Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 

Геноцид армян: Ненаказанное преступление. Сурен Манукян

70Летом 1914 года вспыхнула война, равной которой человечество еще не знало. Масштабные боевые действия охватили огромные территории, а участниками этой войны стали практически все страны мира. Великая война унесла жизни более 10 миллионов солдат и около 12 миллионов мирных жителей, похоронила четыре империи — Российскую, Германскую, Австро-Венгерскую и Османскую. Под покровом этой войны произошло и беспрецедентное преступление. Впервые человечество столкнулось с попыткой тотального уничтожения целой нации — армянского населения Османской империи.

     Тревожные свидетельства начала трагедии

    Уже с начала 1915 года дипломаты и иностранные граждане, находившиеся на территории империи, стали посылать тревожные сообщения о немысли­мых зверствах. Так, драгоман русского посольства в Константинополе Б. С. Серафимов, телеграфируя в Министерство иностранных дел, сообщал: «Поло­жение армян в Турции значительно ухудшилось... Все мужское население местечка Дертел выселено. Из 17 сел, находящихся в окрестностях Эрзерума, уцелели только три. Прочие разграблены и уничтоже­ны. По всей стране производятся аресты армян. В самом Константинополе задержаны 14 гнчакистов*, преданных военному суду. Армянская патриар­хия сильно обеспокоена создавшимся положением и опасается резни». В статье, опубликованной в га­зете «Русские ведомости», графиня Александра Тол­стая писала: «Как только началась война, курды стали проявлять по отношению к армянам беспощад­ную жестокость: мужчин убивали, женщин забира­ли... Больная женщина рассказала, как у нее на гла­зах убили мужа, детей... А у ее родственницы пере­резали мужа, отца, братьев... Она умоляла курдов убить и ее, но они ответили, что она еще нужна им, и забрали ее».

     После получения первых сообщений о резне ар­мян, 15 апреля 1915 года министр иностранных дел Российской империи С.Д. Сазонов направляет по­слам в Лондоне и Париже телеграмму следующего содержания: «В Министерстве получены новые све­дения об анархии в Азиатской Турции и резне армян турками и курдами. Благоволите предложить французскому (английскому) правительству опубли­ковать совместно с нами и с Англией (Францией) обращение к Порте, в котором личная ответствен­ность за избиение армян возлагалась бы на всех членов турецкого Совета министров, а также всех гражданских и военных должностных лиц, прикос­новенных к этим событиям»...

     71Лояльная нация, обвиненная в неблагонадежности

     Армянские земли были завоеваны турками еще в XVI веке, и к началу XX большинство из 2,5 мил­лиона армян жило в шести провинциях на востоке Османской империи. С середины XIX века начались стремительная экономическая модернизация и куль­турное развитие постоянно притесняемой и абсолют­но бесправной в политическом отношении армянской общины империи. Даже массовые убийства 1894- 1896 годов, организованные кровавым султаном Аб­дул Хамидом II и унесшие жизнь 200 тысяч армян, не остановили этого поступательного развития.

    72 Армяне с энтузиазмом восприняли переворот 1908 года, приведший к власти младотурецкую пар­тию, и восстановление Конституции. Казалось, соз­дается возможность стать полноправными гражда­нами империи, однако новый порядок не оправдал ожиданий армян и других входивших в нее народов. Придя к власти, младотурки постепенно отошли от провозглашенной политики демократии и либера­лизма. Был установлен деспотический режим, при­нята политика отуречивания всех народов империи, провозглашена идеология пантюркизма. Кроме того, успехи армян в экономической и культурной сферах стали причиной зависти и неудовольствия мусульман­ского большинства. Армянское население, которое долгие годы считалось лояльной нацией («миллет-и-садык»), было объявлено причиной всех бед клоня­щейся к упадку империи и обвинено в предательстве.

      Война и заранее спланированное уничтожение

     Османская Турция вступила в войну на стороне Германии, которая обязалась обеспечить расши­рение ее восточных границ, что непосредственно связало бы ее с тюркоязычными и другими мусуль­манскими народами Кавказа. В ноябре 1914 года султан Мехмед V объявил священную войну — джи­хад — против России, Великобритании и Франции. Младотурецкой партией было принято особое воз­звание к российским мусульманам с призывом при­мкнуть к джихаду. В этом Турция получила поддерж­ку Германии, которая стремилась поднять против Великобритании и Франции мусульманское населе­ние их колоний. Объявление джихада имело только одно практическое последствие: усиливая ненависть и враждебное настроение против сограждан- христиан — армян, греков, айсоров, турецкие власти облегчали реализацию программы истребления армян.

     Зимой 1914/15 годов османские войска, руко­водимые военным министром Энвером, из-за оши­бочной тактики ведения военных действий в усло­виях суровой зимы потерпели сокрушительное пора­жение от русских войск и были вынуждены отступить. Третья османская армия в ходе Сарыкамышской операции потеряла около 70 тысяч солдат и офице­ров. Несмотря на храбрость, проявленную на фрон­тах, армяне были названы главной причиной по­ражения. Дьявольский механизм истребления ар­мянского населения был запущен.

     Солдат-армян, служивших в разных частях турец­кой армии, изолировали от сослуживцев и разору­жали, после чего их включали в так называемые «рабочие батальоны». Группы разоруженных армян­ских солдат под конвоем отправляли на каторжные работы: прокладку дорог, транспортировку тяжелых грузов и боеприпасов и другие. После того, как не­обходимость в их труде отпадала, армянских солдат или расстреливали на месте, или обрекали на голод­ную смерть. Османское правительство целенаправ­ленно истребляло боеспособные силы армянского населения, получая таким образом возможность бес­препятственно, без серьезного сопротивления реа­лизовать программу по депортации и уничтожению всего армянского населения Османской империи.

     Второй этап начался в ночь с 23 на 24 апреля (11 апреля по старому стилю) 1915 года. В Констан­тинополе по заранее составленному списку были арестованы 235 известных армянских деятелей. В ско­ром времени число арестованных достигло 800 че­ловек. Это были депутаты Османского парламента, банкиры, врачи, юристы, редакторы газет, писатели и музыканты. Местом их ссылки были выбраны на­ходящиеся в глубине Малой Азии поселения Аяш, Чангри и Чорум. Не прошло и трех месяцев, как все они, за редким исключением, были убиты.

     Третьим, решающим, этапом уничтожения армян­ского населения Османской империи являлась де­портация. Говоря о депортации армян, посол США в Турции Генри Моргентау отмечал: «Истинной целью депортации было ограбление и уничтожение; это дей­ствительно является новым методом резни. Когда ту­рецкие власти отдавали приказ об этих высылках, они фактически выносили смертный приговор целой нации, они это прекрасно понимали и в разговорах со мною не делали особых попыток скрыть этот факт». Характерно также, что германский консул в Эрзеруме Шойбнер-Рихтер 2 июня 1915 года телеграфиро­вал в посольство о том, что депортация армян «рав­носильна массовому уничтожению».

     В самом начале пути взрослых мужчин отделяли от колонны и убивали. В колоннах «маршей смерти» оставались только женщины, дети и старики. Во мно­гих местах вооруженные курдские отряды и мусуль­манское население, заранее зная о прибытии кара­вана, нападали на беззащитных армян и истребляли их. Как правило, сопровождающие колонну поли­цейские и солдаты не препятствовали разбойничьим нападениям, а наоборот, с воодушевлением присо­единялись к ним. Выживших гнали на юг, заставляя идти под палящим солнцем, через горы и степи. Ко­лонны изгнанников постепенно редели. Много детей, девушек и женщин были похищены и угнаны в ту­рецкие и курдские деревни. Вот всего несколько цифр, показывающих, что означала «депортация»: из 18 тысяч высланных эрзерумских армян до­брались до места назначения лишь 150 человек; из 19 тысяч депортированных армян Харберда, Акна, Токата и Севастии в живых осталось всего 350. Преодолевшие лишения и муки депортации армяне были распределены в концентрационные лагеря Баб, Ракка, Дейр эз-Зор, Рас эль-Айн, созданные в пустынях Сирии и Месопотамии. Эти последние их пристанища предназначались для окончательного уничтожения малочисленных групп армян, пережив­ших ужасы ссылки.

     Преступление против человечества и цивилизации

     Именно эти события и породили заявление, ко­торое и поныне является одним из важнейших до­кументов в международном праве. 24 мая 1915 года Великобритания, Франция и Россия выступили с со­вместной Декларацией, осуждающей резню и де­портацию армянского населения Османской импе­рии: «В течение всего последнего месяца в Арме­нии происходит резня армян курдами и турками при явном попустительстве, а иногда и при прямом со­действии оттоманских властей. В половине апреля н. ст. резня армян имела место в Эрзеруме, Дерга- не, Эгине, Битлисе, Муше, Сасуне, Зейтуне и во всей Киликии; поголовно вырезаны жители сотен дере­вень в окрестностях Вана; в самом Ване армянский квартал осаждался курдами. В то же время констан­тинопольское турецкое правительство подвергает арестам и небывалым притеснениям мирное армян­ское население. Ввиду этих новых преступлений, со­вершаемых Турцией против человечества и цивили­зации, союзные правительства России, Франции и Англии сим публично объявляют Порте, что они возлагают личную ответственность за эти преступле­ния на всех членов турецкого правительства, а так­же на тех его местных представителей, которые ока­жутся причастными к подобной резне».

     В Декларации впервые в международной поли­тической и дипломатической практике было при­менено понятие «преступление против человечества и цивилизации». Эта Декларация стала исключитель­ным явлением сточки зрения международных отно­шений и международного права. Она также послу­жила прецедентом для Нюрнбергского трибунала в деле наказания нацистских преступников после Второй мировой войны.

     Еще одним важным последствием Декларации было заявление трех союзных держав о том, что от­ветственность за эти преступления против армян ле­жит на турецком правительстве. Именно на основе этой Декларации после окончания Первой мировой войны были осуществлены арест и привлечение к ответственности младотурецких преступников.

   73  Неосуществленное наказание

     После поражения Османской империи в Первой мировой войне, чтобы избежать ответственности за совершенные преступления, младотурецкие ли­деры при помощи немецких военных бежали из стра­ны. Новое турецкое правительство решает посред­ством военных трибуналов осудить виновников вовлечения Османской империи в войну и органи­заторов массовой резни армян. В конце 1919 года были созданы чрезвычайные военные трибуналы.

     В судебных процессах над младотурками было доказано, что истребление и депортация армян не являлись военными или дисциплинарными ме­роприятиями и не имели локального и ограничен­ного характера, как пытались представить обвиня­емые, а были спланированными и разработанными действиями, осуществленными по приказу и по ини­циативе турецкого правительства.

     5 июля 1919 года, по окончании судебного про­цесса над лидерами младотурок и членами прави­тельства был зачитан приговор. Министр внутрен­них дел Талаат, военный министр Энвер, военно- морской министр Джемаль и генеральный секретарь и один из идеологов младотурецкой партии Назим были заочно приговорены к смерти, а другие члены правительства — к лишению свободы на различные сроки. Летом 1919 года состоялись судебные про­цессы над окружными ответственными секретарями партии «Единение и прогресс» и другими высокопоставленными лицами. В результате 36 обвиняемых были приговорены к лишению свободы на различ­ные сроки.

     Константинополь всячески старался преумень­шить число преступников, организовавших и осуще­ствивших геноцид армян. Новое правительство, при­шедшее к власти под руководством Мустафы Кемаля, приостановило судебный процесс и помиловало всех осужденных. Оригиналы документов, относив­шихся к судебным процессам, исчезли.

     Британские военные, находящиеся в Константи­нополе, вначале выслали 77 турецких чиновников на Мальту, но потом, придя к соглашению с кемалистами, освободили их и вернули в Турцию в обмен на британских военнопленных.

     Приговоры турецкого суда будут приведены в ис­полнение армянскими мстителями в рамках опера­ции «Немезис». 15 марта 1921 года Согомон Тейли- рян в Берлине застрелил Талаата. Германский суд оправдывает армянского мстителя, освобождая его в зале суда. Затем в Риме, Тифлисе и даже в Сред­ней Азии один за другим возмездие настигает глав­ных виновников геноцида армян.

    Находящаяся под впечатлением от невиданных жестокостей Парижская конференция всячески под­черкивала неотвратимость наказания Турции и вос­становление справедливости по отношению к армя­нам. Однако мирный договор, подписанный 10 ав­густа 1920 года в парижском пригороде Севре, по которому к Армении переходила территория око­ло 100 тысяч квадратных километров с выходом к Черному морю, так и остался неосуществленным. Изменение геополитической ситуации заставило ве­ликие державы забыть о маленьком союзнике, за­платившем за общую победу дороже других.

     Армянская республика пала под ударами боль­шевиков России и кемалистов Турции, а колыбель армянского народа — Западная Армения — была полностью очищена от армян.

  74   Рафаэль Лемкин и понятие геноцида

     Создателем термина «геноцид» стал Рафаэль Лем­кин (1900-1959), американский юрист, польский еврей по происхождению. Еще в 1921 году, будучи студентом Львовского университета, он с большим интересом следил за судебным процессом по делу другого студента — Согомона Тейлиряна, застрелив­шего одного из главных организаторов геноцида ар­мян, министра внутренних дел Османской империи Талаата-пашу. Позже в автобиографии Лемкин вы­разил свое разочарование и беспокойство по поводу того, что после Первой мировой войны организато­ры массового уничтожения армян не были осужде­ны. «Я был поражен. Целая нация была истреблена, а виновники остались на свободе. Почему челове­ка привлекают к уголовной ответственности за убий­ство одного человека? Почему убийство миллиона людей считается меньшим преступлением, чем убий­ство одного человека?.. В это время моя тревога об убийстве невинных людей стала более осмыслен­ной. Я не знал всех ответов, но чувствовал, что мир должен принять какой-то закон против таких пре­ступлений».

      Позже он столкнется еще с одним преступлени­ем подобного масштаба — нацизмом. Эмигрировав в 1941 году в США, Лемкин написал там книгу «Прав­ление государств «Оси» в оккупированной Европе», где впервые использовал понятие «геноцид», тесно связывая истребление евреев и истребление армян: «Можно смело провести параллели между истребле­ниями евреев, осуществленными нацистами, и ис­треблениями армян, осуществленными турками. Положение армян в Османской империи было очень похожим на положение евреев в Германии». Не безынтересно, что свои параллели проводил и Адольф Гитлер, который 24 августа 1939 года, на­кануне нападения на Польшу, выступая с речью пе­ред офицерским корпусом, заявил: «...Меня не ин­тересует, что скажет обо мне бессильная западная цивилизация. Приказываю вам, не делая различия между мужчинами, женщинами и детьми, безжалост­но убивать всех тех, кто говорит на польском язы­ке. В конце концов, кто сегодня помнит об истреб­лении армян?».

     Эти слова — напоминание о том, что непризна­ние, неосуждение и ненаказание каждого геноцида может стать почвой для новых и новых преступле­ний против человечества.

     Термин Лемкина «геноцид» получил международ­ный правовой статус после принятия в декабре 1948 года Конвенции о предупреждении преступле­ния геноцида и наказании за него. Однако Конвен­ция так и не смогла предотвратить другие геноциды XX и XXI столетий (в Руанде, Камбодже, на террито­рии бывшей Югославии, в Дарфуре и др.), а также не стала механизмом, осуществляющим наказание за совершенное преступление и восстанавливаю­щим справедливость.

     Геноцид армян все еще ждет соответствующей политической и правовой оценки на международ­ном уровне.

 

*Гнчакисты — члены социал- демократической партии Гнчак («Колокол»).