загадкой, как и для меня, прожившего в этой стране достаточно много лет». Посол выразил надежду, что поездка по стране принесет журналистам не только массу новых впечатлений, но и «приблизит к разгадке загадочного Китая». Обращаясь к присутствующим китайским журналистам, он рекомендовал им чаще ездить в нашу страну, тем более что «приближается главный туристический сезон — лето, когда сама природа создает условия для отдыха. Москва, Санкт-Петербург, Волга, Байкал, «Золотое кольцо» и многие другие туристические регионы нашей страны всегда рады гостям из Китая». И это правда, потому что вновь, после некоторого перерыва, повсюду зазвучало подзабытое слово «дружба», а председатель государственного управления по делам туризма КНР Шао Цивэй с радостью сказал, что новый российский посол назвал его привычным в Китае словом «товарищ».

На краю света

Организаторы позаботились о том, чтобы мы почувствовали масштабы страны, дающие возможность предлагать туристический продукт на любой вкус. Покинув гостеприимный пекинский отель Qianmen Jianguo, спустя четыре часа полета мы оказались в самой южной точке Китая — на острове Хайнань, который находится на широте Гавайев. Это место в последнее время становится все более популярным. Здесь всегда лето, светит солнце, а среднегодовая температура — +25 градусов. Остров считается самым экологически чистым среди китайских курортов. Столица острова — город Санья (что в переводе с китайского означает «слияние трех рек») — известен со II века до н. э. В древности это место считалось краем света. Хайнань называют китайскими Гавайями за ослепительно белый песок, широкую сеть высококлассных отелей, обилие развлечений, среди которых активные виды спорта — дайвинг, кайтинг, виндсерфинг, гольф, и многое другое.

Нас разместили в Санья, причем с таким расчетом, чтобы за три дня мы успели пожить в трех гостиницах: The Ritz-Carlton Hotel Sanya, Resort Intime Sanya в бухте Дадунхай и Kempinski Hotel Haitang Bay Sanya. Все они отличаются высоким классом обслуживания, предлагают роскошные номера, в которых есть ванны даже на балконах и предусмотрено все, включая специальную обувь для пляжа и удобные сумки. Везде чисто, красиво, а в Kempinski Hotel можно даже покататься на гондолах, поскольку все корпуса там, как в Венеции, стоят на прозрачной и прохладной воде.

Представители народности мяо приветствуют нас песнями

Южно-Китайское море

В отличие от прочих курортов мира, здесь отдыхают и местные жители. Китайцы могут теперь позволить себе такую роскошь! Единственным недостатком является слабое знание служащими всех названных отелей иностранных языков, из-за чего возникали, например, проблемы перемещения по бесконечным гостиничным коридорам. Зато в городе дан полный простор русскому языку: вывески магазинов и ресторанов написаны на знакомом большинству туристов языке, хотя очень часто и со смешными ошибками.

108-метровая белоснежная статуя богини Гуаньинь

Новые здания в Санья, на фасаде которых по ночам зажигаются цветные панно

Отдых для души

За короткое время, благодаря талантливым организаторам, мы смогли увидеть очень многое: живописные бухты острова, сохранившие богатый подводный мир, уникальную реликтовую природу, прекрасно обустроенные радоновые и другие лечебные термальные источники, грандиозные ландшафтные парки, этнографические деревни коренных жителей острова — народностей ли и мяо, жителей густых тропических лесов в горах Лимулиншань. Прибрежные районы острова населены китайцами (хань). Сегодня население Хайнаня составляет около 9 миллионов человек, более 7 миллионов из которых ханьцы, 1,37 миллиона — ли, 71,7 тысяч — мяо, свыше 36 тысяч мусульман хуэй.
В 40 километрах к западу от города Санья у горы Наньшань (Южная гора) нам показали Центр буддизма «Наньшань» — один из крупнейших храмовых комплексов Китая, расположенный в культурно-туристической зоне «Наньшань», открытой в 1998 году. Местные жители приезжают сюда помолиться, возжигают благовония и вешают на стену красные ленточки с молитвой об исполнении желаний. Раз в два года там проводится национальный праздник, посвященный долголетию. На гору Наньшань в этот день поднимаются жители острова, которым более 100 лет. Средняя продолжительность жизни здесь 80 лет, и молодежь очень уважительно относится к старшему поколению. У подножья горы мы видели «доску почета» — портреты пожилых людей, возраст которых приблизился к 100-летней отметке или перешагнул ее. В пагоде, расположенной на вершине горы, — главная достопримечательность храмового комплекса: на нефритовом основании в виде цветка лотоса стоит почти четырехметровая статуя богини Гуаньинь, выполненная из чистого золота и украшенная множеством драгоценных камней. Соответствующая самым высоким международным экологическим стандартам зона «Наньшань», как сказала наш китайский гид из туристического бюро «Дружба» (она придумала себе имя Людмила), — это то место, которое можно считать эталоном философско-оздоровительной системы фэн-шуй. Лично мне больше всего понравилась 108-метровая белоснежная статуя богини Гуаньинь, установленная в море неподалеку от берега. Ближе к вечеру Людмила привела нас еще на одну территорию, наполняющую здоровьем и бодростью каждого туриста, в парк Наньтянь, где прямо на открытом воздухе, в лесных зарослях спрятаны 36 бассейнов с водой различной температуры, которая подается в бассейны прямо из термальных источников.

Китайцы не любят праздно проводить время. Если они на пляже, то не лежат просто так, а время от времени делают физические упражнения. Если в воде, то обязательно плавают, причем на время. Даже в самолете пассажиры выходили в проход и делали физические упражнения. И еще я заметил, что китайцы любят, взявшись за руки, бродить по берегу моря по колено в воде. Вечером — также обязательные прогулки. И пение песен. Кстати, не слышно теперь ни «Подмосковных вечеров», ни тем более «Москва — Пекин», несмотря на обилие российских туристов, которые, наверное, в последнее время и сами отучились петь, придавленные тяжестью повседневных проблем: кредиты, долги, раздражающее социальное неравенство, страх заболеть, потерять работу, быть отправленным на нищенскую пенсию. Приезжая сюда, они видят, как можно жить иначе. И без всякого страха. А ведь еще каких-то пять лет тому назад водителя такси здесь отгораживала от пассажиров крепкая железная решетка, в каждом магазине стоял вооруженный полицейский. И еще одно важное наблюдение. В отличие от западных коллег российских туристов по пляжному отдыху, озабоченных однополыми браками, китайские товарищи веселы и настроены на позитив. В их компании всегда царит полный фэн-шуй.