Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 

За советом и помощью — в Представительство МИД

Время от времени, по мере нововведений в Консульской службе России, наш журнал публикует беседы с заведующим Консульским отделом Представительства МИД России в Санкт-Петербурге Владимиром Тимошенко, работа которого наиболее близка и понятна гражданам нашего региона, имеющим деловые и личные связи с зарубежными партнерами, родственниками и друзьями. Поэтому наш корреспондент Виктор Иванов и начал разговор с вопроса о новых направлениях деятельности отдела.


— Уважаемый Владимир Борисович, какие изменения в работе Консульского отдела произошли со дня нашей последней с Вами беседы два года тому назад?

— Главным событием прошедших двух лет, которое во многом определило новые приоритеты нашей деятельности, стал приказ Министерства иностранных дел России от 22 ноября 2011 года «Об утверждении Положения о территориальном органе — Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации». В соответствии с этим документом наша работа, как и ранее, осуществляется во взаимодействии с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе и с органами государственной власти субъектов Федерации в зоне нашей ответственности, то есть Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Вологодской областей и Ненецкого автономного округа. Новым регионом нашей ответственности стала Республика Коми, где Представительство МИД закрылось, а его функции перешли к нам.

— То есть у вашего отдела прибавилось работы?

— И да, и нет. В целом ее объем даже несколько уменьшился из-за сокращения чисто консульских функций Представительства. С момента создания представительств и до конца прошлого столетия их деятельность курировал в основном Консульский департамент МИД России. Сегодня наш главный куратор — Департамент по связям с субъектами федерации, парламентом и общественными организациями (ДСПО), куда из Консульского департамента переместился и отдел по работе с представительствами МИД. Тем самым нам указали, что консульская составляющая — далеко не основная часть нашей работы, несмотря на то, что в Санкт-Петербурге наибольшее в России число консульских учреждений, множество иностранных представительств, близость региона к государственной границе с Евросоюзом. Новое Положение едино для всех территориальных органов МИД России и не предусматривает никаких исключений. В настоящее время основными партнерами представительств являются органы государственной власти, а не предприятия и организации, которым Представительство оказывало содействие в развитии внешних связей, в том числе и оформляло паспорта, предоставляло визовую поддержку, решало визовые проблемы в консульских пунктах.

— Теперь все эти услуги предоставляются только сотрудникам органов государственной власти?

— Практически да, за исключением тех случаев, когда представители предприятий и организаций, а также физические лица обращаются с просьбами, удовлетворение которых находится в сфере нашей компетенции и не противоречит Положению о Представительстве. Что касается органов государственной власти, то, согласно регламенту, мы получаем от них заявки на оформление дипломатических, служебных и общегражданских паспортов, а также заявки на визовую поддержку для их деловых партнеров, которые отправляем на согласование в Консульский департамент, который затем дает указание на выдачу виз соответствующим российским загранучреждениям.

— Но ведь это достаточно долгая процедура…

— Совсем нет, потому что пакет документов мы формируем в электронном виде, что ускоряет весь процесс. При этом в Консульском отделе время согласования заявки составляет до двух недель для многократных виз и трех дней для однократных. Практика показывает, что члены делегаций, приглашенные для участия в мероприятиях, проводимых субъектами федерации, как правило, подают заявки на однократные визы.

— Вернемся к физическим лицам, которые может быть реже, но все еще обращаются в Представительство МИД. Какие проблемы приходится решать чаще всего?

— Как и прежде, большинство обращений связано с необходимостью проставлять соответствующие отметки в общегражданские заграничные паспорта, полученные в российских консульских учреждениях, а также в оформленные УФМС внутренние паспорта российских граждан. Нам также приходится исправлять ошибки, допущенные при выдаче упомянутых загранпаспортов. То печать забудут поставить, то подпись, удостоверяющую законность внесения в паспорт данных о несовершеннолетних детях. В последнее время участились обращения по поводу заочного снятия с консульского учета, что стало возможным благодаря отмене подтверждающих это штампов в паспортах. Однако некоторые органы, например социальные службы, по-прежнему требуют представлять справки о снятии с консульского учета на бумажных носителях. Граждане имеют право самостоятельно обратиться за таким документом в соответствующее консульское учреждение, однако если в их паспортах все еще стоит штамп о постановке на консульский учет, то мы направляем туда их личные заявления и получаем подтверждение о снятии с учета. Несомненно, это прибавило работы, но мы испытываем удовлетворение от того, что можем помогать гражданам, особенно тем, кто по возрасту или по состоянию здоровья не может самостоятельно, с помощью компьютера, решить подобные проблемы.

— А в каких случаях российским гражданам, выезжающим за границу, следует вставать на консульский учет и вообще обращаться в наши посольства и консульства?

— Кроме тех, кто постоянно живет, работает или учится за рубежом, я бы рекомендовал вставать на консульский учет и тем, кто приезжает на короткий срок, даже на три-четыре дня. Это процедура добровольная и совсем несложная, поскольку осуществляется через сайты наших загранучреждений, для которых очень важно иметь актуальную информацию о своих гражданах, находящихся в зоне ответственности. К примеру, в случае возникновения каких-то чрезвычайных ситуаций консульская помощь дойдет до каждого, попавшего в беду. Что касается других поводов для обращения, то это, конечно, получение свидетельства на возвращение в случае утери паспорта, оформление документов МИДна родившегося ребенка, чтобы избежать проблем с их легализацией на территории России. Консульства уполномочены решать и вопросы нотариата, причем документы, связанные с совершением сделки, завещанием и прочими действиями, всегда будут признаны действительными в России, именно в том виде, в каком их выдало наше консульское учреждение. Кроме того, консульства оказывают юридическую помощь в случае задержания, ареста и прочих неприятностей, следят за тем, чтобы в отношении российских граждан были соблюдены все правовые нормы.

— Скажите, пожалуйста, в консульские пункты Представительства, находящиеся в местах пересечения границы — в аэропорту «Пулково-2» и на КПП «Торфяновка», — кто может обращаться и с какими проблемами?

— Начну с того, что консульские пункты предназначены для решения визовых вопросов в отношении исключительно иностранных граждан и по согласованию или же прямому указанию Консульского департамента МИД. Представьте себе такую ситуацию: деловой партнер, в прибытии которого в Россию заинтересованы местные органы государственной власти, должен вылететь в выходной день, когда консульские учреждения не производят выдачу виз, либо находится в третьей стране, где поблизости нет российского консульства. Вполне возможно, что он не успел получить официального приглашения. В этом случае, после обращения приглашающей стороны, мы согласовываем въезд этого иностранного гражданина и оформляем ему соответствующую визу: дипломатическую, служебную либо туристическую, в зависимости от статуса заявителя и цели его поездки. Иногда нам приходится исправлять ошибки наших коллег в визах: например, неправильно указан пол, содержится ошибка в дате рождения, в дате выдачи визы и тому подобные несоответствия.

— То есть перевозчики берут на борт пассажиров без визы?

— Несмотря на то, что ответственность за это возлагается на авиакомпании, подобные случаи, к сожалению, нередки. Подавляющее большинство таких граждан отправляют обратно тем же самолетом. В случаях, когда нами предварительно было получено согласование с Консульским департаментом о возможности выдачи визы иностранцу по его прибытии в аэропорт, сотрудники консульского пункта заранее информируют об этом представительство соответствующего перевозчика. Это дает возможность гражданину быть допущенным на рейс. Подобные случаи довольно редки и касаются в основном иностранцев, вынужденных заменить в экстренном порядке другого человека, участие которого было запланировано в проходящем в нашем городе официальном, культурном или спортивном мероприятии. Именно в таком режиме работал наш консульский пункт в период проведения саммита G20. Также мы можем самостоятельно, не дожидаясь официального заявления принимающей стороны, офис которой находится, например, далеко от Санкт-Петербурга, продлить в консульском пункте визу до 72 часов на основании личного обращения гражданина по уважительным причинам, например, в случае болезни, отмены рейса и тому подобное. Если необходимо продление более чем на 72 часа, то иностранец должен обратиться в соответствующее подразделение УФМС. Хочу заметить, что на пунктах перехода государственной границы, где нет консульских пунктов, вопросами продления виз уполномочены заниматься пограничные службы.

— Предполагается ли открытие консульского пункта на Морском вокзале?

— Мы заявили о своей готовности и ждем конкретных предложений. В настоящее время прорабатываются условия размещения консульского пункта в новом терминале «Пулково-3». Кроме того, в Центр направлены обоснованные предложения, касающиеся возможностей расширения полномочий нашего представительства в пунктах пропуска, соответствующих, например, регламенту консульского пункта в московском аэропорту «Шереметьево-2».

— В 90-е годы Представительство МИД активно содействовало организации деловых поездок, расширяя и укрепляя внешние связи нашего региона с зарубежными странами. В настоящее время, как известно, каждая организация, кроме государственных учреждений, решает эти вопросы самостоятельно, тем более что в городе множатся визовые центры, где не нужно стоять в длительных очередях. Вы полностью отказались от такой деятельности?

— В определенной степени именно так и происходит, тем более что подавляющее большинство генеральных консульств с неохотой воспринимают нашу визовую поддержку в виде нотных обращений без особой, по их мнению, на то необходимости. В то же время мы обязаны сопровождать нотами визовые заявления владельцев дипломатических и служебных паспортов, поскольку иначе визы им не выдаются. Что касается деловых поездок владельцев общегражданских загранпаспортов — членов официальных делегаций, руководителей ведущих промышленных предприятий, — то мы по-прежнему оказываем им поддержку, однако, как правило, только в случае крайней необходимости.

— И как на это реагируют консульства?

— По-разному. В основном относятся с пониманием. Особенно генеральные консульства Финляндии, Италии и Словакии, которые рассматривают нашу официальную поддержку как дополнительную гарантию надежности и серьезности намерений заявителя. А вот генеральные консульства США и стран Балтии, напротив, отрицательно относятся к такого рода ходатайствам. Объективности ради следует отметить, что благодаря некоторым изменениям визовых правил, особенно в Шенгенской зоне, генконсульства определили категорию лиц, которые напрямую могут обращаться туда за визами, а также пользоваться льготным режимом их получения. К таким категориям, как известно, относятся, в том числе, члены официальных делегаций, группы специалистов по обмену, журналисты, студенты. Так что чаще всего нашего вмешательства не требуется, однако мы по-прежнему чутко реагируем на проблемы, возникающие при осуществлении нашими гражданами внешнеэкономических и гуманитарных связей в интересах регионов нашей ответственности.

— А если заявление на визу подано и вдруг, спустя несколько дней, вы получаете отказ в виде штампа в паспорте, запрещающего въезд в Шенгенскую зону. Что в этом случае должен делать заявитель?

— Прежде всего, не нарываться на отказ. Перед подачей документов в то или иное представительство стран Шенгенского соглашения надо внимательно посмотреть на свой паспорт, не стоит ли там отметка об отказе в выдаче визы, вспомнить, не было ли какого-то нарушения, например, правил дорожного движения, злоупотребления алкоголем или же неисполненного обязательства, например, неуплаты штрафа за неправильную парковку. Ведь все это фиксируется в общем шенгенском компьютере. Затем надо решить, каким образом подавать документы на визу, потому что кроме официальных пунктов приема есть и масса организаций, оказывающих посреднические услуги, среди которых могут оказаться недобросовестные, известные консульствам и занесенные в так называемые «черные списки». Заполняя анкету, надо внимательно следить за достоверностью сведений, поскольку если, например, в ней будет указан отель, в котором вы не собираетесь останавливаться, либо названа организация, в штате которой вы не числитесь, завышена получаемая зарплата и тому подобное, то в отказе можно не сомневаться. Мой совет — обращаться в официальные визовые центры, где на стадии приема документов могут найти ошибки и предупредят о возможном отказе. Если же, несмотря на все меры предосторожности, такое случилось, имейте в виду, что начиная с 2010 года каждому заявителю предоставлена возможность в течение месяца обжаловать это решение. Кроме того, причина отказа разъясняется в официальном письме, выдаваемом консульством. Повторюсь: в отказе чаще всего виноваты мы сами, поэтому я не встречал никого, кто бы стал таким образом на него реагировать. Чаще всего терпеливо ожидают окончания «карантина», совершая поездки по странам, не входящим в Шенгенскую зону. Ведь мир такой огромный и интересный!