Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 4 (62) 2020


«Россия - Новая Восточная Европа»

 

Точка зрения
Конфликт в Нагорном Карабахе: история и причины

Армения и Азербайджан ввели военное положение и объявили мобилизацию после обострения ситуации в Нагорном Карабахе. Стороны обвиняют друг друга в нарушении перемирия, провокациях и рапортуют об уничтожении техники и военнослужащих соперников. О том, с чего начался конфликт и почему вокруг Нагорного Карабаха не утихают многолетние споры, рассказывает НТВ.

Северная мечта. Олег Давтян

ТЕКСТ: ОЛЕГ ДАВТЯН
Фото автора
и www.norden.org


С 29 по 31 октября 2013 года в столице Норвегии Осло проходила 65-я сессия Северного совета с участием премьер-министров, а также министров иностранных дел и по делам сотрудничества Северных стран — Норвегии, Финляндии, Дании, Швеции, Исландии и автономных территорий Аландские острова (Финляндия), Гренландия и Фарерские острова (Дания). Своими впечатлениями делится присутствовавший на заседаниях сессии главный редактор журнала «Консул», аккредитованный на это крупное международное мероприятие по рекомендации Информационного бюро Совета министров Северных стран в Санкт-Петербурге.

Флаги Северных стран

Авторитетный форум межпарламентского сотрудничества

Северный совет был образован в 1952 году, вскоре после начала «холодной войны», как орган межпарламентского сотрудничества стран Северной Европы. Сегодня он играет весьма существенную роль в их взаимодействии в таких важных областях, как укрепление демократии, охрана окружающей среды, обеспечение устойчивого развития, рационального использования природных ресурсов, совершенствование системы образования и сохранение национальной культуры. Решения Северного совета, хотя и формулируются лишь как рекомендации, предложения или заявления, с готовностью принимаются правительствами Северных стран и Советом министров Северных стран (СМСС) — межправительственным органом по координации северного сотрудничества.

В зале заседаний

Северный совет состоит из 87 членов, избираемых национальными парламентами. Парламенты Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции представлены делегациями из 20 депутатов каждая, Исландии — из 7 депутатов. Представители Гренландии, Фарерских и Аландских островов (по два депутата) — автономных территорий, обладающих определенной самостоятельностью, — входят в соответствующие национальные делегации и избираются органами местного самоуправления.
В 1996 году на сессии Совета в Рейкьявике было объявлено о новом направлении его деятельности — поддержание отношений с «сопредельными территориями Северной Европы», включающими Латвию, Литву, Эстонию, а также северо-западные регионы России (Республику Карелию, Архангельскую, Калининградскую, Мурманскую и Ленинградскую области и Санкт-Петербург).
Важную роль в координации программной деятельности Северного совета играют информационные бюро Совета министров Северных стран. В начале 1990-х годов они открылись в Вильнюсе, Риге и Таллине, в 1995 году появилось Информационное бюро СМСС в Санкт-Петербурге, под управлением которого находятся контактные центры в Архангельске, Мурманске и Петрозаводске, а в 2006 году Информационное бюро было учреждено в Калининграде.

Сессии Северного совета проводятся один раз в год. Председательство осуществляют поочередно представители парламентов входящих в него стран. В этом году председателем Совета была Норвегия, и его 65-я сессия проходила в Осло, в здании парламента страны — стортинга.

Северная семья

Открывая сессию, президент парламента Норвегии Олемик Томмессен назвал собравшихся в зале «северной семьей» и, обращаясь к «братьям и сестрам», предложил обсудить состояние дел по-семейному.
Главное, считает он, правильно отреагировать на общие для всех вызовы современного мира, обозначенные в программной речи премьер-министра Норвегии год назад, когда страна принимала эстафету председательства в Северном совете от соседней Швеции. В их числе — усиление международной конкуренции, проблемы защиты окружающей среды, старение населения, сокращение числа работающих, обеспечивающих пенсионные взносы, высокий уровень налогов и значительный процент безработицы среди молодежи. И сегодня в большой степени эффективно справляться с этим позволяет надежная и устойчивая «северная модель».
Эту мысль продолжила Марит Нибакк (Норвегия), исполнявшая в течение года обязанности президента Северного совета. По ее словам, страны Северной Европы «установили понятные всем правила игры, благодаря чему 25 миллионов ее граждан имеют экономику, более эффективную, чем российская». Кстати говоря, это было единственное упоминание о России в речах выступающих. Помнится, как в августе прошлого года я спросил у тогдашнего президента Северного совета Киммо Саси, почему эта организация в отличие от ПАСЕ никогда не выдвигает политических претензий к России. Он ответил так: «Мы относимся к России по-доброму. Свою роль Северный совет видит не в осуждении ее политики, а в том, чтобы своими идеями и наработками помогать России, передавать ее гражданам свой богатый опыт развития демократии».
Первыми на сессии выступали премьер-министры Северных стран и автономных территорий. Представляя свой взгляд на будущее сотрудничества, они выражали уверенность в том, что «северная модель» — это лучшее, что могли придумать правительства государств за все время их существования. Премьер-министр Швеции Фредрик Райнфельдт, например, назвал северян «самыми счастливыми людьми», а премьер-министр Дании Хелле Торнинг-Шмитт сказала, что «нигде в мире не видела ничего лучшего, чем на севере Европы».
Экономический рост и развитие Северных стран находятся в тесной взаимосвязи с моделью общественного благополучия, включающей в себя хорошие школы, эффективное здравоохранение, качественные социальные услуги, причем базовый принцип всего этого — гарантии государства.
Не успокаиваться на достигнутом и делать все для того, чтобы граждане Северных стран реально чувствовали заботу своих правительств, призывала в своем выступлении премьер-министр Дании. Она поддержала пожелание своего шведского коллеги сделать границы между государствами Северной Европы «прозрачными», то есть номинальными, что дало бы возможность их гражданам получать образование и достойную работу в любой из Северных стран. Кроме того, Хелле Торнинг-Шмитт предложила стимулировать поездки на север Европы туристов из России и Китая, чтобы они могли знакомиться с их «опытом развития свободы, демократии и гендерного равенства». Затрагивая вопрос международного сотрудничества, глава правительства Дании указала на необходимость активизации экономических связей со всем миром и поиска новых рынков сбыта, а также сотрудничества в решении экологических и демографических проблем. Самим Северным странам, по мнению премьер-министра Норвегии Эрны Сольберг, следует еще более совершенствовать методику добычи нефти, внедрять в производство новейшие технологии, щедро инвестировать в науку и образование.

«Северная модель» не идеальна

Все выступавшие на сессии главы правительств признавали, что «северная модель» их сообщества еще не достигла идеала, и для того, чтобы это произошло, нужны эффективные меры, поддерживаемые всеми государствами.
«Все страны мира смотрят на нас и хотят копировать нашу модель», — сказал премьер-министр автономной территории Фарерские острова Кай-Лео Йоханнесен, указав в то же время на ряд существующих в Северных странах проблем, общих для Евросоюза. И самая острая из них — безработица среди молодежи, решать которую он предлагает в том числе и путем подготовки специалистов, наиболее востребованных в различных отраслях, а также за счет увеличения свободы передвижения людей, товаров и услуг.
Премьер-министр Исландии Сигмундур Давид Гуннлаугссон, продолжая эту тему, напомнил о недавнем финансовом кризисе, особенно остро отразившемся на экономике некоторых стран, и не только западноевропейских. В Исландии, например, безработица среди молодежи достигла уже 25 процентов, а из-за межгосударственных барьеров шансы трудоустроиться в соседних странах у безработных очень малы. Решить эту проблему, считает он, можно только путем развития инноваций, науки и образования, а также вовлечения молодежи, «выросшей в условиях социального благополучия», в общественную жизнь.
С тревогой о проблемах молодежи говорила и глава правительства Аландских островов Камилла Гунелл. «Надо, — сказала она, — чтобы настроения отчаянья и безысходности среди молодых людей были преодолены, следует заставить их поверить в перспективу лучшей жизни». На необходимость скорейшей ликвидации безработицы среди молодежи обратил внимание и премьер-министр Швеции Фредрик Райнфельдт. Обозначенная выступавшими проблема существует во всех Северных странах, даже в самой благополучной из них — Норвегии, хотя там она касается в основном мигрантов, не имеющих соответствующего образования. И премьер-министр Норвегии Эрна Сольберг в своем докладе обратила внимание на то, что безработная молодежь погружается в апатию или же попадает под влияние экстремистских организаций, например, вербующих наемников в Сирию.
Много внимания уделялось проблеме ликвидации социального неравенства. В итоге премьер-министр Гренландии Алека Хаммонд призвала всех активнее работать над преодолением социальных различий, чтобы так называемая «американская мечта» могла полностью реализоваться в Северных странах.

Защита окружающей среды и борьба за мир

Особое внимание докладчики уделили поиску баланса между сохранением природы и поступательным экономическим развитием. В центре внимания, естественно, оказались проблемы Арктики, добыча урана в Гренландии, разработка нефтяных месторождений Норвегией. Эта тема прозвучала и в яркой речи Алеки Хаммонд, произнесшей ее на языке гренландских эскимосов. Она воспользовалась трибуной и для того, чтобы подчеркнуть, как «народ арктической Гренландии уверен в себе и гордится своей историей», искренне надеясь, что «когда-нибудь… Гренландия станет самостоятельным государством».
Все выступающие высказались в пользу совместных действий в вопросах защиты окружающей среды. Так, например, Марит Нибакк, рекомендуя проявлять большую активность, предложила разработать совместный план действий. По ее словам, здесь полезно было бы взаимодействовать со странами Балтии. Премьер Гренландии Алека Хаммонд указала на недостаточность мониторинга воздушного пространства и морских территорий там, где может наноситься вред окружающей среде. В этой связи она высказалась в пользу создания так называемой «совместной мобильной экологической группы», которая могла бы предметно заняться охраной природных ресурсов Арктики, контролировать процесс безопасности добычи и экспорта урана.
Прозвучали на сессии и забытые призывы к борьбе за мир. В частности, датский парламентарий Кристиан Юль задал одному из докладчиков вопрос о причинах задержки с открытием Института мира. Его поддержал депутат из Исландии Стейнгримур Сигфуссон, который хотел бы видеть Север безъядерной зоной. Премьер-министр Финляндии Юрки Катайнен призвал коллег обратить внимание на содержание сотрудничества, на необходимость совместно развивать приоритетные направления. В качестве примера он назвал успешное сотрудничество в области обороны, когда взаимодействуют страны, как состоящие в НАТО, так и находящиеся вне блоков.
Не осталась без внимания и ситуация на Ближнем Востоке. По мнению выступающих, гуманитарная катастрофа в Сирии создает для Северных стран новые проблемы, в частности, касающиеся жизнеустройства большого потока беженцев. Парламентарии предлагали «протянуть руку помощи Сирии», в том числе высказывали пожелание направить туда миротворческий контингент, «если такое решение одобрит Совет безопасности ООН». Высказывались мнения и относительно израильско-палестинского конфликта, который, по мнению парламентариев, не может быть разрешен в условиях продолжающегося строительства израильских поселений на оккупированных территориях.

Евросоюз, Россия и Белоруссия

Из выступлений министров иностранных дел и парламентариев, затрагивавших вопросы сотрудничества Северных стран с Европейским союзом в области безопасности и обороны, следует, что их позиции здесь во многом совпадают. Прежде всего ЕС видится как эффективный инструмент решения проблем «мягкой» безопасности. Но по различным причинам некоторые Северные страны довольно сдержанно относятся к развитию оборонного сотрудничества в рамках Евросоюза. Так, например, члены НАТО Норвегия и Дания опасаются, что это может нанести ущерб «атлантической солидарности» и подорвать роль НАТО в Европе. Нейтральная позиция Швеции и Финляндии обусловлена их политикой неприсоединения.
Вместе с тем Северные страны придают большое значение развитию миротворческой роли стран-членов Европейского союза. Об этом, в частности, говорил министр по делам ЕС и внешней торговли Финляндии Александр Стубб, обращая внимание на то, что в настоящее время «северное сотрудничество в рамках ЕС переживает ренессанс», однако «интересы Северного совета и ЕС не всегда совпадают». Министр призывал, не забывая о национальных приоритетах, в то же время работать над тем, чтобы жители Северных стран могли беспрепятственно пользоваться всеми преимуществами единого общеевропейского пространства.

Министры по делам сотрудничества весьма положительно оценили развитие отношений с Севером России и ее Северо-Западным регионом. Особо была отмечена положительная роль софинансирования совместных проектов. Докладчики еще раз подтвердили основные приоритеты направления работы Северного совета — развитие гражданского общества и демократических институтов в России. В частности, была подчеркнута особая роль СМСС в этой деятельности. Обращалось внимание и на полезность молодежных обменов. Все, что исходит от Северных стран, сказала шведский парламентарий Карин Астрём — «лишь предложения, а не навязывание нашего опыта».
В связи с Белоруссией говорили в основном о развитии демократии. Так, представительница Аландских островов Вероника Торнросс заявила о том, что его надо всячески поощрять, а также продолжить донорскую поддержку «белорусских проектов» со стороны США и Литвы. Особая роль, по ее словам, отводится белорусскому Европейскому гуманитарному университету, работающему в настоящее время в Вильнюсе, где обучаются студенты из Белоруссии. Для развития демократии в этой стране лучшим способом она назвала обучение белорусской молодежи за границей. Ее поддержал финский парламентарий Киммо Саси, предложив принять действенные меры к тому, чтобы не вся белорусская молодежь росла в условиях диктатуры. Было предложено изыскать дополнительные средства для этой деятельности, а также на укрепление контактов с белорусскими правозащитниками.

Здание парламента

Эстафета председательства перешла к Исландии

29 октября на сессии Северного совета в Осло в присутствии премьер-министров стран Северной Европы была представлена развернутая программа председательства Исландии в 2014 году. Исландское правительство намерено сосредоточиться, в частности, на биологических ресурсах северного региона, которые могут быть использованы гораздо лучше, чем сегодня. «Наши природные ресурсы не являются неисчерпаемыми, и поэтому мы обязаны обеспечить их устойчивое использование. Если мы хотим обеспечить «зеленый» (экологический) экономический рост в долгосрочной перспективе, следует также связать эти цели с образованием и воспитанием наших детей», — сказала Эйгло Хардардоттир, исландский министр по делам Северного сотрудничества. Ожидается, что, реализуя «северную мечту», Исландия в период своего председательства осуществит ряд инициатив в области биоэкономики, креативных индустрий, а также в сфере улучшения взаимодействия между энергетикой, окружающей средой и климатом.
На сессии Северного совета депутаты рассмотрели проект по сотрудничеству Совета министров Северных стран с Северо-Западом России с 2014 года. Предполагается, что основные его направления будут одобрены министрами по делам сотрудничества Северных стран в декабре этого года.

 

Премьер-министры Северных стран и автономных территорий