Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 4 (62) 2020


«Россия - Новая Восточная Европа»

 

Точка зрения
Конфликт в Нагорном Карабахе: история и причины

Армения и Азербайджан ввели военное положение и объявили мобилизацию после обострения ситуации в Нагорном Карабахе. Стороны обвиняют друг друга в нарушении перемирия, провокациях и рапортуют об уничтожении техники и военнослужащих соперников. О том, с чего начался конфликт и почему вокруг Нагорного Карабаха не утихают многолетние споры, рассказывает НТВ.

Расправив крылья над миром. Анатолий Наумов

ТЕКСТ: АНАТОЛИЙ НАУМОВ

ФОТО:ЛЮБОВЬ ПЕРУНОВА

Так сложилось, что последние несколько лет мы проводим отпуск в Турции: полюбили эту страну и ее людей, архитектурные памятники и музеи, удивительный город Стамбул и, конечно, море и солнце. Попадаем мы туда самолетом. Три часа полета — и ты в Турции. Сначала это были чартеры: долгое ожидание, перенос времени отлета, отсутствие точной информации, а на борту — очень средний уровень обслуживания. Думаю, это знакомо многим. Но однажды мы открыли для себя «Турецкие авиалинии»...

Зашли в их офис на Невском проспекте, познакомились с Юкселем Яманом — начальником отдела маркетинга петербургского Представительства компании. Энергичный, подтянутый, молодой, с хорошим знанием русского языка, он сразу вызывает симпатию. Приобретя там билеты и оказавшись в назначенный день на борту турецкого лайнера, мы словно попали в другой мир. Недежурная вежливость симпатичных стюардесс, уютный салон, вкусное разнообразное питание, прохладительные напитки и вино, вместо леденцов на взлете — рахат-лукум, возможность посмотреть кино и послушать музыку… В такой атмосфере три часа пролетают совершенно незаметно. Понятно, что после этого на самолетах других компаний мы в Турцию уже не летали.

Директор Представительства «Турецких авиалиний»
в Санкт-Петербурге Ахмет Четин

В этом году сентябрьский отпуск был также проведен в Турции, на Мраморном море. А в начале октября Юксель Яман пригласил нас посетить презентацию «Турецких авиалиний», которую петербургское Представительство устраивало в рамках 21-й международной туристской выставки INWETEX-CIS Travel Market 2013, проходившей на «Ленэкспо».
Среди множества выставочных стендов турецкий сразу бросался в глаза. В его оформлении были использованы архитектурные мотивы султанского дворца Топкапы в Стамбуле, об этом свидетельствовала и соответствующая надпись над «воротами». Здесь были представлены различные организации, в том числе Министерство культуры и туризма Турции. Самым заметным был сектор «Турецких авиалиний», украшенный большой моделью современного авиалайнера. Господин Юксель встретил нас и провел на площадку, где вот-вот должна была начаться презентация.
Ее программа состояла из трех отделений: рассказ об авиакомпании, затем викторина с призами для гостей, а в конце — угощение, напитки и десерты, подаваемые в самолетах компании. Гостей было очень много, все внимательно слушали рассказ господина Юкселя, который, используя демонстрационный экран, интересно и живо рассказывал об истории компании, ее настоящем и планах на будущее. Из этого рассказа и представленных позже рекламных материалов мы узнали следующее.
История компании началась 80 лет назад, в 1933-м, когда была основана Государственная авиационная администрация, входившая в структуру Министерства обороны. Весь авиапарк состоял из двух 5-местных, двух 4-местных и одного 10-местного самолетов. В 1938 году компания вошла в Министерство транспорта. В 1947-м состоялся первый международный рейс в Афины. Серьезным шагом в ее развитии стало образование в 1956 году ОАО «Турецкие авиалинии», которые в 1990-м были частично, а в 2006-м полностью приватизированы.
И с этого момента начался настоящий «взлет». Через два года, в 2008-м, компания становится полноправным членом Star Alliance, крупнейшей мировой организации, координирующей международные авиаперевозки. Начиная с 2009 года «Турецкие авиалинии» признаются лучшей авиакомпанией Южной Европы, а в 2011-м — лучшей компанией Европы и удерживают этот титул до сегодняшнего дня. В этом году лучшим в мире признано питание пассажиров бизнес-класса на борту ее самолетов. Все награды и отличия компании, полученные за последние годы, здесь просто невозможно перечислить.
Безопасность полетов, надежность, высокое качество обслуживания и конкурентоспособность — неоспоримые достоинства «Турецких авиалиний», входящих в мировую топ-десятку компаний с наибольшим количеством направлений полетов. Всего их более 200, в Европе — 92, и это количество ежегодно увеличивается на 10–20 направлений. Среди новых, интересных для россиян в 2012 году появились, например, Буэнос-Айрес, Момбаса, Шарм-эль-Шейх, Хургада, Джибути, а в 2013-м — Куала-Лумпур, Коломбо, Марсель.
Сердцем «Турецких авиалиний», настоящими воздушными воротами в мир, является стамбульский международный аэропорт имени Ататюрка. В силу своего географического положения он, как говорят специалисты, «хаб по определению»: здесь перекрещивается множество авианаправлений, отсюда воздушные лайнеры уносят пассажиров в Азию, Европу, Америку, Африку. Аэропорт ежедневно пропускает через себя более 100 тысяч человек. В прошлом году через Стамбул прошло около 39 миллионов пассажиров «Турецких авиалиний», в этом году ожидается 42 миллиона. Здесь делается все, чтобы их пребывание в аэропорту было комфортным и приятным: четыре десятка кафе и ресторанов, 12 залов ожидания, пятизвездный отель. Сегодня в Стамбуле два международных аэропорта (второй — имени Сабихи Гёкчен) и запланировано строительство третьего. С вводом его в строй стамбульский хаб будет принимать 150 миллионов пассажиров в год и войдет в первую пятерку мира.
Непрерывно растет и обновляется парк «Турецких авиалиний». В начале 2012 года он насчитывал около 180 самолетов, в этом году их уже 233. Все машины самых современных типов, средний возраст шесть лет. Это самый молодой авиапарк в Европе.
В самолетах созданы все условия для максимального комфорта пассажиров. Это относится как к бизнес-, так и к эконом-классу и к недавно введенному комфорт-классу, занимающему промежуточное положение между первыми двумя. Естественно, в бизнес-классе комфортность и набор услуг несколько отличаются от предоставляемых в остальных двух. Это относится и к конструкции кресла, и к ассортименту блюд, подаваемых здесь в фарфоровой посуде с тканевыми салфетками. На дальних рейсах вместо стюардессы блюда подает шеф-повар, готовящий их тут же, на борту. На трансатлантических рейсах — обеды с супами, которым могут позавидовать лучшие рестораны. Питание пассажиров комфорт- и эконом-классов скромнее, однако и оно вкусно и разнообразно и включает подачу прохладительных и алкогольных напитков. В целом 96 процентов пассажиров высоко оценивают питание на борту самолетов компании.
«Турецкие авиалинии» делают все для того, чтобы досуг пассажиров во время полета был интересным. Сидя в кресле, можно посмотреть кино- и телефильмы всех жанров, послушать любую музыку: от рока до классики, можно воспользоваться Интернетом.
Забота о пассажирах продолжается и на земле. Для тех, кто летит международными рейсами и ожидает в стамбульском аэропорту пересадки более шести часов, введен уникальный вид сервиса — экскурсия по Стамбулу с бесплатным посещением неМИРОМскольких музеев, в том числе султанского дворца Топкапы. Чтобы стать ее участником, достаточно просто подойти к стойке резервации отелей за 30 минут до начала экскурсии. В зависимости от дальности и длительности поездки гостям предлагается завтрак и ланч за счет авиакомпании.
Важным направлением деятельности компании является спонсорство. Уже несколько лет она спонсирует Турецкую футбольную лигу и такую всемирно известную футбольную команду, как германская «Боруссия». «Турецкие авиалинии» — титульный спонсор Евролиги, самого престижного в Европе баскетбольного турнира. Звездными посланниками, «лицами» компании, стали выдающиеся спортсмены — баскетболист Коби Брайант и теннисистка Каролин Возняцки. Гольф и теннис также входят в орбиту их спонсорства. Выгода здесь обоюдная: пользуясь поддержкой известной авиакомпании, знаменитые клубы и спортсмены рекламируют ее по всему миру.
Еще одна сторона деятельности «Турецких авиалиний» — помощь людям, попавшим в беду, в разных уголках Земли. Причем расстояние не имеет значения. Так было в 2011 году во время страшного землетрясения в Ване. Компания доставила туда сотни тонн гуманитарных грузов и организовала для пострадавших сбор донорской крови по всей Турции. В этом же году оказывалась помощь голодающим и больным в Сомали: для жителей этой несчастной страны было собрано и передано более 2 миллионов турецких лир.
Большое значение компания придает популяризации в мире культуры и искусства Турции. При ее поддержке за последние годы вышло несколько музыкальных альбомов, пропагандирующих турецкую музыкальную культуру — народную и классическую, в том числе произведения турецких композиторов, начиная с XIV века.
Все сказанное здесь — лишь малая часть интереснейшей информации, касающейся «Турецких авиалиний». В дальнейшем мы надеемся вернуться к этой теме.
После презентации на выставке нам удалось побеседовать с господином Ахметом Четином, директором Представительства «Турецких авиалиний» в Санкт-Петербурге. Внешне он скорее похож на университетского профессора, нежели на менеджера высокого звена: достаточно молод, худощав, интеллигентное лицо, умные глаза, строгий костюм, неброский галстук, плавная речь, негромкий голос. При этом чувствуется внутренняя сила и уверенность. Беседа с ним была непродолжительной, и говорили мы не о бизнесе и прибылях, а о людях, работающих в компании. Ведь именно все они — от директора до сотрудника самого невысокого ранга — обеспечивают ее успешную деятельность. Вот что рассказал нам господин Четин.
Если говорить о руководящем звене компании — это люди с высшим образованием, зачастую уже положительно зарекомендовавшие себя на аналогичных должностях в других организациях. Отбор кандидатур, предъявляемые требования очень жестки и серьезны. В ходе специальных семинаров выявляются лидеры, проводится соответствующее тестирование. В зависимости от проявленных качеств человек направляется на ту или иную должность. Руководящий состав компании в целом молод, гораздо моложе, чем в среднем по Европе. Это энергичные, талантливые, образованные люди, открытые для всего нового, современного. Они легко адаптируются к постоянно меняющимся условиям, в которых работает компания. Менеджмент «Турецких авиалиний» постоянно совершенствуется, и компания уверенно продвигается к мировому лидерству в области авиаперевозок.
О появляющихся вакансиях на уровне нижнего звена сотрудников сообщает отдел кадров компании. Поскольку работа в ней престижна и перспективна, желающих много. Производится строгий отбор претендентов, тестирование, в том числе психологическое, устное собеседование. Обязательно знание одного иностранного языка, которое можно усовершенствовать на специальных курсах.
Обучение персонала компании проходит в Центре подготовки, оснащенном оборудованием мирового класса, имеющем высококвалифицированных преподавателей и инструкторов. Применяются самые современные технологии и методики. Обучение проходит и в воздухе, и на земле. Уровень получаемой подготовки позволяет предоставлять клиентам услуги высочайшего качества, гарантировать максимальную эффективность и оперативность работы. Все стремящиеся к дальнейшему росту и положительно зарекомендовавшие себя сотрудники могут заниматься на «семинаре лидера». Лучшим всегда открыт путь наверх, таков принцип компании.
Мы поинтересовались, как оценивает высшее руководство компании работу ее петербургского Представительства. Господин Четин ответил, что в целом оценка положительна. Однако наверху считают, что надо увеличивать количество рейсов. Четырех рейсов в неделю явно недостаточно, количество желающих лететь самолетами компании очень велико. Сам он с этим полностью согласен, но вопрос непростой. Ведь здесь на рынке авиауслуг есть другие участники, здесь своя политика. Однако переговоры в этой области уже ведутся, и достаточно успешно.
В целом разговор получился очень интересный. Мы поблагодарили хозяев и покинули выставку, унося с собой массу положительных впечатлений.
Снова и снова возвращался я к мысли о том, что залог успехов любой организации — работающие в ней люди. Компания «Турецкие авиалинии», имея современнейшую материальную базу, применяя новейшие методики подготовки персонала, тонко и результативно использует врожденные черты национального характера своего народа — вежливость, честность, гостеприимность, трудолюбие, ответственность, чувство собственного достоинства. Все это вкупе с талантливым менеджментом, активной деятельностью в самых разных областях, неудержимой устремленностью вперед обеспечивает ведущую позицию авиакомпании, позволяет ей «широко расправить крылья над всем миром».