Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 

Известные представители армянского народа в Санкт-Петербурге

На протяжении веков Санкт-Петербург всегда был центром духовной жизни людей различных национальностей и вероисповеданий, в том числе и армян, внесших весомый вклад в его развитие. Представительство мэрии Еревана в Санкт-Петербурге разработало автобусно-пешеходную экскурсию по нашему городу, посвященную этой чрезвычайно интересной теме, и любезно предоставило нам информацию о ее содержании.

     Начало

   m15Экскурсия начинается от церкви Святой Екатери­ны на Невском проспекте, построенной на основа­нии указа Екатерины II «о дозволении им [армянам] в строении, в Москве и в Санкт-Петербурге по их вере службы, церквей» от 2 мая 1770 года. Церковь была построена на пожертвования членов общины, численность которой к тому времени составляла около 150 человек, причем основную часть капита­ла внес глава общины граф Иван Лазарев. Род Ла­заревых известен с XIV века и пользовался большим авторитетом при персидском шахском дворе. В се­редине XVIII века в Санкт-Петербург вместе с семьей переехал Лазарь Назарович Лазарев. Его старший сын Иван Лазаревич Лазарев основал здесь свою торговую компанию, приобрел широкие связи в выс­ших правительственных кругах. В 1774 году Екате­рина II жалует роду Лазаревых дворянство, а само­го Ивана Лазарева назначает советником по вос­точным делам и советником Государственного банка России. Занимая эти должности, он с успехом вы­полняет сложные правительственные поручения дипломатического и финансового характера. Особое внимание семья Лазаревых уделяла сохранению и приумножению духовных ценностей, строительству храмов. На освящении церкви Святой Екатерины 18 февраля 1780 года присутствовал светлейший князь Г.А. Потемкин. За выдающийся вклад в ее строительство община позволила И.Л. Лазареву воз­вести рядом с церковью собственный дом, часть которого он передал в пользование армянской об­щины. В течение длительного времени церковь и большая часть дома Ивана Лазарева являлась центром культурной жизни петербургских армян, при ней были школа, типография, кружки. И в настоящее время на этом месте расположена не только одна из красивейших армянских церквей, но и образо­вательный, культурный и медицинский центры.

   m16  Вклад в культуру

     Вклад петербуржцев армянского происхождения в культуру Северной столицы очень велик и разно­образен. У здания Государственного академического театра имени В.Ф. Комиссаржевской экскурсантам предлагается рассказ о Рубене Сергеевиче Агамир­зяне — народном артисте СССР, профессоре, лауре­ате Государственной премии, режиссере и бессмен­ном руководителе театра с 1966 по 1991 год. Он терпеливо выращивал цельный театральный орга­низм, выстраивал новый репертуар, в котором став­ка делалась на новую отечественную драму во всем ее многонациональном разнообразии. В суровые дни блокады театр укреплял в людях силу духа, по­могая им выжить, поэтому ленинградцы называли его «Блокадным».

     В ходе экскурсии предполагается рассказ и о Ма­риинском театре, ведущем свою историю от осно­ванного в 1783 году по приказу императрицы Ека­терины Великой Большого театра. В советский пе­риод театр был всемирно известен как Кировский. С Мариинским театром неразрывно связана твор­ческая деятельность знаменитой балерины и педа­гога Агриппины Яковлевны Вагановой. Она разработала собственную педагогическую систему, которая сыграла важную роль в развитии балетного ис­кусства XX века. Ее книга m17«Основы классического танца», впервые вышедшая в 1934 году, выдержала шесть изданий и была переведена на многие языки мира. Сцена Мариинского театра принесла извест­ность и еще одному выходцу из Армении — компо­зитору Араму Ильичу Хачатуряну, автору всемирно известного балета «Гаянэ», премьера которого со­стоялась 3 декабря 1942 года. В 1943 году компо­зитор был удостоен одной из самых высоких наград того времени в сфере культуры — Сталинской пре­мии первой степени.

     С Петербургом связана деятельность крупнейших мастеров живописи. У Санкт-Петербургского отде­ления Союза художников России, располагающегося в старинном здании Императорского общества поощрения художеств, ведется рассказ об одном из крупнейших мастеров армянской портретной и пейзажной живописи — Фаносе Терлемезяне, ко­торый обучался в Рисовальной школе этого учебно­го заведения в 1895-1897 годах. Имена целого ряда известнейших художников, скульпторов, архи­текторов связаны с Академией художеств, где они получали образование или преподавали. У здания Академии на Васильевском острове экскурсанты выслушают рассказ о выдающемся живописце ар­мянского происхождения Иване Константиновиче Айвазовском, который закончил это учебное заве­дение в 1839 году, став впоследствии всемирно из­вестным художником-маринистом. В 1904 году ее окончил армянский архитектор Александр Иванович Таманян (Таманов). Его первой работой, принесшей ему профессиональное признание, была реконструк­ция Армянской церкви на Невском проспекте. С 1923 года Таманян жил в Ереване, где им был представлен первый генеральный план Еревана, а также разработаны генпланы других городов Ар­мении.

  m18   Вклад в науку

     Велики заслуги перед наукой выдающихся уче­ных — армян по происхождению, среди которых до­стойное место занимают братья Орбели. Рассказ о выдающемся физиологе, академике Леоне Абгаровиче Орбели ведется у зданий Научно-иссле­довательского университета экспериментальной ме­дицины Северо-Западного отделения РАМН и Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова, которую он возглавлял, будучи генерал-полковником медицинской службы. У здания СПбГУ экскурсово­ды рассказывают о его знаменитых выпускниках: Иосифе Абгаровиче Орбели — видном востокове­де, одном из основоположников кавказоведения, директоре Государственного Эрмитажа и первом пре­зиденте Академии наук Армянской ССР и Рубене Аб­гаровиче Орбели — основоположнике советской подводной археологии. Здесь же учился и работал Виктор Амазаспович Амбарцумян — основатель и директор Бюраканской астрофизической обсер­ватории, один из основоположников теоретической астрофизики, заложивший основы статистической механики звездных систем.

  m19Рядом с университетом расположен Институт физиологии имени И.П. Павлова, который был его первым директором. После кончины великого уче­ного институт возглавил Леон Абгарович Орбели.

     Мемориалы

     Экскурсия предполагает и посещение таких ме­мориальных объектов, как Смоленское армянское кладбище и Камский сад. Возникновение армян­ского кладбища стало возможным благодаря указу императрицы Екатерины II, повелевшей выделить на берегу реки Смоленки рядом с лютеранским кладбищем участок для армянского кладбища и раз­решившей строительство церкви Святого Воскре­сения, история которой связана с личным горем, постигшим графа И.Л. Лазарева в 1791 году, — на русско-турецкой войне погиб его единственный сын и наследник, адъютант князя Потемкина 23-летний Артемий, чьи останки были перевезены в Рос­сию и погребены на Смоленском армянском клад­бище.

     m21m20Церковь Святого Воскресения была построена как фамильная усыпальница, где, согласно завеща­нию графа, надлежало хоронить членов его семьи. Возводилась она в 1791-1794 годах и была освя­щена архиепископом Иосифом Аргугинским-Долгоруким в 1794 году. На кладбище похоронены: А.А. Авшаров — российский военачальник, генерал от кавалерии, 3. Фиралов — штабс-капитан лейб-гвардии, участник Отечественной войны 1812 года, А. В. Хастатов — генерал-майор, двоюродный дед М.Ю. Лермонтова, А.Л. Тахтаджян — ботаник, биолог-эволюционист, академик РАН и другие знамени­тости.

     Недалеко от Смоленского армянского кладбища, расположенного на острове Декабристов, уже на Ва­сильевском острове находится Камский сад. В бли­жайшее время там состоится открытие памятника выдающемуся армянскому композитору, певцу, хо­ровому дирижеру Согомону Согомоняну (Комитасу). А в конце прошлого года на территории сада был установлен хачкар, типично армянский памятник, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. Территория сада после бла­гоустройства станет одним из популярных мест от­дыха петербуржцев и гостей города.