Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 2 (63) 2021


«Новая Европа»

 

Точка зрения
Между Петербургом и Вьетнамом установили «беспрецедентный уровень взаимного доверия»

Отношения между двумя странами в последние годы вышли на новый уровень, и важнейшую роль в сотрудничестве стран будет играть наш город В государстве, которое много лет было союзником Советского Союза и продолжает носить официальное название СРВ (Социалистическая республика Вьетнам), на днях прошел XIII съезд Коммунистической партии Вьетнама (КПВ). На нем было принято несколько важнейших решений, которые, как считает заместитель главы Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Вячеслав Калганов, окажут влияние на развитие сотрудничества Северной столицы России с одной из крупнейших стран Азии.

Фабио Мастранжело: Я чувствую любовь Петербурга

БЕСЕДОВАЛА ТАТЬЯНА ЩЕПИНА

В заключительном выпуске этого года в рамках проекта генерального директора гостиницы «Амбассадор» Андрея Шарапова «Русские по призванию» мы публикуем интервью с Фабио Мастранжело — известным петербургским музыкантом и дирижером.

— Фабио, что еще, на Ваш взгляд, объединяет народы России и Италии?

— Наши души очень похожи, у нас с вами богатый внутренний мир. Мы вместе все принимаем близко к сердцу, не можем оставаться равнодушными к чужой боли, до слез любим своих детей, жен и родителей. Часто ходим в храм и трепетно разговариваем с Богом. Вообще в России жило много итальянцев, сколько чудесных архитектурных шедевров они создали в Петербурге… Чуть не забыл: и мы, и вы так… страстно ругаемся за рулем!

— Вы ругаетесь по-русски или по-итальянски?

— По-русски, даже когда еду по итальянским дорогам! Там меня вообще принимают за сумасшедшего… Наверное, так происходит потому, что я уже давно ощущаю себя русским.

— Как Вы оказались в России?

— Это длинная история… В 5 лет я впервые сел за рояль и прикоснулся к творчеству русских композиторов — Прокофьева и Кабалевского. Их фортепианная музыка очаровала меня, мне стала интересна история страны, в которой жили эти люди. В 9 лет я самостоятельно выучил русский алфавит. С каждым годом предчувствие того, что моя судьба будет связана с Россией, становилось все сильнее. Посмотрев фильм «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, я прочувствовал всю боль и глубину русской души. В то время у нас в Италии часто выступали музыкальные коллективы из СССР. Однажды на гастроли приехал оркестр под управлением Виктора Третьякова. Я случайно оказался за кулисами, и нас познакомили. Мы общались на ломаном английском, я постарался объяснить, что очень хотел бы приехать в Россию. Тогда, к сожалению, не было ни электронной почты, ни мобильных телефонов, и записанные мною на клочке бумаги его адрес и телефон, видимо, где-то затерялись. В общем, никакого отклика не последовало. На какое-то время жизнь увела меня далеко от России, я уехал учиться в Канаду. И вот однажды случайно наткнулся на объявление в газете, что в Петербурге будет проводить мастер-класс Илья Мусин, самый известный российский педагог для дирижеров. Собрал все документы, отправил заявку… Ответа не было несколько месяцев, я очень расстраивался и почти потерял надежду. И вдруг пришло заветное письмо… Так я впервые оказался в России, приехал на мастер-класс для дирижеров, это был 1999 год.

— Как проходили занятия?

— К сожалению, Илья Мусин скоропостижно скончался за два дня до мастер-класса. Мне сказали об этом, когда я уже прилетел в Петербург. Возвращаться ни с чем после стольких приложенных усилий не было смысла, и я согласился на предложенную замену. У меня была уникальная возможность много репетировать с оркестром, для начинающего дирижера это очень важно. Однажды маэстро Кантаров, который проводил занятия, спросил: «Фабио, зачем ты здесь?». Я искренне рассказал, что вижу свое будущее в России. Он, наверное, решил, что я сумасшедший, но через некоторое время предложил мне стать его ассистентом. Так я впервые встал за дирижерский пульт в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича, и с того момента началась моя карьера в Санкт-Петербурге. А ровно через год я впервые выступил в том же зале в статусе дирижера.

— Все это время Вы общались на английском?

— Да, и, конечно, я понимал, что пора серьезно браться за русский. Я специально не изучал ни слов, ни грамматики. Все произошло как-то само собой… Сначала просто слушал и запоминал, потом заговорил.

— Каким было Ваше первое впечатление от Санкт-Петербурга?

— После занятий я пошел гулять по городу — по Невскому проспекту, по набережной канала Грибоедова. Помню, что храм Спаса-на-Крови произвел на меня очень сильное впечатление. Мне было хорошо и комфортно на улицах Петербурга, и тогда я понял, что останусь здесь навсегда.

— В каких местах города Вы любите бывать сегодня?

— Это по-прежнему Невский проспект, центр города… Еще мне очень нравится Васильевский остров, особенно пешеходные зоны. Помню, когда впервые оказался там, очень захотел жить именно на Васильевском. В результате — купил квартиру… Вообще в Петербурге я чувствую себя окруженным любовью. Это касается не только моей семьи, друзей или коллег. Я чувствую, что людям нравится то, что я делаю. Для меня это очень важно!

— Свою супругу Олесю Тертычную Вы встретили в городе на Неве?

— Как ни странно, но мы познакомились в Италии в 2001 году, она была там на гастролях. Я влюбился с первого взгляда и, как истинный джентльмен, сразу предложил пожениться. Кстати, я всегда знал, что моей женой станет иностранка…

— Чем отличаются русские женщины от итальянок?

— Во-первых, россиянки — самые красивые в мире, и это правда. Во-вторых, их души настолько глубоки… Внутренний мир полон неиссякаемых
богатств… Для творческого человека это очень важно. Ведь творчество — это обмен энергией. Я черпаю силы из общения с любимой женщиной, для того, чтобы потом отдать их слушателям вместе с музыкой и частичкой своего сердца.

— Какие русские традиции особенно близки Вашей душе?

— Конечно, мне близко здесь все, потому что я давно живу в Петербурге. У меня особое, трепетное отношение к вашим православным традициям. Знаете, я ведь раньше был католиком. Однажды гулял по Петербургу, и мне очень захотелось зайти в православный храм… Не знаю, как это случилось, наверно, на то была воля Божия… Так я впервые оказался в церкви Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади. Шла служба, звучала необыкновенная, удивительная музыка в исполнении церковного хора… Я вслушивался и вдруг понял, что нахожусь на прямой связи с Богом… С тех пор я стал бывать в городских церквях регулярно. Недавно принял православие и стал еще более счастливым человеком.

— Что бы Вы хотели изменить в Вашей жизни в Санкт-Петербурге?

— Мне бы очень хотелось, чтобы в целом жизнь стала лучше и ее качество повысилось. Чтобы у всех людей были равные возможности, чтобы было больше справедливости вокруг. Наверное, я сентиментален… Кстати, я с рождения связан с ангелами… Мою бабушку звали Анжела (что в переводе с итальянского означает «ангел»), а фамилия «Мастранжело» и вовсе переводится как «маэстро ангелов». Может быть, поэтому я всегда задумываюсь о чем-то возвышенном…

— Ангелы — яркий символ Петербурга, получается, что Вы — один из них…

— Спасибо за комплимент! Ангелы всегда несут любовь и доброту, я стараюсь делать то же самое, и мне кажется, что фамилия здесь ни при чем. Все от человека зависит.

— Как в Вашей жизни появился «Амбассадор»?

— Все знают, что «Амбассадор» — это мой второй дом, и здесь я бываю иногда чаще, чем у себя дома. А началось все с того, что однажды в аэропорту «Пулково» кто-то прикоснулся к моему плечу и сказал: «Маэстро, я Вас знаю!». Это был Андрей Всеволодович Шарапов, генеральный директор отеля «Амбассадор». Он рассказал мне, что хотел бы сделать в стенах гостиницы музыкальный проект с моим участием. Сначала мне идея не очень понравилась, потому что я всегда считал, что для исполнения музыки в Петербурге есть много концертных залов, отель не подходил для таких целей. Но потом решил, что стоит немного изменить идею и сделать упор на неформальное общение, которое будет происходить после непродолжительной музыкальной программы. В театрах такого нет — концерт окончен, и все расходятся. Таким образом в 2009 году появился проект «Вернисаж искусств в «Амбассадоре». Фабио Мастранжело приглашает». Эти музыкальные вечера проходят каждый месяц, в них принимают участие как известные музыканты с мировым именем, так и начинающие артисты, для которых данный проект — хороший способ найти своего зрителя. Я очень благодарен Андрею Всеволодовичу Шарапову. От всей души желаю успехов новому интересному проекту — «Русские по призванию». Мне кажется, это будет очень познавательно и любопытно для каждого человека, живущего в Санкт-Петербурге.

СПРАВКА

Фабио Мастранжело
Проживает в Петербурге более 12 лет, имеет российский паспорт. Главный дирижер Оркестра Государственного Эрмитажа, продюсер и руководитель многих музыкальных проектов, в том числе проекта «Опера — всем».
О РОССИИ: Петербург — самый итальянский город России.