Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

 

Точка зрения
«МЕНЕ. ТЕКЕЛ. ФАРЕС»

Штурм вашингтонского Капитолия 7 января 2021 года удивительно похож на захват гонконгского Законодательного собрания 1 июля 2019 года. Вот многотысячная толпа демонстрантов спокойно движется мимо слабо охраняемого здания. Вот неожиданно вперед устремляется штурмовая группа, отбрасывает служителей безопасности, врывается в вестибюль, проникает в кабинеты и устраивается там по-хозяйски. Люди в черных майках в Гонконге и в звериных шкурах в Вашингтоне только на первый взгляд смотрятся как эталон анархии. Словно по чьей-то команде они быстро собирают силы в наступлении, сплачиваются для удержания фронта, а затем организованно отступают. Качественная съемка обеспечивает мировые СМИ эффектными кадрами погромщиков в креслах ключевых законодателей, надписей на стенах, разбитой оргтехники.

Душой исполненный полет навсегда. Надежда Хорхордина

m26Словосочетание «русский балет» известно всему миру и понятно без комментариев, ибо является брендом России в культурном пространстве планеты. Это символ совершенства хореографического искусства. На протяжении почти двух веков мастера отечественного классического танца приумножают славу русской балетной школы.

В этом величайшая заслуга и артистов Мариинского театра: тех, кто выступает на сцене, и тех, кто готовит танцовщиков к сцене.

7 января 2015 года балетная труппа Мариинского театра чествовала заслуженную артистку России, кавалера ордена «Знак Почета» и медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени Галину Петровну Кекишеву — одного из лучших методистов классического танца. Ей исполнилось 85 лет. Но ее уроки по-прежнему продолжаются по строгому расписанию.

       Жизнь на сцене

     В оркестровой яме музыканты проиграли блиста­тельные пассажи из предстоящего акта, гобой дал протяжное жалобное «ля» для настройки инструмен­тов. В зале погас свет, стих легкий шум. Театр при­готовился к чуду, которое всегда являет балет. Вот под аплодисменты идет дирижер, а в этот момент артистическую ложу занимают самые придирчивые постоянные зрители. Их святая обязанность — за­метить даже незначительные шероховатости в дви­жениях и пластике танцовщиков, чтобы на после­дующих занятиях отработать до совершенства не со­всем удачное па или штрих. Строгие хозяева ложи — педагоги-репетиторы балета.

    m27 Эти, как правило, элегантные, с большим вкусом одетые артисты не часто становятся героями и пе­чатных, и электронных СМИ. Такая их «скупость» по­нятна: об этих людях много писали и говорили, когда они блистали на сцене, теперь же они за кулисами. При этом, однако, именно они сегодня готовят до­стойную замену, сохраняя и развивая непревзой­денные традиции русского хореографического ис­кусства. Во многом благодаря им Россия по-прежнему «в области балета впереди планеты всей».

     Галина Петровна Кекишева — педагог-репетитор балета Мариинского театра. Она потрясающе инте­ресный человек. Ее жизнь богата встречами с за­мечательными людьми, впечатлениями, тонкими наблюдениями. Галина Петровна работала с такими балетмейстерами, как Федор Лопухов, Петр Гусев, Василий Вайнонен, Вахтанг Чабукиани, Ростислав Захаров, Константин Сергеев, Юрий Григорович, Олег Виноградов. Танцевала в одних спектаклях вместе с Инной Зубковской, Ириной Генслер, Ольгой Ис­кандеровой, Ириной Колпаковой, Нинелью Кургап­киной, Ольгой Моисеевой, Аллой Осипенко. Эти артисты своим безукоризненным мастерством по­корили мир, с их именами Кировский балет стал символом совершенства танцевального искусства.

      Имея аналитический ум, Галина Петровна увле­кательно рассказывает о людях, событиях. При этом рисует полную и красочную картину повествования. Где бы это ни происходило: в родном театре или в странах за морями-океанами. С гастрольными по­ездками она объехала практически весь мир.

     m28Галина Кекишева пришла в Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова в 1948 году после окончания балетного училища на улице Зодчего Рос­си в классе знаменитого педагога Агриппины Яков­левны Вагановой. На этой сцене Галина Кекишева со свойственной только ей пленительностью и утон­ченностью создала целую галерею запоминающихся образов. По рисунку танца испанская крестьянка Паскуала в «Лауренсии» непостижимо далека была от Бе­лой кошечки в «Спящей красавице», а уж тем более от Кривляки в «Золушке». Совсем разные краски тре­бовались для создания образов Тао Хоа в «Красном маке», Нуне в «Гаянэ» и Лиззи в «Тропою грома» и мно­гих, многих других спектаклях.

     Героини Кекишевой были неотразимы, потому что балерина в совершенстве владела пластикой тела, а выразительные, в пол-лица, глаза придавали ее ис­полнению, мимике неповторимый шарм. Ее танец буквально струился, когда одно движение органично перетекало в другое, создавая своеобразную канти­лену. Именно такой «музыки тела» с богатой нюанси­ровкой требовала от своих учениц Агриппина Яков­левна Ваганова, и в этом уникальность ее методики. На выступления Галины Кекишевой любители балета шли так же, как и на ведущих солистов, которых в труп­пе театра в то время было целое созвездие. Среди них было много воспитанников знаменитого педагога.

    m29 Каждый спектакль для молодой танцовщицы ста­новился настоящим праздником, но самыми счастли­выми вечерами были те, когда она танцевала Паскуалу в «Лауренсии». В гримерке она пела и хотела только одного — танцевать. В 60-е годы прошлого века на «Ленфильме» сняли фильм-спектакль «Спящая красавица» с замечательными Аллой Сизовой и Юри­ем Соловьевым в главных ролях. Партию Белой ко­шечки исполняла Галина Кекишева. Присутствовав­ший на премьере фильма в Ленинграде известный американский импресарио Сол Юрок в знак восхи­щения исполнительницей партии Кошечки поцеловал балерине руку. В те годы этот фильм стал подарком балетоманам всего Советского Союза.

     Педагогом-репетитором Галины Кекишевой в годы ее сценического расцвета была легендарная Е.М. Люком. Елена Михайловна знала Мариуса Пе­типа, работала с Михаилом Фокиным. Под ее руко­водством готовили партии многие мастера хорео­графии Кировского театра, в их числе была и Гали­на Кекишева. Волшебство русского классического балета, которое характеризуется одной фразой — Пушкина «душой исполненный полет», ставшей де­визом на столетия, передавалось, как говорится, из рук в руки. Дома у Галины Петровны на самом видном месте висит портрет E. М. Люком с надписью: «Любимой ученице Галюше Кекишевой».

     Жизнь для сцены

     В 1971 году Галина Петровна в последний раз вышла на сцену в «Щелкунчике» в партии Куколки.

     По иронии судьбы с этой же роли начиналась ее сценическая жизнь. Известный балетный критик, узнав, что балерина переходит в статус педагога-репетитора, искренне воскликнула: «Вы в такой форме, что еще десятилетие можете смело радовать публику!». Но шаг был сделан без колебаний. На свой первый урок классического танца Галина Петровна шла с легкой душой, напевая, как совсем недавно ходила танцевать в спектаклях. Такое вну­треннее состояние она старается поддерживать, занимаясь со всеми своими учениками — и за­служенными артистами, и только что вышедшими из стен балетного училища. Теперь она их готовит для сцены.

     Далеко не каждая, даже самая выдающаяся, бале­рина по окончании сценической карьеры может стать педагогом-репетитором. И примеров тому тьма. Здесь дело не ограничивается лишь тем, чтобы подготовить к спектаклю юную танцовщицу. Молодой артистке надо помочь развить творческое мышление, воображение и способность к импровизации. На сцене всякое слу­чается, танцовщик лишь один из участников творче­ского процесса. Уметь контактировать со всеми — тоже наука, наука жизни, которую выпускники училищ постигают вместе с педагогом-репетитором уже в теа­тре. Галина Петровна вводила в сольные партии став­ших известными балеринами Татьяну Васильеву, Мар­гариту Кулик, Ольгу Лиховскую, Людмилу Семеняку, Аллу Сизову, Татьяну Терехову.

     А сколько такта, мудрости и характера надо, чтобы работать с уже состоявшейся балериной, любимицей публики! Уметь убедить звезду в правильности того или иного жеста, поворота головы, темпа исполнения и при этом соблюсти установки балетмейстера, будь то спектакль в оригинальной постановке позапрошло­го века или же амбициозно современной.

     Николай Цискаридзе, нынешний ректор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, в одном интер­вью журналу «Русский базар» поделился своим впе­чатлением о хорошей атмосфере, которая его окру­жила в Мариинке, что очень важно для артиста.

     И подчеркнул: «...в Петербурге есть педагог, которо­го я обожаю, Галина Петровна Кекишева, она явно чистая “вагановка”. Кекишева одна из немногих балерин, относящихся к эпохе Агриппины Вагановой. Будучи ее ученицей, передает следующим поколени­ям танцовщиц методику Вагановой в ее правильном исполнении.

     У педагога-репетитора задачи многогранные и от­ветственные. Отработка текста, рисунка, стиля и чи­стоты исполнения движений партий солистов, малых ансамблей, кордебалета, видение ошибок и недо­статков исполнения и умение их исправить, чтобы добиться нужного результата. Сейчас Галина Петров­на в основном работаете недавними выпускниками Академии. Молодежь нынче растет быстро. Это во времена ее молодости даже талантливой бале­рине приходилось годами ждать, когда ей дадут ве­дущую партию. Наш век скоростей и в Мариинку принес зримые перемены. Три сценические площад­ки, частые премьерные спектакли, гастроли по все­му миру требуют не только высочайшего мастерства всей труппы, но и строгой дисциплины, постоянного напряжения. Много работать приходится всем. Мо­лодежь готовится к спектаклям тоже в ускоренном темпе. Время не делает скидок даже на то, что ба­лерина — штучное изделие.

     Сейчас бывшие театральные воспитанницы Гали­ны Петровны обучают новые поколения классиче­скому русскому балету за пределами России. Елена Панкова и Елена Козьякова в Германии, Татьяна Васильева в Испании. Филиппинка Лиса Макуха создала в Маниле свой балет с классическим ре­пертуаром, заодно и школу, в которой сама препо­дает. А в Сеуле Кекишева в буквальном смысле по­ставила на ноги балетную труппу «Юниверсал балет компани» Джулии Мун.

     m30Сеульский период — это особая страница в жиз­ни Галины Петровны. Два-три месяца она занима­лась с корейскими танцовщиками, а затем на не­продолжительное время прилетала в Петербург. И так семь лет, начиная с 1993 года. После гастро­лей труппы в США в феврале 2000 года авторитет­ный американский журнал «Дане Мэгэзин» писал: «Стиль труппы — это русский стиль, точнее, кировско-русский стиль, а восхитительная Галина Кекишева, бывшая балерина Кировского театра, является в на­стоящее время педагогом труппы. И этот стиль не рабское подражание, а замечательно и ярко про­явленная индивидуальность».

     Стремление найти, подчеркнуть и развить инди­видуальные черты балерины при непременном и безукоризненном исполнении классики — это стиль работы педагога-репетитора Галины Петров­ны Кекишевой. Не только свой опыт, глубокие и все­сторонние знания вкладывает Галина Петровна в формирование индивидуальности каждой юной танцовщицы, но и душу. Ее радуют выступления Ва­лерии Мартынюк и Надежды Батоевой. У них рас­ширяется классический репертуар, они успешно овладевают пластикой и ритмами современных по­становок.

     Человечество, как известно, развивается по спи­рали. То, что сегодня выходит из моды, а зачастую агрессивно вытесняется ультрасовременным, через определенное время станет востребованным и ак­туальным. К счастью, традиции, созданные нашими гениальными танцовщиками, бережно сохраняются и передаются. За тысячелетия своего развития че­ловечество пока еще не лишилось души. Во всех театрах мира «Лебединое озеро» собирает полные залы. «Душой исполненный полет» по-прежнему вол­нует и восхищает человека.