Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 

Он портретной! Наталья Попова

ТЕКСТ: НАТАЛЬЯ ПОПОВА, искусствовед

С Анатолием Черных мы знакомы со времени учебы в Академии художеств. Более двадцати лет назад его дипломная работа — серия офортов «Певец и время», посвященная известному поэту, актеру и автору-исполнителю песен Владимиру Высоцкому, получила высокую оценку экзаменационной комиссии в лице Ю. М. Непринцева, В. А. Ветрогонского, Д. С. Бисти. Название этой серии стало своеобразным лейтмотивом творчества художника.
Именно в портретном жанре выполнены лучшие, на мой взгляд, произведения Анатолия Черных. Он ставит задачи не только создания образов, отличающихся внешним сходством и психологической глубиной. Его сверхзадача — образы ярчайших представителей эпохи, носителей вечных вневременных ценностей.
Некой вехой в выработке собственной манеры является так называемый ретроспективный портрет Фон Дервиза, выполненный для Дворца бракосочетания № 1 Санкт-Петербурга в 1995 году. Умело владея, как график, мощью и силой тональных отношений, он прибегает здесь к чисто живописным средствам. Анатолий обращается к стилизации в духе парадных портретов XIX века, использует характерные приемы академической живописи, современной для портретируемого.
В галерее портретов видных исторических фигур, деятелей отечественной науки и культуры, созданной в последующие годы, художник отшлифовывает свое мастерство и предстает перед нами блестящим колористом, освоившим техники письма различных исторических эпох.
Достойным продолжением традиций петербургской школы живописи можно назвать портрет Даниила Гранина. Почетный гражданин Санкт-Петербурга, выдающийся писатель и гуманист, автор романов «Иду на грозу», «Зубр», «Блокадной книги» Даниил Александрович Гранин — настоящий русский интеллигент, известный своей четкой гражданской позицией. Создание образа человека столь высокого духовного уровня, нашего современника — необычайно ответственная задача. Для ее решения А. Черных использует все многообразие художественных средств.
Д. Гранин сидит в кресле. Он мудр и спокоен. Печать легкой грусти на лице. Руки сложены крест-накрест на книге. Он словно древнерусский старец, опирающийся на посох. Невольно всплывает образ пустынника с портрета М. Нестерова. Лицо и руки высветлены и тщательно прописаны в контрасте с затемненным фоном картины, что подчеркивает глубину образа, в лучших традициях психологического портрета (чувствуется внимательное изучение художником творчества Рембрандта). Будто тень недавно минувшего XX века, уже ставшего историей, легла на полотно. Обобщенными мазками — полки с книгами, стол. Более отчетливо, светотеневыми моделировками справа изображен в профиль бюст Вольтера. Лицо к лицу, голова к голове. Но Вольтер — несколько выше, как символ стремящихся ввысь нравственно-философских и просветительских идей.
Портрет очень красив по колориту. Изысканно сгармонизированная гамма горячих, охристых оттенков в изображении бюста удачно сочетается с глубокими черными тонами фона, мастерски проработанного лессировками. Отдельные удары кисти различной интенсивности — словно огненные отблески на лице и руках героя, напоминающие о недавних революционных пожарах. Все это придает облику высокую художественно-историческую выразительность.
Своеобразным признанием ценности этого портрета стала его кража 31 мая 2013 года из Театра комедии имени Н. П. Акимова, где он был выставлен наряду с портретами Ю. Темирканова, В. Гергиева, Р. Нуреева. Примечательно высказывание об этом факте председателя Союза художников Санкт-Петербурга Альберта Чаркина: «Ты у нас талант, воруют только у талантов, а бездари никому не нужны. Иди домой и радуйся!».
Радоваться жизни во всей ее полноте Анатолий умеет. Достаточно взглянуть на циклы его женских портретов. Они прекрасны. Особенно портреты, отличающиеся сложной, скрупулезно сочиненной композицией (портреты в круге — актрисы Михайловского театра Елены Левитской, Инны Кузнецовой «Взгляд из Италии» и «Татьянин день»). Еще одна характерная черта этих работ — быстрое письмо свободными длинными динамичными мазками (будто на одном дыхании), подчеркнуто выразительная пластика жестов. Его героини — актрисы и танцовщицы (Ксения Громова, Алиса Александрова). Мощным источником вдохновения в последние несколько лет для Анатолия является Испания. Женщины на его полотнах — это махи, но выполненные в его импрессионистической манере.
Что скрывает «Тайный умысел» в портрете Эллины Василики? Барышня с крупными характерными чертами лица улыбается за спиной своего кавалера. Усомниться в искренности улыбки заставляет мрачно жмурящаяся черная кошка, сидящая у ее ног, — муза художника Чернышка. Везде страсть, еле сдерживаемая, готовая в любой момент выплеснуться — парные женские портреты «Кармен» (Анастасия Ниссельбаум) и «Будущая танцовщица фламенко». Тройной женский портрет, «Испанская сирень» — это настоящее пиршество красок, гимн женской красоте, раскрывающейся в течение времени, как букет ароматов в хорошем выдержанном испанском вине.
Портрет — его любимый жанр. В Императорской Академии художеств об учащихся, определенных в этот сложнейший класс, с почтением говорили: «Он портретной!».