Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 

Армянские коллекции в Российском этнографическом музее. Виктор Иванов

40В собрании этого известного во всем мире музея, расположенного в специально построенном в начале XX столетия по проекту В. Ф. Свиньина здании, сегодня сосредоточено около 500 тысяч подлинных вещевых памятников и фотографий по традиционной культуре 158 народов России и сопредельных стран Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии. Открытый в 1902 году как Этнографический отдел Русского музея, он сразу начал вести широкую научную работу, его сотрудники собирали, описывали и бережно хранили предметы, связанные с традиционной культурой различных народов, населяющих Российскую империю. Тогда же стало формироваться и музейное собрание по народам Кавказа, которое сегодня объединяет более 25 тысяч предметов. По экспозиции «Народы Южного Кавказа», где представлены уникальные экспонаты, характеризующие высочайший уровень армянской материальной культуры, нашего корреспондента Виктора Иванова провела и рассказала о них старший научный сотрудник музея Лусинэ Гущян.

       Армянские коллекции начали собираться уже в 1902-1904 годах. Одним из первых собирателей был известный этнограф и археолог С. В.Тер-Аветисян. Благодаря ему, музей имеет великолепные предметы армянской культуры и быта из различ­ных регионов проживания армян.

41      В1909 году кавказоведческие исследования в му­зее возглавил Александр Александрович Миллер — отставной военный, закончивший Высшую школу социальных наук и Антропологическую школу в Па­риже по курсам доисторической археологии, истории первобытной культуры и этнологии. В 1907 году он был приглашен на службу в Этнографический отдел Русского музея и приступил к изучению бытовой материальной культуры народностей Кавказа. В те годы существовала практика назначения корреспон­дентами музея людей родом из тех мест, откуда при­возили предметы. Одним из таких корреспондентов был студент Санкт-Петербургского университета Александр Флоренский, мать которого была армян­кой. Он привозил предметы материальной культуры из городов Артвин, Ардануч, Батум.

     Особенно важной для музея была экспедиция 1916 года, которую А. А. Миллер провел совместно с Николаем Яковлевичем Марром и Иосифом Абгаровичем Орбели. Они работали на огромной терри­тории вокруг озера Ван. В их задачу входил поиск разнообразных археологических, этнографических, лингвистических находок. Вместе с ними были также один из сотрудников музея Александр Гаврилович Алешо и переводчик Павел Никитович Макинциян, прекрасно владевший армянским и русским языка­ми, а также несколькими европейскими. Это позволило правильно зафиксировать как топонимы, так и названия предметов, которые там находили. В Советской Армении в начале 1920-х годов он за­нимал посты наркома внутренних дел и наркома просвещения. Одним из результатов ванской экс­педиции была находка И.А. Орбели больших клино­писных надписей VIII века до нашей эры.

     В огромных застекленных пространствах выстав­лены экспонаты — свидетельства материальной культуры армян. Среди них костюмы, привезенные А. А. Миллером из села Алура, расположенного к северо-западу от озера Ван, то есть из тех мест, которые не были затронуты европейским влиянием. Лусинэ Гущян особо подчеркнула, что в распоряже­нии музея имеются не отдельные элементы убран­ства, а весь комплекс костюма, свойственного дан­ной эпохе и местности. Рядом с одетым в тради­ционный костюм мужским манекеном — орудия земледельцев: плуг, серпы, наперсток для защиты пальцев во время жатвы. В витринах помещены хачкар — резная каменная стела с изображением креста, самый важный символ христианской армян­ской культуры, и камнерезные инструменты, с по­мощью которых они изготавливались. Тут же вы­ставлены церковная утварь и другие атрибуты хри­стианского культа.

     Ремесло было основным занятием армян. На вы­ставке представлены кузнечные инструменты и из­делия из металла: подковы, замки, рессоры, посуда,чеканка по меди. Обращает на себя внимание не­обычный подсвечник: по его винтовому стержню, укрепленному на основании, можно было передви­гать вверх и вниз подставку для свечей. Интересна и необычная кружка для питья воды: на ее донышке изнутри укреплена полусфера с двумя отверстиями. Во время питья вытекающая из них вода журчала, как бы «пела». В соседней витрине представлено изготовление набойки — ткани с напечатанными на ней вручную узорами. Мы видим набивные доски и готовые ткани с различным рисунком. Традицион­но набойным ремеслом в Армении занимались муж­чины.

     Важным народным ремеслом у армян было и юве­лирное дело. Армянская ювелирная школа — одна из древнейших в мире, ее мастерами испокон ве­ков создаются настоящие шедевры. Самобытное ювелирное искусство Армении славилось благода­ря уникальному сплаву тонкой техники и неуемной фантазии мастеров. Искусство литья, резьбы позо­лоту и серебру, чеканки, украшения цветными кам­нями, их шлифовки и изготовления оправ отрази­лось в удивительных культовых и бытовых украшени­ях. Едва ли не со времени изобретения армянского алфавита в переплеты из золота и серебра оправ­лялись ценнейшие рукописные книги. Работы мно­гих ювелиров связаны с традициями мастеров Муша, Битлиса, Вана. В Ване, например, применялась ори­гинальная техника эмали. Нынешние ювелиры опи­раются на армянскую школу прошлых веков, поэтому их работы так высоко ценят. В каждой армянской семье до сих пор принято дарить детям на совер­шеннолетие украшения из драгоценных камней и ме­таллов — серебряные и позолоченные пояса, пряж­ки, пуговицы, головные украшения, ожерелья, коль­ца, кофейные и чайные сервизы.

42

     В Армении всегда было много видов музыкаль­ных инструментов, история которых насчитывает века и тысячелетия. Один из самых древних, еще со времен государства Урарту — дудук. Среди ар­мянских народных музыкальных инструментов можно выделить группы духовых, струнных и удар­ных, также представленных на экспозиции. Вот девушка играет на лютне, вот, рядом с веселым гюмрийским юношей, кеманча (кеман) и тар — струнные смычковые инструменты. У всех этих ин­струментов разные статусы, наиболее демократич­ны из них — дудук и зурна, а на кемане играл про­славленный ашуг Дживани. Дамы же обычно игра­ли на лютнях.

     В одной из витрин создан типичный интерьер старинного городского жилища, где представлены разнообразные предметы быта: диван, детская люль­ка, ковры, одежда и принадлежности для бани. По­сещение бани у армян было не просто гигиениче­ской процедурой. Это важный элемент националь­ной культуры. Баня воспринималась как клуб, куда ходили в нарядных одеждах. Здесь представлены вышитая серебром женская рубашка из Александрополя, банный халат, маленький сосудик для ру­мян, серебряные щипчики для удаления волос. Все это складывалось в платок, который вслед за госпо­жой нес мальчик-слуга. Женщины приходили в баню утром, а возвращались домой поздним вечером, вдо­воль наговорившись со своими подружками, обсу­див последние городские новости.

4344      В этой же витрине — фигура девушки в изыскан­ном костюме, занятой плетением кружева. Плете­ние кружев и вышивание были наиболее распро­страненными видами рукоделия среди девушек- горожанок, в частности из города Артвин. Как уже говорилось, в фондах Российского этнографическо­го музея хранятся не только отдельные элементы костюмов, но и привезенные или приобретенные полные комплекты одежды. Благодаря этому мож­но увидеть, как сочетались отдельные предметы, как украшался весь костюм, чем различалась одежда девушки и замужней женщины.

    Соседняя витрина знакомит посетителей с про­мыслом, традиционным для региона Арцах (Нагор­ный Карабах), — ковроделием. Ковры в жизни армян имеют особый статус, их первоначально принято было вешать на стены, как некий религиозный сим­вол. В интерьере арцахского дома представлена и разнообразная кухонная утварь, в том числе спе­циальный сосуд для изготовления плова. В центре жилища — фигура хозяйки дома в нарядном костю­ме из дорогих тканей, причем все элементы его украшены серебряными деталями. Рядом с ней лош- карница — большая деревянная чашка, куда по слу­чаю рождения очередного желанного малыша по­мещалась деревянная ложка, как знак признания нового члена семейства.

 

4546      Важно отметить, что каждый раздел этой экспо­зиции сопровождается важным информационным дополнением. Прямо под потолком укреплены огромные панно с видом местностей, где работали исследователи. На стенах зала — стенды с пояс­няющими текстами и мультимедийные экраны, где можно увидеть замечательные фотографии, в том числе сделанные старшим научным сотрудником музея Лусинэ Гущян во время своих этнографиче­ских экспедиций.

     Сама она родом из Еревана, закончила истори­ческий факультет Санкт-Петербургского государ­ственного университета, преподавала историю и ла­тынь, а последние десять лет с удовольствием рабо­тает в Российском этнографическом музее. Она говорит, что Санкт-Петербург для нее очень интере­сен как центр не только востоковедения в целом, но и арменоведения, что он вобрал в себя огром­ное многообразие различных культур, которое пред­ставляет всему миру.

     В настоящее время Лусинэ Гущян готовит новую выставку — «Мир традиционной армянской культу­ры», которая открывается 27 апреля. На ней будут представлены предметы из музейных коллекций Миллера, а также собирателей Флоренского, Тер- Аветисяна и других. Посетители смогут познако­миться с традиционными армянскими ремеслами, ювелирным и оружейным искусством, ковровыми изделиями, музыкальными инструментами и пред­метами повседневного быта армян. Впервые гото­вится карта, на которой будет представлено раз­мещение различных традиционных ювелирных школ на территории Армении.

 

47

48