Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 1 (71) 2024


«Россия-БРИКС»

 

«Меж двух миров». Выставка к 150-летию со дня рождения С. А. Ан-ского Наталья Прокопьева

Выставка к 150-летию со дня рождения С. А. Ан-ского

ТЕКСТ: НАТАЛЬЯ ПРОКОПЬЕВА, заместитель директора Российского этнографического музея по учету, хранению и реставрации
ФОТО: Российский этнографический музей, Санкт-Петербург

В Российском этнографическом музее 31 октября открылась выставка, посвященная 150-летию известного российского исследователя еврейской традиционной культуры Семена Акимовича Ан-ского
(Шломо Зейнвила Раппопорта). Вторая дата, не менее значимая в истории современной иудаики, — 100-летие его этнографических экспедиций, ставших знаковыми, без преувеличения, для всей еврейской культуры.
Эта выставка продолжает серию выставок в Российском этнографическом музее, посвященных изучению традиционной культуры евреев.


Напомним, что первой была выставка «Тропою Ан-ского» (1992), которая ввела в научный и зрительский оборот, впервые за последние предшествовавшие ей пятьдесят лет, предметы традиционной культуры евреев. Следующим этапом стала выставка «…И прошел над ним ветер…» (1996), представлявшая жизнь еврейского местечка в царской России, полностью разрушенного трагическими событиями ХХ века. Все они состоялись в РЭМ благодаря исследованиям и экспозиционной подготовке материалов сотрудником музея Л. Б. Урицкой. В выставке 2004 года «Образы одного народа» коллектив музея постарался показать культуру разных групп евреев, проживавших в различных частях Российской империи, каждой со своей историей оседания, а именно — горских, грузинских, бухарских и ашкенази, таких разных на первый взгляд, но объединенных одной верой и «одной книгой» — Торой. Логическим завершением выставочных проектов стала постоянная экспозиция Российского этнографического музея «История и культура евреев на территории России», открытая для публики в 2007 году.
Имя С. А. Ан-ского широко известно всем, кто интересуется историей и культурой еврейского народа на территории России. Сам выходец из «черты оседлости», воспитанный в традиционной семье и выучивший русский язык только к шестнадцати годам, Семен Акимович впоследствии стал основоположником ряда направлений в изучении еврейского народа.
Но для Российского этнографического музея главная заслуга С. А. Ан-ского заключается все же в том, что в результате его этнографических экспедиций 1912–1914 годов перед Первой мировой войной он и его коллеги собрали уникальнейшую коллекцию традиционно-бытовых и культовых предметов евреев черты оседлости. Поводом для предпринятых «экскурсий» были, в том числе, и те социальные и исторические процессы, которые имели место в России в начале ХХ века. Очень быстрые изменения в традиционной жизни евреев, исчезновение культурных артефактов подвигли ученого на поездки в места компактного проживания евреев в России — в Подольскую, Волынскую и часть Киевской губернии. К слову сказать, в начале ХХ века всплеск изучения традиционных культур, и особенно собирание коллекций, коснулись не только этого народа. В целом в России научное сообщество к этому времени сформулировало цели и задачи отечественной этнографии, собирания предметов традиционных культур разных народов, определило предназначение этнографических музеев. Предшествующий период (с середины XIX века) был временем становления этнографической науки и этнографического музееведения, накопления знаний, возникновения методик. Музеи мыслились как источниковедческая база для изучения национальных культур.

Шкатулка из коллекции С. А. Ан-ского

Развитие национального самосознания, сохранение культурного единства евреев — одна из конечных целей деятельности С. А. Ан-ского. Инструментом для достижения этих целей было в том числе изучение и собирание этнографических, фольклорных, изобразительных материалов. В Санкт-Петербурге функционировало Еврейское историко-этнографическое общество, издавались газеты, с которыми сотрудничал ученый. В 1908–1910 годах С. А. Ан-ский опубликовал ряд статей о еврейском фольклоре и убедился в необходимости полноценной этнографической экспедиции в черту еврейской оседлости. Благодаря пожертвованиям киевского банкира Владимира Гинцбурга в 1911 году начинается плаКУЛЬТУРнирование экспедиции, названной в память отца мецената, барона Горация Гинцбурга. Анкета с вопросами, затрагивающими все аспекты повседневной и религиозной жизни, была составлена при участии этнографа Льва Штернберга, историка Семена Дубнова, библиографа Давида Маггида и других.
Первая экспедиция продолжалась с июля по октябрь 1912 года, вторая проходила летом 1913 года, третий сезон начался в июле 1914 года, но был вынужденно прерван в связи с началом Первой мировой войны. В исследованиях в разное время участвовали фотограф и художник Соломон Юдовин, музыковед Юлий Энгель, фольклорист Зиновий Кисельгоф, студенты Курсов востоковедения Авраам Рехтман, Ицхак Пикангур и Самуил Шрайер.


«Кабинет ученого» на выставке

Меж двух миров»За время работы исследовано семьдесят городов и местечек Подольской и Волынской губерний, были записаны более двух тысяч народных преданий и легенд, более полутора тысяч песен, тысяча инструментальных и синагогальных мелодий и застольных песен, заклинания, пословицы и притчи, а также описаны обряды, церемонии и суеверия. Кроме того, собраны документы, письма, рукописи, коллекция народных рисунков, брачные контракты и более семисот предметов еврейского быта и синагогальной утвари. Участникам поездок также удалось сфотографировать сотни синагог, надгробий, ритуальных и бытовых предметов, сцен труда ремесленников.
Одним из ценнейших собраний стали фотографии Соломона Юдовина, выполненные в экспедициях. По признанию современных исследователей, они визуализировали еврейскую культуру, до сей поры скрытую от широкой публики как самими замкнутыми в своих проявлениях еврейскими общинами, так и российскими законами того времени, ограничивавшими проживание евреев «чертой оседлости».

Рисунки С. Б. Юдовина на выставке «Меж двух миров»

Соломон Юдовин с энтузиазмом откликнулся на приглашение своего дяди, Семена Акимовича Ан-ского, принять участие в этнографической экспедиции по черте еврейской оседлости в качестве секретаря, художника и фотографа. В течение трех полевых сезонов 1912–1914 годов молодой фотограф сделал в общей сложности около 2000 фотоснимков, запечатлевших образы еврейского народа и местечка. Фотографии Юдовина не укладываются в рамки традиционной экспедиционной съемки начала XX века, составляя коллекцию работ, выполненных в духе пикториализма, с характерной для него живописной фактурой снимков. Фотоколлекция С. Юдовина вошла в собрание созданного Ан-ским Музея Петербургского еврейского историко-этнографического общества. В настоящее время фрагменты этой коллекции хранятся в фондах центра «Петербургская иудаика», в Российском этнографическом музее и в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Экспедиционные материалы Ан-ского составили основу музея Еврейского историко-этнографического общества, который был открыт в 1917 году. Опасаясь возможных беспорядков и погромов, в 1918 году он передал эти экспонаты на хранение в Этнографический отдел Русского музея, ныне Российский этнографический музей. Здесь они и по сей день. Всего хранящаяся в РЭМ коллекция предметов иудаики, собранная в экспедиции С. А. Ан-ским и его коллегами, насчитывает около четырехсот предметов. Богатое наследие ученого представлено также в собраниях других музеев и в научных центрах. Так, музыкальный, фольклорный и рукописный архив хранится в Национальной библиотеке Украины имени В. И. Вернадского, его рукописный дневник находится в собрании Российского Государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) в Москве.
Коллекция Ан-ского вместе с коллекциями, собранными в разные годы ХХ века сотрудниками музея и переданными в РЭМ частными лицами, является по своему составу жемчужиной еврейских собраний в музеях России. В ней есть предметы быта и утвари еврейского местечка, мужские и женские костюмы и различные детали одежды, головные уборы, предметы календарной и праздничной культуры, убранства интерьера, амулеты, предметы ремесла, музыкальные инструменты, предметы религиозного культа и другие. Все вместе это позволяет на экспозиции показать различные стороны традиционной культуры народа на рубеже XIX–XХ веков.

Скрижали из коллекции С. А. Ан-ского

Нынешняя выставка «Меж двух миров» представляет фотографии и копии рисунков с надгробий, выполненные С. Юдовиным, подлинные предметы иудаики, приобретенные С. А. Ан-ским в экспедиции, а также условный комплекс «Кабинет ученого», в котором сотрудники Российского этнографического музея попытались передать атмосферу того времени. Представленные предметы — стол, пишущая машинка с еврейским шрифтом, календарь, чернильный прибор — характерны для быта русско-еврейской интеллигенции начала XX века. «Нет у меня ни жены, ни детей, ни дома, ни даже квартиры, ни имущества, нет даже никаких окрепших привычек», — писал о себе Семен Акимович Ан-ский. Смыслом жизни и источником вдохновения для него была работа.

Деревянная синагога в Могилеве. Фотография С. Б. Юдовина