Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 4 (62) 2020


«Россия - Новая Восточная Европа»

 

Точка зрения
Конфликт в Нагорном Карабахе: история и причины

Армения и Азербайджан ввели военное положение и объявили мобилизацию после обострения ситуации в Нагорном Карабахе. Стороны обвиняют друг друга в нарушении перемирия, провокациях и рапортуют об уничтожении техники и военнослужащих соперников. О том, с чего начался конфликт и почему вокруг Нагорного Карабаха не утихают многолетние споры, рассказывает НТВ.

О словацких коллекциях Российского Этнографического музея

ТЕКСТ: ЕЛЕНА ДЬЯКОВА,
научный сотрудник РЭМ

ФОТО:
Российский
этнографический музей,
Санкт-Петербург


Чепец женский. Словаки.
Кон. XIX—нач. XX в.
Австро-Венгрия (Моравия)

Собрание коллекций Российского этнографического музея насчитывает более полумиллиона экспонатов, характеризующих материальную и духовную культуру народов Российской империи и приграничных территорий. Среди этого множества в музее хранится и небольшое, но очень ценное собрание словацких предметов, история формирования которого отражает этапы жизни самого музея.


Российский этнографический музей был учрежден указом императора Николая II от 13 апреля 1895 года. Тогда он был частью Русского музея императора Александра III — его Этнографическим отделом. Открытие Отдела состоялось в 1902 году, его первоначальной задачей было «представить картину этнографического протяжения нашего отечества, картину народов, обитающих в России и в непосредственном соседстве с нею». В соответствии с этим решением музей начал активную собирательную деятельность с целью формирования коллекций экспонатов, характеризующих быт и культуру практически всех народов и народностей, населявших Российскую империю в XIX–XX веках.
Основная часть словацкого собрания была сформирована в 1907–1910 годах, благодаря активному сотрудничеству Этнографического отдела Русского музея и Чешско-славянского музея в Праге. После того, как в пражский музей поступили сведения о том, что недавно основанный Этнографический отдел в Санкт-Петербурге собирает в том числе и материалы по культуре славянских народов, руководство пражского музея предложило свою активную помощь по формированию «чешского отделения». Поскольку словаки и чехи являются этнически близкими народами, относящимися к группе западных славян, то под «чешским отделением» подразумевалось собрание предметов по этнографии как чехов, так и словаков. Благодаря тщательно составленным описям Этнографического отдела, экспонаты, собранные в среде этих двух народов, были разделены и составляют отдельные коллекции.
Этнографический отдел в письме от 27 июня 1906 года поблагодарил пражский музей за «проявленное сочувствие», принял предложение о содействии и поручил заняться вопросами коллекции по этнографии чехов и словаков хранителям Ф. К. Волкову и Н. М. Могилянскому.
Руководствуясь принципом, что «точное устройство надлежащих отделений возможно только при личной собирательской деятельности в краю», Управление Чешско-славянского музея предложило помощь трех специалистов Пражского университета, которые были готовы работать над формированием фонда музея в среде словацкого народа. Наиболее серьезное участие в этой работе, судя по переписке, принял профессор, доктор наук Любор Нидерле — крупный ученый конца XIX—начала XX века, археолог, этнограф и историк-славист, автор основополагающего труда по славянской археологии «Славянские древности». Именно им были написаны основные деловые письма, в которых оговаривались все условия, содержались сметы и подробные описи собранных и пересылаемых в Россию будущих экспонатов музея.
Также Управление Чешско-славянского музея предполагало, что коллекция Этнографического отдела Русского музея должна содержать костюмы, «характерные изделия народной промышленности» (кружева, вышивки, деревянные изделия) и модели «характеристических типов» построек.
После того, как договоренности были достигнуты, Л. Нидерле разработал программу приобретений для «составления и преображения чешской коллекции», на основании которой впоследствии формировалась чешско-словацкая часть собрания и были собраны предметы материальной и духовной культуры словаков. Программа предполагала, что собрание будет включать: коллекцию типических моделей народных построек и жилищ по «образцам, какие хранятся в этнографическом музее»; коллекцию «народных характерных костюмов, чешских, словацких, моравских»; коллекцию «художественной деятельности народа, как она проявляется в древних вышивках, в кружевах, в расписных изделиях, керамических и т. д.»; коллекцию предметов, «относящихся к быту и обычаям народа».
При составлении этой программы Л. Нидерле руководствовался пожеланиями хранителя Ф. К. Волкова, финансовыми возможностями музея и этнографической содержательностью собираемого материала. Основное внимание было обращено на более «древние и красивые» вещи. Все собранные предметы Любор Нидерле выслал в Санкт-Петербург двумя большими посылками в 1907 и 1910 годах.
Следует отметить серьезную работу по регистрации присылаемых Л. Нидерле коллекций, которую проводил научный сотрудник А. К. Сержпутовский. Он делал музейные описи полученных предметов: записывал их название на словацком языке и составлял описания. Благодаря его трудам, сегодня коллекции легко использовать в научной работе.
Первая коллекция словацких экспонатов, зарегистрированная А. К. Сержпутовским, относится к 1907 году и содержит две модели крестьянских домов с хозяйственными пристройками, сделанными по образу крестьянских домов деревни Орава, а также макет «пастухи у овечьей ограды».

Тарелки керамические. Словаки. Кон. XIX—нач. XX в. Австро-Венгрия (Моравия)


Чрезвычайную ценность представляют коллекции словацкой одежды. Благодаря тому, что Л. Нидерле особенно заботился о полноте передачи этнического облика народа, словацкое собрание пополнилось шестью мужскими, пятью женскими, а также детским и девичьим костюмами. Это был значительный вклад в работу по сохранению этнографического наследия словаков.
Традиционный женский словацкий костюм состоял из рубашки, запаски (род юбки), передника, безрукавки, воротничка, головного убора, обуви и украшений. В начале XX века к костюму добавился лиф — короткая облегающая жилетка без рукавов. Все эти предметы имеются в фондах РЭМ в различных вариациях, в зависимости от региона приобретения. Особенный интерес в коллекциях представляют головные уборы словацких женщин — чепцы, платки, повязки, наколки.
Мужской традиционный костюм словака включал рубашку, штаны, жилет, головной убор и сапоги. Описи РЭМ содержат точные описания деталей костюмов, материалов и техник изготовления. Оттуда, например, можно почерпнуть сведения о том, что словаки, живущие в Моравии, изготавливали рубахи из белого коленкора, штаны и жилет — из черного или красного сукна, а сапоги — из дубленой кожи (юфти) черного цвета. Одним из самых старых экспонатов в словацком собрании является мужской костюм, который был приобретен для музея М. Ф. Раевским, служившим священником при русском посольстве в Вене. Костюм происходит из окрестностей города Подивин. М. Ф. Раевский собрал его с целью представить словацкий народ на Первой этнографической выставке в Москве в 1867 году.
Благодаря посредничеству Л. Нидерле, для музея была собрана большая коллекция словацкой керамики. Особенным мастерством в работе с глиной и фаянсом славились жители западной Словакии. Собрание керамики содержит глиняные изделия, расписанные традиционным моравским орнаментом и покрытые глазурью. В составе коллекции есть глиняные тарелки с моравскими узорами, поливные кувшины и вазы с цветами, а также приспособление для раскрашивания посуды.
С особенным вниманием Нидерле относился к предметам, связанным с народными верованиями и обычаями (так называемая культовая часть коллекции). Благодаря большой и серьезной работе, проведенной словацкими коллегами, Российский этнографический музей стал обладателем уникальных экспонатов, отражающих обрядово-праздничную культуру словацкого народа.
Так, в собрании есть деревянные маски козла и медведя, а также два костюма волхва, в которых ряженые колядовали на Святках. Костюм волхва очень необычен — он состоит из разноцветного бумажного плаща с прорезанным отверстием для головы и увенчан короной, украшенной звездочками. Словацкие традиции празднования Пасхи представлены в фондах РЭМ большим количеством предметов. В одной из коллекций есть, например, такой экспонат, как «лито». Это деревце, увешенное искусственными цветами, иконками, гирляндами из соломы, разноцветными ситцевыми лоскутками и скорлупками куриных яиц, которым украшали пасхальный стол.
В этой же коллекции находится один из интереснейших и редких экспонатов, подчеркивающих самобытность культуры словаков, — «марена», женская фигура, сделанная из ржаной соломы с нарисованным на ткани лицом. Марена одета в женскую одежду (юбку, рубаху, платок) и обвита множеством нитей, на которые нанизаны выдутые куриные и гусиные яйца. Ее сжигали в Смертное воскресенье (пятое воскресенье Великого поста) как символ наступления Пасхи. Марена для фондов РЭМ была сделана по заказу корреспондентов Чешско-славянского музея.
Символ наступления Пасхи — писанка (kraslice — словацк.), пасхальное яйцо — занимает в словацком собрании музея отдельное место. Коллекции словацких пасхальных яиц поступали в музей в разное время. Первые пришли в посылках Л. Нидерле. Десятилетие спустя, в 1922 году, от художника К. Д. Далматова была получена крупная коллекция из 91 предмета. Писанка — это куриное яйцо, раскрашенное орнаментальным или сюжетным узором в технике батика, когда узор образуется с помощью резервирования воском и последующим опусканием яйца в краску. Словацким писанкам свойственны преимущественно яркая цветовая гамма и цветочный орнамент.
Словакия — страна с давними христианскими традициями, большинство словаков — католики. В РЭМ хранится редкий экспонат — глиняная расписная икона Святой Екатерины, которой на момент поступления в начале XX века было уже больше 100 лет.
Помимо экспонатов от Чешско-славянского музея в первом десятилетии XX века в Этнографический отдел Русского музея поступили еще две коллекции. Одна из них была подарена собирателем народного костюма, основателем и первым директором Словацкого музея моравского города Угерске-Градиште Франтишеком Кретцом и содержала несколько предметов женского костюма. Вторая заслуживает особенного внимания исследователей — это 72 образца словацкой вышивки. Ее собрала по поручению музея художница, коллекционер народного костюма и член-корреспондент Этнографического отдела Русского музея Варвара Петровна Шнейдер.


После масштабных поступлений экспонатов в словацкий фонд в начале XX века дальнейшее пополнение коллекций производилось по принципу дополнения уже имеющихся. Предпочтение закупочная комиссия отдавала предметам, бытовавшим в конце XIX—начале XX века. Специальных экспедиций в словацкие районы не проводилось. Тем не менее, в 1954 году музей получил коллекцию из 54 предметов, подаренных Национальным музеем Праги. В ее состав вошли мужская и женская одежда, головные уборы, вышивки и керамика. В 1956 году в фонды музея поступили еще один женский костюм и кукла в национальном костюме, подаренные Т. П. Зуевой. Одним из последних на сегодняшний день словацких поступлений является коллекция предметов женского костюма, купленная в 1972 году у артистки балета Е. К. Калянской-Бекефи. Этот комплект особенно ценен тем, что был собран в 1917 году в Трнаве, словацком городе, известном с XIII века.
Немногочисленным, но чрезвычайно ценным дополнением к вещевому собранию являются фотоматериалы из фототеки РЭМ. Фотографические коллекции существенно дополняют сведения о сферах бытования предметов, собранных у словаков, и являются самостоятельным этнографическим источником. На фотографиях представлены женские и мужские «типы» разных возрастов в праздничных национальных костюмах конца XIX—начала XX века, виды словацкой деревни, постройки, интерьеры домов, наполненные предметами быта. Несколько снимков описывают обычаи словаков: «Вифлеем», «обливание невесты», процессию детей с пасхальными ветками. По фотографиям можно получить также представление о словацких музыкальных инструментах.
Особенный интерес для истории музейного дела представляет одна из коллекций, содержащая 25 фотографий экспозиции и отдельных экспонатов Словенского народного музея в городе Мартине. Это фото интерьера музея, украшений, керамической посуды, женской и мужской народной одежды, вышивки.
В 1984 году Моравский музей (Брно, Словакия) во время организации выставки «Весна в Моравии» подарил РЭМ фотоколлекцию из восьми отпечатков. Она ценна тем, что все снимки снабжены подробнейшим описанием запечатленного события — пасхального базара в Брно. По фотографиям можно получить представление о сохраняющихся народных традициях и бытовании пасхальных предметов — писанок, которые дарят с пожеланиями родственникам; кнутов из ивового прута, которыми стегали мужчин и женщин с пожеланиями здоровья; деревянных трещоток, звуком которых дети окончательно прогоняли зиму.

Писанки (раскрашенные пасхальные яйца). Словаки. Нач. XX в. Австро-Венгрия (Моравия)


Общее количество экспонатов словацкого собрания Российского этнографического музея насчитывает 1560 предметов. Коллекции одежды, керамики и предметов народного культа являются ценным и уникальным источником по этнографии словаков конца XIX—начала XX века.

 

Образцы вышивки. Словаки. Кон. XIX—нач. XX в. Австро-Венгрия (Моравия)