Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 

Пять дней в Словакии. Антонина Артихович

ТЕКСТ: АНТОНИНА АРТИХОВИЧ,
заведующая отделом литературной экспозиции и временных выставок Всероссийского музея А. С. Пушкина

В октябре 2011 года Всероссийский музей А. С. Пушкина торжественно отмечал 200-летие Императорского Царскосельского лицея. В программу празднования входила и выставка, посвященная истории Лицея. После окончания торжеств в самом музее экспонаты этой выставки были показаны в нескольких городах Европы: Афинах, Вене, Праге и Братиславе.

К нашему приезду в Российском центре науки и культуры в Братиславе заранее готовились: дети младших классов школы при Российском посольстве под руководством учителей подготовили свою выставку — рисунки на сюжеты пушкинских сказок. Планировка зала позволила разместить рисунки царскосельских лицеистов несколько изолированно от остальных экспонатов выставки и там же поставить щиты с рисунками школьников. Неожиданно и очень естественно современный детский рисунок стал частью лицейской выставки, наше время «вписалось» в историческое культурное пространство. Для детей это была большая радость и гордость — они стали полноправными участниками выставки; их рисунки находились рядом с рисунками ровесников, учившихся в знаменитом Лицее вместе с Пушродикиным почти 200 лет назад. Мы говорили с ребятами о Лицее, о том, как учились тогда и как учатся сейчас, об условиях, в которых жили лицеисты, условиях, разительно отличающихся от нынешних, о совершенно непривычной для нынешних детей системе оценок и многом другом. Потом дети с удовольствием фотографировались на фоне большемерного фотоснимка с литографии 20-х годов XIX века, представлявшей актовый зал Лицея, по очереди надевая лицейскую фуражку.
В программу нашего пребывания в Братиславе входили и встречи со словацкими школьниками, но это уже были учащиеся старших классов двух гимназий, в которых изучают русский язык. В одной из них, гимназии имени А. Эйнштейна, на русском даже ведется преподавание некоторых дисциплин (физители Натальи Ивановны гостили по приглашению Н. Н. Пушкиной в Михайловском, родовом поместье Пушкиных в Псковской губернии. Неплохо рисовавшая Наталья Ивановна сделала несколько карандашных портретов Натальи Николаевны, детей Пушкина, Александры Николаевны, соседей по Тригорскому. Рисунки, хранившиеся в альбоме Натальи Николаевны, сейчас находятся во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге. С некоторых портретов Наталья Ивановна сделала повторения, которые потом увезла с собой в Бродзяны. Рисунки Н. И. Фризенгоф отличаются «сиюминутностью», непосредственностью и живостью восприятия. Портретируемые находились в привычной домашней обстановке, отсюда подкупающая искренность и камерность рисунков, делающих их документальными свидетельствами давно минувших событий, связывавших владельцев Бродзян с семьей и современниками А. С. Пушкина.

Учащиеся школы при посольстве РФ в зале Российского центра науки и культуры в Братиславе


Кроме рисования Наталья Ивановна увлекалась модным тогда собиранием гербариев. Обладая даром художника, она не просто прикрепляла высушенные цветы и травы к листам альбомов, а составляла из них изящные композиции и на каждом листе аккуратным почерком обязательно делала надписи на французском языке, кто, когда и где собирал растения. Сохранились альбомы с гербарием, собранным в Михайловском летом 1841 года. На листках имена Натальи Николаевны, Маши, Саши, Гриши и Наташи Пушкиных.

Залы Музея А. С. Пушкина в Бродзянах

В бродзянском замке альбомы с гербарием Н. И. Фризенгоф нам любезно показывала директор музея пани Ева Гершиова. Каждый лист альбома бережно помещен в чехол из прозрачной пленки; гербарий находится в хорошем состоянии. Трудно было представить, что перед нами лежат пусть давно высохшие, но те самые травы и цветы, которые бережно собирали и просто держали в руках Наталья Николаевна, дети Пушкина, их близкие и родные им люди.

Фрагмент экспозиции музея. Справа — портреты детей Пушкина, выполненные Н. П. Ланским

Гербарий Н. И. Фризенгоф

В 1850 году семья Фризенгофов приехала в Россию, чтобы повидать стариков де Местров. Осенью в Петербурге Наталья Ивановна простудилась, тяжело заболела и умерла. Во время болезни около нее постоянно находилась кузина Александра Гончарова. Через полтора года вдовства Густав фон Фризенгоф перед отъездом из России сделал предложение Александре Николаевне Гончаровой, которая в 1852 году стала его второй женой. Будучи фрейлиной, Гончарова не могла выйти замуж без разрешения императорского двора. Долгое время это «разрешение» хранилось в бродзянском замке, в семье Александры Николаевны. В 1938 году в Бродзяны приезжал из Праги русский эмигрант Николай Алексеевич Раевский, который и стал первооткрывателем бродзянских реликвий, связывавших Россию со Словакией. Тогда замком владел правнук Александры Николаевны барон Георг Вельсбург. Он показал Раевскому один документ на русском языке и просил его перевести, так как никто из семьи Вельсбургов не владел русским языком. Это было «извещение Министерства Императорского двора № 769 о том, что их Величества изъявляют согласие на брак фрейлины Гончаровой».

Староста Ришнёвце Карол Лабош
в одном из помещений будущего музея

В 2000 году фонды Всероссийского музея А. С. Пушкина в Петербурге пополнились уникальным документом, который приобрел атташе по культуре посольства России в Словакии В. Л. Мичурин. Документ, а это и было «согласие на брак фрейлины Гончаровой», вручила директору Всероссийского музея А. С. Пушкина руководитель Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве Российской Федерации В. В. Терешкова.

Директор музея А. С. Пушкина в Бродзянах Е. Гершиова показывает альбом А. Н. Фризенгоф (Гончаровой) с ее инициалами

Став хозяйкой бродзянского замка, Александра Николаевна постоянно поддерживала связи с Россией, о которой ей напоминали привезенные с собой книги, ноты, дорогие для нее портреты. В Бродзяны неоднократно приезжали ее братья, любимая сестра Наталья Николаевна Пушкина-Ланская, дети Пушкина, П. П. Ланской, его племянник Н. П. Ланской, который оставил портреты посетителей Бродзян, в том числе и Пушкиных. Самое первое изображение детей А. С. Пушкина, где им от 5 до 9 лет, — рисунок Н. И. Фризенгоф в Михайловском в 1841 году, потом рисунки Н. П. Ланского в Бродзянах, где им уже от 16 до 20, и, наконец, фотографии в бродзянском альбоме Александры Николаевны, где детям Пушкина уже от 25 до 29 лет. В замке-музее сейчас есть интересный экспонат — дверной проем, где приезжавшие в Бродзяны отмечали свой рост. Там отметки с именами Натальи Николаевны, Саши и Наташи Пушкиных.
Несколько лет назад директор Всероссийского музея А. С. Пушкина С. М. Некрасов снимал по своему сценарию документальный фильм о детях Пушкина «Машка, Сашка, Гришка и Наташка…» (так сам Пушкин звал детей — в рифму и по возрасту). Часть съемок проходила в Бродзянах. Отправляясь в Словакию зимой 2012 года, зная, что обязательно будем в Бродзянах, мы захватили с собой копию этого фильма, которую подарили директору музея Е. Гершиовой.
Музей А. С. Пушкина в Бродзянах был открыт 15 ноября 1979 года. Подготовкой его экспозиции занималась Матица словацкая в городе Мартин. Матица словацкая — национальное культурно-просветительское общество, основанное в 1863 году с целью распространения просвещения среди народа и содействия развитию словацкой литературы, науки и искусства. Среди членов-основателей Матицы словацкой был Грегор Фризенгоф, сын барона Фризенгофа от первого брака. Словакия стала для него второй родиной, национальному и культурному развитию которой он служил всю жизнь. Фризенгоф не был словаком по рождению, однако они считали его членом своей славянской семьи. В словацком журнале «Сокол» за 1863 год были помещены два стихотворения, посвященных Грегору Фризенгофу, где он назывался «выдающимся словацким деятелем», которого в Бродзянах воспитала «Мать Славия». Грегор Фризенгоф считается основоположником метеорологии и агрометеорологии в Словакии. На протяжении 40 лет он руководил созданным им добровольным пожарным обществом в Бродзянах. В замке-музее сейчас есть фрагмент экспозиции, посвященной научной и общественной деятельности Грегора Фризенгофа.
Экспозиция музея А. С. Пушкина в Бродзянах включает материалы о жизни и творчестве великого русского поэта, но для жителей Бродзян — это и история их края, история владельцев замка — Фризенгофов–Ольденбургских–Вельсбургов, что тоже нашло достойное отражение в экспозиции. Один из лейтмотивов экспозиции — литературные и культурные связи двух славянских народов. Первое, что видят посетители в замке, — фигуры братьев Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. В пушкинском зале музея выставлены произведения русского поэта, и среди них — прижизненный перевод «Песни о вещем Олеге», опубликованный в 1836 году.
В Словакии нас ждал приятный сюрприз. А.И. Бушуев, директор Российского культурного центра, предложил посмотреть еще один музей, точнее, посмотреть, как готовится к открытию новый музей. С сотрудником культурного центра М. Бондарем мы поехали в местечко Ришнёвце. Там до настоящего времени сохранился дом, в котором в 1805 году после Аустерлицкого сражения останавливался со своим штабом командующий войсками союзников М. И. Кутузов. Благодаря инициативе старосты поселка Карола Лабоша дом отреставрировали (мы застали как раз последнюю стадию реставрации), и в нем должны были открыть музей истории края и музей М. И. Кутузова. Как стало известно, 1 сентября 2012 года музей М. И. Кутузова в Рищнёвце был открыт.
Перед поездкой в Ришнёвце нас предупредили, что Карол Лабош — человек удивительный. ЗнакомСЛОВАКИИство с ним превзошло все ожидания. О нем можно долго рассказывать. Вызывает глубокое уважение его энтузиазм, его поистине неуемная энергия, с которой он служит родному поселку, его людям. Односельчане полушутя-полусерьезно говорят, что со временем назовут свой поселок «Лабоши». По профессии К. Лабош — железнодорожник; когда стал старостой, смог провести в Ришнёвце железную дорогу (!); при нем построен дом культуры, который объединяет жителей поселка: там проводят праздники, семейные и общие, на них собираются почти все жители поселка, там дети занимаются в кружках, изучают историю края. При входе в дом культуры на стене висит ухоженная мемориальная доска с фамилиями тех, кто погиб здесь, освобождая Словакию от немецких захватчиков. И когда мы несколько удивились, что так далеко от России, в маленьком словацком поселке, который не на каждой карте Словакии найдешь, по инициативе местных жителей (на самом деле — в первую очередь по инициативе Карола Лабоша) создается музей русского полководца Кутузова, пан Лабош, пожав плечами, сказал: «Но это и наша история, наша с вами общая».
Надо отметить, как грамотно, с точки зрения современного музея, сделана реставрация здания. Максимально сохранена старая планировка, очень органично вписаны (не уничтожены) сохранившиеся элементы интерьеров (например, огромные крюки в потолке, на которых когда-то висели окорока и колбасы); сохранена старая железная дверь внутри помещения, хотя сейчас она уже не ведет на лестницу, а рядом, вдоль стены — современная легкая лестница, которая ведет под крышу, а там оборудован светлый просторный зал для собраний, концертов, просмотров фильмов. Уже на стадии реставрации думали о том, что музей должен стать не только (и не столько — в силу проблематичности приобретения оригиналов) хранилищем, но и местом общения жителей и гостей Ришнёвце. Пан староста, создавая музей, имел в виду в перспективе и развитие туризма, в том числе из России. Теперь остается только пожелать создателям музея М. И. Кутузова успехов в собирании материалов, создании экспозиции и благородном деле сохранения и развития исторических и культурных связей между Словакией и Россией.