Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 2 (63) 2021


«Новая Европа»

 

Точка зрения
Между Петербургом и Вьетнамом установили «беспрецедентный уровень взаимного доверия»

Отношения между двумя странами в последние годы вышли на новый уровень, и важнейшую роль в сотрудничестве стран будет играть наш город В государстве, которое много лет было союзником Советского Союза и продолжает носить официальное название СРВ (Социалистическая республика Вьетнам), на днях прошел XIII съезд Коммунистической партии Вьетнама (КПВ). На нем было принято несколько важнейших решений, которые, как считает заместитель главы Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Вячеслав Калганов, окажут влияние на развитие сотрудничества Северной столицы России с одной из крупнейших стран Азии.

Он портретной! Наталья Попова

ТЕКСТ: НАТАЛЬЯ ПОПОВА, искусствовед

С Анатолием Черных мы знакомы со времени учебы в Академии художеств. Более двадцати лет назад его дипломная работа — серия офортов «Певец и время», посвященная известному поэту, актеру и автору-исполнителю песен Владимиру Высоцкому, получила высокую оценку экзаменационной комиссии в лице Ю. М. Непринцева, В. А. Ветрогонского, Д. С. Бисти. Название этой серии стало своеобразным лейтмотивом творчества художника.
Именно в портретном жанре выполнены лучшие, на мой взгляд, произведения Анатолия Черных. Он ставит задачи не только создания образов, отличающихся внешним сходством и психологической глубиной. Его сверхзадача — образы ярчайших представителей эпохи, носителей вечных вневременных ценностей.
Некой вехой в выработке собственной манеры является так называемый ретроспективный портрет Фон Дервиза, выполненный для Дворца бракосочетания № 1 Санкт-Петербурга в 1995 году. Умело владея, как график, мощью и силой тональных отношений, он прибегает здесь к чисто живописным средствам. Анатолий обращается к стилизации в духе парадных портретов XIX века, использует характерные приемы академической живописи, современной для портретируемого.
В галерее портретов видных исторических фигур, деятелей отечественной науки и культуры, созданной в последующие годы, художник отшлифовывает свое мастерство и предстает перед нами блестящим колористом, освоившим техники письма различных исторических эпох.
Достойным продолжением традиций петербургской школы живописи можно назвать портрет Даниила Гранина. Почетный гражданин Санкт-Петербурга, выдающийся писатель и гуманист, автор романов «Иду на грозу», «Зубр», «Блокадной книги» Даниил Александрович Гранин — настоящий русский интеллигент, известный своей четкой гражданской позицией. Создание образа человека столь высокого духовного уровня, нашего современника — необычайно ответственная задача. Для ее решения А. Черных использует все многообразие художественных средств.
Д. Гранин сидит в кресле. Он мудр и спокоен. Печать легкой грусти на лице. Руки сложены крест-накрест на книге. Он словно древнерусский старец, опирающийся на посох. Невольно всплывает образ пустынника с портрета М. Нестерова. Лицо и руки высветлены и тщательно прописаны в контрасте с затемненным фоном картины, что подчеркивает глубину образа, в лучших традициях психологического портрета (чувствуется внимательное изучение художником творчества Рембрандта). Будто тень недавно минувшего XX века, уже ставшего историей, легла на полотно. Обобщенными мазками — полки с книгами, стол. Более отчетливо, светотеневыми моделировками справа изображен в профиль бюст Вольтера. Лицо к лицу, голова к голове. Но Вольтер — несколько выше, как символ стремящихся ввысь нравственно-философских и просветительских идей.
Портрет очень красив по колориту. Изысканно сгармонизированная гамма горячих, охристых оттенков в изображении бюста удачно сочетается с глубокими черными тонами фона, мастерски проработанного лессировками. Отдельные удары кисти различной интенсивности — словно огненные отблески на лице и руках героя, напоминающие о недавних революционных пожарах. Все это придает облику высокую художественно-историческую выразительность.
Своеобразным признанием ценности этого портрета стала его кража 31 мая 2013 года из Театра комедии имени Н. П. Акимова, где он был выставлен наряду с портретами Ю. Темирканова, В. Гергиева, Р. Нуреева. Примечательно высказывание об этом факте председателя Союза художников Санкт-Петербурга Альберта Чаркина: «Ты у нас талант, воруют только у талантов, а бездари никому не нужны. Иди домой и радуйся!».
Радоваться жизни во всей ее полноте Анатолий умеет. Достаточно взглянуть на циклы его женских портретов. Они прекрасны. Особенно портреты, отличающиеся сложной, скрупулезно сочиненной композицией (портреты в круге — актрисы Михайловского театра Елены Левитской, Инны Кузнецовой «Взгляд из Италии» и «Татьянин день»). Еще одна характерная черта этих работ — быстрое письмо свободными длинными динамичными мазками (будто на одном дыхании), подчеркнуто выразительная пластика жестов. Его героини — актрисы и танцовщицы (Ксения Громова, Алиса Александрова). Мощным источником вдохновения в последние несколько лет для Анатолия является Испания. Женщины на его полотнах — это махи, но выполненные в его импрессионистической манере.
Что скрывает «Тайный умысел» в портрете Эллины Василики? Барышня с крупными характерными чертами лица улыбается за спиной своего кавалера. Усомниться в искренности улыбки заставляет мрачно жмурящаяся черная кошка, сидящая у ее ног, — муза художника Чернышка. Везде страсть, еле сдерживаемая, готовая в любой момент выплеснуться — парные женские портреты «Кармен» (Анастасия Ниссельбаум) и «Будущая танцовщица фламенко». Тройной женский портрет, «Испанская сирень» — это настоящее пиршество красок, гимн женской красоте, раскрывающейся в течение времени, как букет ароматов в хорошем выдержанном испанском вине.
Портрет — его любимый жанр. В Императорской Академии художеств об учащихся, определенных в этот сложнейший класс, с почтением говорили: «Он портретной!».