Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 2 (63) 2021


«Новая Европа»

 

Точка зрения
Между Петербургом и Вьетнамом установили «беспрецедентный уровень взаимного доверия»

Отношения между двумя странами в последние годы вышли на новый уровень, и важнейшую роль в сотрудничестве стран будет играть наш город В государстве, которое много лет было союзником Советского Союза и продолжает носить официальное название СРВ (Социалистическая республика Вьетнам), на днях прошел XIII съезд Коммунистической партии Вьетнама (КПВ). На нем было принято несколько важнейших решений, которые, как считает заместитель главы Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Вячеслав Калганов, окажут влияние на развитие сотрудничества Северной столицы России с одной из крупнейших стран Азии.

«Меж двух миров». Выставка к 150-летию со дня рождения С. А. Ан-ского Наталья Прокопьева

Выставка к 150-летию со дня рождения С. А. Ан-ского

ТЕКСТ: НАТАЛЬЯ ПРОКОПЬЕВА, заместитель директора Российского этнографического музея по учету, хранению и реставрации
ФОТО: Российский этнографический музей, Санкт-Петербург

В Российском этнографическом музее 31 октября открылась выставка, посвященная 150-летию известного российского исследователя еврейской традиционной культуры Семена Акимовича Ан-ского
(Шломо Зейнвила Раппопорта). Вторая дата, не менее значимая в истории современной иудаики, — 100-летие его этнографических экспедиций, ставших знаковыми, без преувеличения, для всей еврейской культуры.
Эта выставка продолжает серию выставок в Российском этнографическом музее, посвященных изучению традиционной культуры евреев.


Напомним, что первой была выставка «Тропою Ан-ского» (1992), которая ввела в научный и зрительский оборот, впервые за последние предшествовавшие ей пятьдесят лет, предметы традиционной культуры евреев. Следующим этапом стала выставка «…И прошел над ним ветер…» (1996), представлявшая жизнь еврейского местечка в царской России, полностью разрушенного трагическими событиями ХХ века. Все они состоялись в РЭМ благодаря исследованиям и экспозиционной подготовке материалов сотрудником музея Л. Б. Урицкой. В выставке 2004 года «Образы одного народа» коллектив музея постарался показать культуру разных групп евреев, проживавших в различных частях Российской империи, каждой со своей историей оседания, а именно — горских, грузинских, бухарских и ашкенази, таких разных на первый взгляд, но объединенных одной верой и «одной книгой» — Торой. Логическим завершением выставочных проектов стала постоянная экспозиция Российского этнографического музея «История и культура евреев на территории России», открытая для публики в 2007 году.
Имя С. А. Ан-ского широко известно всем, кто интересуется историей и культурой еврейского народа на территории России. Сам выходец из «черты оседлости», воспитанный в традиционной семье и выучивший русский язык только к шестнадцати годам, Семен Акимович впоследствии стал основоположником ряда направлений в изучении еврейского народа.
Но для Российского этнографического музея главная заслуга С. А. Ан-ского заключается все же в том, что в результате его этнографических экспедиций 1912–1914 годов перед Первой мировой войной он и его коллеги собрали уникальнейшую коллекцию традиционно-бытовых и культовых предметов евреев черты оседлости. Поводом для предпринятых «экскурсий» были, в том числе, и те социальные и исторические процессы, которые имели место в России в начале ХХ века. Очень быстрые изменения в традиционной жизни евреев, исчезновение культурных артефактов подвигли ученого на поездки в места компактного проживания евреев в России — в Подольскую, Волынскую и часть Киевской губернии. К слову сказать, в начале ХХ века всплеск изучения традиционных культур, и особенно собирание коллекций, коснулись не только этого народа. В целом в России научное сообщество к этому времени сформулировало цели и задачи отечественной этнографии, собирания предметов традиционных культур разных народов, определило предназначение этнографических музеев. Предшествующий период (с середины XIX века) был временем становления этнографической науки и этнографического музееведения, накопления знаний, возникновения методик. Музеи мыслились как источниковедческая база для изучения национальных культур.

Шкатулка из коллекции С. А. Ан-ского

Развитие национального самосознания, сохранение культурного единства евреев — одна из конечных целей деятельности С. А. Ан-ского. Инструментом для достижения этих целей было в том числе изучение и собирание этнографических, фольклорных, изобразительных материалов. В Санкт-Петербурге функционировало Еврейское историко-этнографическое общество, издавались газеты, с которыми сотрудничал ученый. В 1908–1910 годах С. А. Ан-ский опубликовал ряд статей о еврейском фольклоре и убедился в необходимости полноценной этнографической экспедиции в черту еврейской оседлости. Благодаря пожертвованиям киевского банкира Владимира Гинцбурга в 1911 году начинается плаКУЛЬТУРнирование экспедиции, названной в память отца мецената, барона Горация Гинцбурга. Анкета с вопросами, затрагивающими все аспекты повседневной и религиозной жизни, была составлена при участии этнографа Льва Штернберга, историка Семена Дубнова, библиографа Давида Маггида и других.
Первая экспедиция продолжалась с июля по октябрь 1912 года, вторая проходила летом 1913 года, третий сезон начался в июле 1914 года, но был вынужденно прерван в связи с началом Первой мировой войны. В исследованиях в разное время участвовали фотограф и художник Соломон Юдовин, музыковед Юлий Энгель, фольклорист Зиновий Кисельгоф, студенты Курсов востоковедения Авраам Рехтман, Ицхак Пикангур и Самуил Шрайер.


«Кабинет ученого» на выставке

Меж двух миров»За время работы исследовано семьдесят городов и местечек Подольской и Волынской губерний, были записаны более двух тысяч народных преданий и легенд, более полутора тысяч песен, тысяча инструментальных и синагогальных мелодий и застольных песен, заклинания, пословицы и притчи, а также описаны обряды, церемонии и суеверия. Кроме того, собраны документы, письма, рукописи, коллекция народных рисунков, брачные контракты и более семисот предметов еврейского быта и синагогальной утвари. Участникам поездок также удалось сфотографировать сотни синагог, надгробий, ритуальных и бытовых предметов, сцен труда ремесленников.
Одним из ценнейших собраний стали фотографии Соломона Юдовина, выполненные в экспедициях. По признанию современных исследователей, они визуализировали еврейскую культуру, до сей поры скрытую от широкой публики как самими замкнутыми в своих проявлениях еврейскими общинами, так и российскими законами того времени, ограничивавшими проживание евреев «чертой оседлости».

Рисунки С. Б. Юдовина на выставке «Меж двух миров»

Соломон Юдовин с энтузиазмом откликнулся на приглашение своего дяди, Семена Акимовича Ан-ского, принять участие в этнографической экспедиции по черте еврейской оседлости в качестве секретаря, художника и фотографа. В течение трех полевых сезонов 1912–1914 годов молодой фотограф сделал в общей сложности около 2000 фотоснимков, запечатлевших образы еврейского народа и местечка. Фотографии Юдовина не укладываются в рамки традиционной экспедиционной съемки начала XX века, составляя коллекцию работ, выполненных в духе пикториализма, с характерной для него живописной фактурой снимков. Фотоколлекция С. Юдовина вошла в собрание созданного Ан-ским Музея Петербургского еврейского историко-этнографического общества. В настоящее время фрагменты этой коллекции хранятся в фондах центра «Петербургская иудаика», в Российском этнографическом музее и в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Экспедиционные материалы Ан-ского составили основу музея Еврейского историко-этнографического общества, который был открыт в 1917 году. Опасаясь возможных беспорядков и погромов, в 1918 году он передал эти экспонаты на хранение в Этнографический отдел Русского музея, ныне Российский этнографический музей. Здесь они и по сей день. Всего хранящаяся в РЭМ коллекция предметов иудаики, собранная в экспедиции С. А. Ан-ским и его коллегами, насчитывает около четырехсот предметов. Богатое наследие ученого представлено также в собраниях других музеев и в научных центрах. Так, музыкальный, фольклорный и рукописный архив хранится в Национальной библиотеке Украины имени В. И. Вернадского, его рукописный дневник находится в собрании Российского Государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) в Москве.
Коллекция Ан-ского вместе с коллекциями, собранными в разные годы ХХ века сотрудниками музея и переданными в РЭМ частными лицами, является по своему составу жемчужиной еврейских собраний в музеях России. В ней есть предметы быта и утвари еврейского местечка, мужские и женские костюмы и различные детали одежды, головные уборы, предметы календарной и праздничной культуры, убранства интерьера, амулеты, предметы ремесла, музыкальные инструменты, предметы религиозного культа и другие. Все вместе это позволяет на экспозиции показать различные стороны традиционной культуры народа на рубеже XIX–XХ веков.

Скрижали из коллекции С. А. Ан-ского

Нынешняя выставка «Меж двух миров» представляет фотографии и копии рисунков с надгробий, выполненные С. Юдовиным, подлинные предметы иудаики, приобретенные С. А. Ан-ским в экспедиции, а также условный комплекс «Кабинет ученого», в котором сотрудники Российского этнографического музея попытались передать атмосферу того времени. Представленные предметы — стол, пишущая машинка с еврейским шрифтом, календарь, чернильный прибор — характерны для быта русско-еврейской интеллигенции начала XX века. «Нет у меня ни жены, ни детей, ни дома, ни даже квартиры, ни имущества, нет даже никаких окрепших привычек», — писал о себе Семен Акимович Ан-ский. Смыслом жизни и источником вдохновения для него была работа.

Деревянная синагога в Могилеве. Фотография С. Б. Юдовина