Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 

Улица с финским акцентом. Алексей Кулаков

ТЕКСТ: АЛЕКСЕЙ КУЛАКОВ

Фото: Пресс-служба Губернатора и Правительства Ленинградской области

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и президент концерна Nokian Tyres Ким Гран на открытии второй очереди застройки жилого комплекса для работников шинного завода во Всеволожске. Октябрь 2013

Я сразу же начал искать сауну. Где-то же она должна быть, раз дом построили по финскому проекту? Заглянул в новые квартиры. В них еще пахло краской. На ровных стенах — симпатичные обои, на полу — ламинат. В кухне установлена мебель — простая, но функциональная, встроенная мойка и электрическая плита. Пол просторной лоджии выстлан зеленым ковролином. Ванная комната оборудована сантехникой, на стенах и на полу — кафель. Даже зеркало с подсветкой над раковиной. Вот что значит финский подход к строительству. Дом только что сдан, а уже хоть сегодня ставь раскладушку и живи! Правда, сауны я так и не нашел. И это, пожалуй, единственное разочарование.

В цехе всеволожского шинного завода Nokian Tyres

Как мне потом объяснили, о саунах думали. Но поговорили с будущими жильцами и решили, что они не нужны. Наши сказали: зачем место тратить, в квартирах — ванны, к тому же сауны есть на производстве. Хочешь до смены, хочешь после — пользуйся. Поэтому на высвобожденных площадях создали детский садик и безвозмездно передали его Всеволожскому району. Он нужнее. Мамы и папы знают, что пока они на заводе, их детишки под присмотром.
Однако пора объяснить, куда я попал. Во Всеволожске появился новый микрорайон. И построил его для своих работников концерн Nokian Tyres. Это предприятие обосновалось в России в 2005 году.

В мировых масштабах Nokian Tyres — компания не самая крупная. У нее всего два завода: один в Финляндии, другой в России, в Ленинградской области, а у крупнейших мировых производителей шин число заводов исчисляется десятками. Но финское предприятие по-своему уникально. Хотя бы потому, что из двух заводов более крупный находится за пределами Суоми. Под Всеволожском уже сейчас выпускают в два раза больше продукции, чем на главном предприятии в финском городе Нокиа. А через несколько лет, когда произойдет расширение, в российских цехах станут выпускать в три раза больше шин, чем на предприятии в Финляндии. При этом именно из России Nokian Tyres осуществляет свой основной экспорт в другие страны Европы, США, Канаду. Выходит, наши рабочие нисколько не хуже, чем финские?

В новом детском саду

Да, как пояснили финны, миф о том, что продукт, made in Russia, производящийся в России, всегда хуже зарубежного аналога, на первом этапе имел место. Но любые вопросы и сомнения по этому поводу оказалось довольно просто снять. Торговые фирмы, занимающиеся закупкой, пригласили на «русский» завод, показали цеха, оборудование, сырье, технологию производства шин. Покупатели уехали довольные. Всеволожский завод, о чем не без гордости говорят финны, — самое современное шинное предприятие в Европе, с высочайшим уровнем автоматизации, не на словах, а на деле соответствующее всем мировым стандартам.
Например, контроль качества. На всеволожском заводе он двойной — сначала каждую шину осматривают специалисты, затем автоматика. При этом за марку отвечает не только фирма, но и каждый конкретный мастер — Иванов, Петров или Сидоров, на шины ставится его персональный код. В случае аварии — все равно в каких краях, в далекой Канаде или где-нибудь под Парижем, по шифру легко найти бракодела. И осознание этого, конечно, налагает повышенную ответственность на сотрудников.
Что ни говори, а восемь лет работы предприятия — уже опыт. И то, что финский бизнес прижился и широко развивается в Ленинградской области — факт в высшей степени положительный, к тому же благоприятно влияющий на инвестиционный климат в регионе, да и в России в целом.
С руководителями финского концерна я решил поговорить о том, как все начиналось, были ли сомнения на старте.

На детской площадке

Конечно же, сомнения были. При наборе персонала на предприятие компания сознательно отказалась от приема сотрудников с опытом работы на российских шинных производствах. Проще было брать людей без опыта и обучать с нуля, чем менять уже выработанные производственные навыки. На начальном этапе без обучения на заводе в Нокии обойтись оказалось невозможно. Зато сотрудники после стажировки не только смогли приступить к самостоятельной работе, но и сами стали обучать товарищей.
С тех пор прошло несколько лет. Финны настолько поверили в Россию, что даже менеджмент на всеволожском заводе целиком российский. А руководство из Нокии приезжает лишь на торжественные мероприятия. И для контроля, конечно, тоже.
Сегодня, поскольку производство постоянно расширяется, на всеволожском заводе периодически проводится конкурс на новые рабочие места. По статистике предприятия, из 100 кандидатов в среднем остается только один. Как говорят в отделе кадров, мы сами себе устраиваем такую тяжелую жизнь. Но цель оправдывает средства. Во-первых, остаются лучшие, во‑вторых, удается выбрать соискателей, которые готовы надолго связать свою жизнь с Nokian Tyres.

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и президент концерна Nokian Tyres Ким Гран на шинном заводе во Всеволожске. Октябрь 2013

В условиях современных кризисов, требований к квалификации и стандартам качества кадровый рабочий поистине становится «золотым запасом» фирмы. Персонал гарантирует уровень марки, но чтобы доверить рабочему и недешевую технику, и продукцию, в него надо немало вложить. Эти деньги тоже своего рода инвестиция, которая оправдывается только тогда, когда сотрудник отдает предприятию не год-два, а десятилетия.

Понятно, всегда есть риск, что толковые кадры могут переманить. Поэтому рабочих удерживают не только высокой зарплатой, но и социальными гарантиями. Хорошее питание, условия труда, сауны и тренажерные залы — в наши дни довольно распространенное явление на успешных предприятиях. Но строительство жилья, организация детских садов для сотрудников — явление новое. Nokian Tyres построила для своих работников недалеко от завода целый микрорайон. Первую очередь, четыре пятиэтажных дома на 167 квартир, пустили в 2009 году. Вторую, три семиэтажных дома на 176 квартир — осенью 2013 года.
На торжественное открытие приехал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Он не без удовольствия осмотрел квартиры, оборудованные детские и спортивные площадки, детский сад, зеленые зоны. Что греха таить, далеко не всегда у нас так для своих строят. А финский комплекс, хоть и без саун, демонстрирует высокий стандарт качества жизни. Кстати, квартиры продают только сотрудникам фирмы, предоставляя ипотечные кредиты под низкие проценты.
«Это производство, которым Ленинградская область может гордиться, — сказал губернатор Александр Дрозденко. — У компании рациональный подход к организации бизнеса, ориентированный на дальнюю перспективу. А главное, финские шинники стали тем инвестором, который приходит в Россию не просто заработать деньги, а вносит в жизнь современной России нужный акцент, дающий образец для подражания, толчок для развития».
Всеволожский завод Nokian Tyres — предприятие уже сложившееся. И главное, что финские бизнесмены кроме современного производства исподволь внедрили особый стиль работы — работы единой командой, когда люди относятся к своему труду, как к делу семейному. По статистике, на заводе в финской Нокии в среднем сотрудник работает 13 лет, хотя есть случаи, когда и 20, и более. Финны не скрывают, что и в России хотят добиться подобных показателей. Все к тому и идет, есть прецеденты, когда на заводе под Всеволожском работают муж и жена или родители и дети.
Но командный дух уже есть. Когда стало понятно, что «заводской городок» оформляется в некий самостоятельный объект, нужно было предложить название улиц. Провели опрос среди работников, и большинство высказали пожелание жить на улице Шинников. Это название и было зарегистрировано в муниципалитете Всеволожска.