Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 

Петербургское дарование - юная китаянка Нини

ТЕКСТ: ОКСАНА ПАВЛОВА

3 июня в Световом зале Смольного губернатор Георгий Полтавченко вручал премии Правительства
Санкт-Петербурга «Юные дарования». Это одна из самых почетных наград, учрежденных городом для поощрения юных музыкантов и художников. В числе лауреатов была и 14-летняя пианистка — петербургская китаянка — Чэнь Цзи-И.

Наш город, в котором она родилась и живет вместе с родителями, стал для Нини — так ласково зовут ее в семье — родным. Здесь она пошла в школу, здесь стала заниматься музыкой. Но это были отдельные, нерегулярные занятия, на которые ее возила мама, сама с детства мечтавшая заниматься музыкой, но так и не осуществившая свою мечту. Не слишком обременительные для Нини занятия могли бы продолжаться и дальше, но тут маленький сын друзей ее родителей собрался на прослушивание в городскую музыкальную школу, и Нини отправили вместе с ним в качестве группы поддержки. А там ее попросили тоже что-нибудь сыграть. Когда 10-летняя пианистка, слишком «взрослая» для начинающей ученицы, села за инструмент, членам комиссии стало ясно: музыкальная подготовка у нее практически нулевая. Однако опытные педагоги почувствовали в девочке что-то, что заставило их дать ей шанс. Случилось это в 2008 году.

технике, без знаний основ музыкальной грамоты было очень трудно. Но со временем ей становилось все легче и легче. Словно кто-то снял невидимые путы с пальцев, и они запорхали над клавишами, изумляя своей легкостью даже специалистов. Спустя всего два года, в начале 2010-го, она получила диплом II степени на VI Санкт-Петербургском открытом конкурсе юных пианистов, а спустя еще полгода — первую премию на IV Международном юношеском конкурсе имени Ф. Шопена. Весной 2012-го к этим наградам добавилась еще одна первая премия на Международном конкурсе исполнителей произведений Шопена и специальный приз от Общества имени Шопена в Варшаве. А между двумя конкурсами Шопена юная пианистка приняла участие в конкурсе современной музыки «Играем Слонимского», результатом которого также стало первое место — гран-при.
Минувшим летом Пекинское телевидение организовало конкурс среди молодых талантов, проявивших себя в самых разных творческих сферах. В предварительном кастинге участвовало 600 тысяч претендентов, в числе которых была и наша Нини. Как и все остальные, она прошла строгий предварительный отбор и в числе лучших прошла сначала в полуфинал, участники которого выступили в грандиозном телевизионном музыкальном шоу, а затем — в семерку финалистов. За участниками захватывающего зрелища два месяца следила вся страна. А за кулисами проекта кипела напряженная жизнь, которая вообще не оставляла свободного времени тем, кто оказался в числе избранных. Но как раз такой ритм жизни Нини пришелся по вкусу.
Этот телевизионный конкурс был трудным. Его участники жили в отеле, совершенно изолированном от внешнего мира. По условиям контракта они не имели права не только покидать его, но даже звонить по телефону. С утра шли репетиции, днем — выездные съемки на природе, по вечерам — снова репетиции на главной сцене или же съемки разнообразных программ. С ними работали продюсеры и тренеры, приглашенные из Голливуда, иногда приходилось выступать вместе с ведущими артистами КНР и другими звездами. Однажды Нини выпала честь играть в четыре руки вместе с Лан-Ланом, всемирно известным китайским пианистом, живущим в США. Отрывок из оперы «Кармен» по условиям конкурса нужно было выучить наизусть за один день до выступления, а потом, всего после одной репетиции с мастером, исполнять его при огромной аудитории. На вопрос, было ли страшно, Чэнь Цзи-И ответила: «Я так волновалась, что в какой-то момент даже подумала, что вот сейчас все забуду. Но потом ничего, взяла себя в руки и доиграла до конца». В шоу, организованном Пекинским телевидением, она играла в дуэте с гитарой, баяном, вторым роялем. К каждому новому съемочному дню ей создавали абсолютно новый, оригинальный имидж, и для того, чтобы ему соответствовать, приходилось проявлять незаурядные артистические способности. «Один раз, — говорит она, — пришлось даже надеть стилизованную ночную пижаму, забавные домашние тапки и в таком виде исполнять очередное конкурсное произведение… Было весело, все чувствовали себя очень непринужденно, потому что с нами работала команда профессионалов, людей очень творческих. Они постоянно что-то придумывали и не давали нам расслабляться».
Чэнь Цзи-И была единственной пианисткой, прошедшей в финал телевизионного конкурса, и когда члены жюри, подводя итоги первого дня финальных соревнований, сказали, что рояль, на котором она играла, недостаточно хорош для такой исполнительницы, она была просто поражена. На следующее утро на сцене откуда ни возьмись появился другой, хрустальный рояль — чудо, которое специально откуда-то привезли. Под ее легкими пальцами он издавал волшебные звуки, покорившие не только слушателей, но и строгое жюри…
Сегодня Нини — прилежная и примерная ученица 7-го класса Второй санкт-петербургской гимназии и городской детской музыкальной школы № 1 имени С. С. Ляховицкой. Она обожает читать Тургенева, Чехова, Толстого, считает, что знание литературы очень помогает создавать в сознании образы, которые облегчают понимание произведений и их исполнение. Кроме того, она дружит с точными науками и успешно осваивает иностранные языки. А поскольку занятия в двух школах отнимают много времени, к домашнему фортепиано садится уже поздно вечером, и тогда все соседние квартиры тоже наполняются звуками музыки. Соседи не только не ропщут, но даже рады возможности ежедневно и бесплатно слушать великолепные фортепианные концерты.