Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 4 (62) 2020


«Россия - Новая Восточная Европа»

 

Точка зрения
Конфликт в Нагорном Карабахе: история и причины

Армения и Азербайджан ввели военное положение и объявили мобилизацию после обострения ситуации в Нагорном Карабахе. Стороны обвиняют друг друга в нарушении перемирия, провокациях и рапортуют об уничтожении техники и военнослужащих соперников. О том, с чего начался конфликт и почему вокруг Нагорного Карабаха не утихают многолетние споры, рассказывает НТВ.

Фабио Мастранжело: Я чувствую любовь Петербурга

БЕСЕДОВАЛА ТАТЬЯНА ЩЕПИНА

В заключительном выпуске этого года в рамках проекта генерального директора гостиницы «Амбассадор» Андрея Шарапова «Русские по призванию» мы публикуем интервью с Фабио Мастранжело — известным петербургским музыкантом и дирижером.

— Фабио, что еще, на Ваш взгляд, объединяет народы России и Италии?

— Наши души очень похожи, у нас с вами богатый внутренний мир. Мы вместе все принимаем близко к сердцу, не можем оставаться равнодушными к чужой боли, до слез любим своих детей, жен и родителей. Часто ходим в храм и трепетно разговариваем с Богом. Вообще в России жило много итальянцев, сколько чудесных архитектурных шедевров они создали в Петербурге… Чуть не забыл: и мы, и вы так… страстно ругаемся за рулем!

— Вы ругаетесь по-русски или по-итальянски?

— По-русски, даже когда еду по итальянским дорогам! Там меня вообще принимают за сумасшедшего… Наверное, так происходит потому, что я уже давно ощущаю себя русским.

— Как Вы оказались в России?

— Это длинная история… В 5 лет я впервые сел за рояль и прикоснулся к творчеству русских композиторов — Прокофьева и Кабалевского. Их фортепианная музыка очаровала меня, мне стала интересна история страны, в которой жили эти люди. В 9 лет я самостоятельно выучил русский алфавит. С каждым годом предчувствие того, что моя судьба будет связана с Россией, становилось все сильнее. Посмотрев фильм «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, я прочувствовал всю боль и глубину русской души. В то время у нас в Италии часто выступали музыкальные коллективы из СССР. Однажды на гастроли приехал оркестр под управлением Виктора Третьякова. Я случайно оказался за кулисами, и нас познакомили. Мы общались на ломаном английском, я постарался объяснить, что очень хотел бы приехать в Россию. Тогда, к сожалению, не было ни электронной почты, ни мобильных телефонов, и записанные мною на клочке бумаги его адрес и телефон, видимо, где-то затерялись. В общем, никакого отклика не последовало. На какое-то время жизнь увела меня далеко от России, я уехал учиться в Канаду. И вот однажды случайно наткнулся на объявление в газете, что в Петербурге будет проводить мастер-класс Илья Мусин, самый известный российский педагог для дирижеров. Собрал все документы, отправил заявку… Ответа не было несколько месяцев, я очень расстраивался и почти потерял надежду. И вдруг пришло заветное письмо… Так я впервые оказался в России, приехал на мастер-класс для дирижеров, это был 1999 год.

— Как проходили занятия?

— К сожалению, Илья Мусин скоропостижно скончался за два дня до мастер-класса. Мне сказали об этом, когда я уже прилетел в Петербург. Возвращаться ни с чем после стольких приложенных усилий не было смысла, и я согласился на предложенную замену. У меня была уникальная возможность много репетировать с оркестром, для начинающего дирижера это очень важно. Однажды маэстро Кантаров, который проводил занятия, спросил: «Фабио, зачем ты здесь?». Я искренне рассказал, что вижу свое будущее в России. Он, наверное, решил, что я сумасшедший, но через некоторое время предложил мне стать его ассистентом. Так я впервые встал за дирижерский пульт в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича, и с того момента началась моя карьера в Санкт-Петербурге. А ровно через год я впервые выступил в том же зале в статусе дирижера.

— Все это время Вы общались на английском?

— Да, и, конечно, я понимал, что пора серьезно браться за русский. Я специально не изучал ни слов, ни грамматики. Все произошло как-то само собой… Сначала просто слушал и запоминал, потом заговорил.

— Каким было Ваше первое впечатление от Санкт-Петербурга?

— После занятий я пошел гулять по городу — по Невскому проспекту, по набережной канала Грибоедова. Помню, что храм Спаса-на-Крови произвел на меня очень сильное впечатление. Мне было хорошо и комфортно на улицах Петербурга, и тогда я понял, что останусь здесь навсегда.

— В каких местах города Вы любите бывать сегодня?

— Это по-прежнему Невский проспект, центр города… Еще мне очень нравится Васильевский остров, особенно пешеходные зоны. Помню, когда впервые оказался там, очень захотел жить именно на Васильевском. В результате — купил квартиру… Вообще в Петербурге я чувствую себя окруженным любовью. Это касается не только моей семьи, друзей или коллег. Я чувствую, что людям нравится то, что я делаю. Для меня это очень важно!

— Свою супругу Олесю Тертычную Вы встретили в городе на Неве?

— Как ни странно, но мы познакомились в Италии в 2001 году, она была там на гастролях. Я влюбился с первого взгляда и, как истинный джентльмен, сразу предложил пожениться. Кстати, я всегда знал, что моей женой станет иностранка…

— Чем отличаются русские женщины от итальянок?

— Во-первых, россиянки — самые красивые в мире, и это правда. Во-вторых, их души настолько глубоки… Внутренний мир полон неиссякаемых
богатств… Для творческого человека это очень важно. Ведь творчество — это обмен энергией. Я черпаю силы из общения с любимой женщиной, для того, чтобы потом отдать их слушателям вместе с музыкой и частичкой своего сердца.

— Какие русские традиции особенно близки Вашей душе?

— Конечно, мне близко здесь все, потому что я давно живу в Петербурге. У меня особое, трепетное отношение к вашим православным традициям. Знаете, я ведь раньше был католиком. Однажды гулял по Петербургу, и мне очень захотелось зайти в православный храм… Не знаю, как это случилось, наверно, на то была воля Божия… Так я впервые оказался в церкви Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади. Шла служба, звучала необыкновенная, удивительная музыка в исполнении церковного хора… Я вслушивался и вдруг понял, что нахожусь на прямой связи с Богом… С тех пор я стал бывать в городских церквях регулярно. Недавно принял православие и стал еще более счастливым человеком.

— Что бы Вы хотели изменить в Вашей жизни в Санкт-Петербурге?

— Мне бы очень хотелось, чтобы в целом жизнь стала лучше и ее качество повысилось. Чтобы у всех людей были равные возможности, чтобы было больше справедливости вокруг. Наверное, я сентиментален… Кстати, я с рождения связан с ангелами… Мою бабушку звали Анжела (что в переводе с итальянского означает «ангел»), а фамилия «Мастранжело» и вовсе переводится как «маэстро ангелов». Может быть, поэтому я всегда задумываюсь о чем-то возвышенном…

— Ангелы — яркий символ Петербурга, получается, что Вы — один из них…

— Спасибо за комплимент! Ангелы всегда несут любовь и доброту, я стараюсь делать то же самое, и мне кажется, что фамилия здесь ни при чем. Все от человека зависит.

— Как в Вашей жизни появился «Амбассадор»?

— Все знают, что «Амбассадор» — это мой второй дом, и здесь я бываю иногда чаще, чем у себя дома. А началось все с того, что однажды в аэропорту «Пулково» кто-то прикоснулся к моему плечу и сказал: «Маэстро, я Вас знаю!». Это был Андрей Всеволодович Шарапов, генеральный директор отеля «Амбассадор». Он рассказал мне, что хотел бы сделать в стенах гостиницы музыкальный проект с моим участием. Сначала мне идея не очень понравилась, потому что я всегда считал, что для исполнения музыки в Петербурге есть много концертных залов, отель не подходил для таких целей. Но потом решил, что стоит немного изменить идею и сделать упор на неформальное общение, которое будет происходить после непродолжительной музыкальной программы. В театрах такого нет — концерт окончен, и все расходятся. Таким образом в 2009 году появился проект «Вернисаж искусств в «Амбассадоре». Фабио Мастранжело приглашает». Эти музыкальные вечера проходят каждый месяц, в них принимают участие как известные музыканты с мировым именем, так и начинающие артисты, для которых данный проект — хороший способ найти своего зрителя. Я очень благодарен Андрею Всеволодовичу Шарапову. От всей души желаю успехов новому интересному проекту — «Русские по призванию». Мне кажется, это будет очень познавательно и любопытно для каждого человека, живущего в Санкт-Петербурге.

СПРАВКА

Фабио Мастранжело
Проживает в Петербурге более 12 лет, имеет российский паспорт. Главный дирижер Оркестра Государственного Эрмитажа, продюсер и руководитель многих музыкальных проектов, в том числе проекта «Опера — всем».
О РОССИИ: Петербург — самый итальянский город России.